Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая система. Налоги, их виды. Налоговая ставка. Кривая А. Лаффера. 54. Налоговая система. Налоги и их виды. Налоговая ставка. Кривая А. Лаффера.

Поиск

Основн источником поступлений в доходную часть бюджета явл налоги. Налоги-обязательн платежи, взымаемые гос-ом с юр и физ лиц.Обязанность граждан платить законно установленные налоги закрепл в ст.57 КРФ.

По способу изъятия налоги подраздел на: прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с владельца налогооблажения.Среди этого вида налогов наиб известен подоходный налог. Примерами прямых налогов могут служить также налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество. Косвенные налоги, в отдлич от прямых, уплачив конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств гос-ву. К таким налогам относ: НДС, налог с продаж, акцизы(аналог налога с продаж, дополн начисляемый на опред виды товаров-алкоголь, табак, деликатесы, ювелирн изделия),таможенные пошлины.

По характеру начисления на объект обложения налоги, и соотв налоговые системы подразд: прогрессивные(ставки налога увелич по мере роста объекта налога), регрессвиные, пропорциональные.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной ставки. Средней ставкой назыв отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка -ставка обложения налогом дополнит единицы дохода. Средн налог ставка=валовый оплачив налог/валовы(совокупный) полученный доход.

Регрессивный налог – налог, кот в денежном выражении = для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это как правило косвенные налоги.

Пропорциональный налог – налог, при кот налоговая ставка остается неизмен, независимо от стоимости объекта обложения.(налоги на имущество предприятий и физ лиц)

Система налогообложения в Р. Закрепляемая в Налогов Кодексом, представл собой 3 уровня: федеральный, региональный, местный.

Кривая Лаффера описыв связь м\д ставками налогов и налогов поступлениями в гос-ый бюджет.Согласно концепции амер экономичта Артура Лаффера – стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположн результатам.Это и демонстрировал он своей известн кривой.

Поступление налогов в госбюджет(Т) откладыв на оси абсцисс, на оси ординат - предельная налоговая ставка (t).

 

39. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит. Расходы гос бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Пртовоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, наз бюджетным профицитом(излишком). Принято различать первичный и общий дифицит гос-го бюджета. Первичный дефицит – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу.По аналогии опред и первичный профицит.

Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета. Фактический- отрицательн разница м\д фактическими(действительными)доходами и расходами правительства. Структурный – разность м\д доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национ дохода, соотв полной занятости. Др.словами это та занятость кот существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос-ых расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический-разница м\д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета.Он представл собой следствие колебаний эконом активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос расходах происходят автоматически.Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита):

 

40. Цели и инструменты фискальной политики. Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика-сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы,касающиеся объема гос расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е.превышением текущих расходов гос-ва над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. АНБП явл результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, кот уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогооблажение.

56. Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики. Стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика.

Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика-сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы,касающиеся объема гос расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е.превышением текущих расходов гос-ва над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.АНБП явл результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, кот уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогооблажение.

 

41. Деньги: сущность и функции. Денежная масса и ее основные агрегаты. Регулирование денежной массы в обращении. Деньги представляют собой неотъемлемый элемент повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Деньги возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и появление их стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена. В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию.

Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. На языке экономической теории это означает, что издержки обмена денег на какие-либо др блага = 0.

Гос-во выпускает в обращение деньги как законное средство платежа в экономике. Предложение денег (денежную массу) обеспечивает по согласованию с правительством Центральный банк страны. Т.О. современные деньги представляют собой декретные деньги кот правительство провозгалшает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

В экономике страны население предъявляет спрос на деньги, поскольку они выполняют важные функции:1). Счетная единица – в бартерной экономике торговля ведется по относительным ценам товаров. Чем больше товаров вовлекается в обмен, тем больше кол-во относительных денег. Поэтому объективно требуется своеобразная единая мера ценности, роль кот выполняют деньги. С появлением денег цены всех товаров получают денежное выражение. 2). Средство обмена – В бартерной экономике необх двойное совпадение потребностей для заключения сделок. Деньги становятся посредниками в товарообменных сделках (товар-деньги-товар). 3). Средство сохранения ценности –деньги позволяют сохранить ценность богатства, служат его накоплению, хотя их ценность может со временем меняться. 4). Средство платежа- в денежной форме может фиксироваться величина обязательств и долгов; поэтому деньги служат средством платежа. В этой роли деньги используются, когда наблюдается несовпадение по времени покупок и продаж, т.е.товары продаются в кредит. ВЕКСЕЛЬ - безусловное долговое обязательство. Имея в своих активах векселя различных фирм, банки могли на их основе выпускать собственные векселя – БАНКНОТЫ, кот превращали банки в должников.

Денежная масса-совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающ обращение товаров и услуг, кот располаг частн лица, институциональные собственники, гос-во. В структуре денежной массы выделяется активн часть и пассивн часть. Наличные средства- бумажные деньги, мелкая разменная монета. «Квази-деньги»-наиболее весомая и быстро растущая часть в структуре денежной массы. Экономисты наз «квази-деньги» ликвидными ативами. Расположив компоненты денежной массы по степени убывании я ликвидности, можно выделить неск денежных агрегатов – показателей денежной массы.

 

42. Денежный рынок. Особенности формирования спроса на деньги. Предложение денег. Модели равновесия на денежном рынке. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке. Важнейшая из них – равновесие м\д спросом и предложением денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств,кот хранят хозяйственные агенты, др словами спрос на денежные запасы в реальном выражении, т.е. с учетом индекса цен (Р).Реальные денежн запасы характер соотношение денежн массы вкл в себя не только наличность, но также остатки средств на текущих и срочных счетах, и общего уровня цен в экономике, т.е. записыв как М/Р. Трансакционный спрос на деньги- основ на фунции денег, как средство обмена. Зависит от величины временного интервалам\д получением одного денежного дохода и получением следующего. Макроэкономическая модель денежного рынка в представление неоклассиков, основ на том, что совокупный спрос на деньги – это функция уровня номинального дохода (РУ), а предложение денег устанавливается независимо от других переменных экономической системы. Портфельные теории спроса на деньги – все внимание на функции денег как средства сохранения ценности. В портфельных теориях на деньги развивается теория предпочтения ликвидности ДЖ.КЕЙНСА, он считал что спекулятивный спрос на деньги зависит от процентной ставки. Также выдвинул такой мотив хранения денег, как мотив предосторожности, кот связан с функцией денег как средства обмена.

 

43. Банковская система: понятие и структура. Теории спроса и предложения денег, равновесия на ден.рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экон.развития. Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых ЦБ в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и ден.обращения.ЦБ играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для экон.роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экон.роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: Операции на открытом рынке. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг.

· Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать ден.средства у ЦБ. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

· ЦБ также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается ЦБ и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экон.конъюнктуры.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ЦБ покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает учетную ставку процента, снижает обязательную норму банковского резервирования).След-но, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост ден.массы и снижение процентных ставок.Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ЦБ продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, повышает учетную ставку процента, повышает обязательную норму банковского резервирования).Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.008 с.)