Прогнозирование спроса на товары народного потребления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование спроса на товары народного потребления



Научное прогнозирование спроса необходимо для вы­работки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области про­изводства продукции и торговли товарами народного потреб­ления.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управле­ния экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государ­ственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наи­более полного удовлетворения потребностей населения в това­рах как в текущем периоде, так и в перспективе. На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торговыми организациями, так предприятиями-потребителя­ми и изготовителями.

Предприятия-производители на основе результатов про­гнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку про­дукции и формируют производственную программу.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные про­гнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Результаты прогнозов используют­ся для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерчес­ких решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании оп­ределяется довольно широкий круг показателей (совокуп­ный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структу­ра и т.д.).

При разработке среднесрочных прогнозов учитывают­ся сложившаяся структура, возможности производства и вли­яние инвестиций на развитие производственной деятельнос­ти. В течение 3—5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. Долгосрочные прогнозы (свыше 6 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Осо­бенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогноз­ных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производ­ства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо при­менять комплекс методов прогнозирования с целью получе­ния нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:

• комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

• анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных това­рах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;

• выбор методов прогнозирования;

• осуществление прогноза спроса;

• оценка надежности прогноза;

• определение перспектив развития спроса населения;

• разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда фак­торов, определяющих спрос.

Для осуществления прогнозных расчетов необходима сле­дующая исходная информация:

• сведения о численности населения, половозрастном сос­таве в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельс­ких жителей;

• динамика спроса и предложения;

• данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;

• балансы денежных доходов и расходов населения;

• распределение населения по размеру доходов;

• бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;

• данные специальных единовременных выборочных об­следований запасов предметов длительного пользования у на­селения, доходов и расходов;

• сведения об индексах потребительских цен (общих и ин­дивидуальных — по конкретным товарам), соотношение внутренних и мировых цен;

• данные опроса покупателей с целью выявления их жела­ния в приобретении определенных товаров;

• рекомендуемые нормы и фактическое потребление важ­нейших продуктов питания и товаров на душу населения;

• изменение денежных доходов населения в предшествую­щих и прогнозируемом периодах;

•доля расходов населения на продовольственные, непро­довольственные товары, отдельные группы товаров в пред­шествующие периоды.

Для анализа тенденций изменения спроса целесообразно использовать графики и различного рода диаграммы и карто­граммы.

На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намере­ниях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, вы­ставки, книги предложений, тестирование, реклама.

Целесообразно разрабатывать несколько вариантов про­гнозов спроса на товары народного потребления, отличаю­щихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обес­печивает наиболее полное удовлетворение потребностей на­селения в отдельных товарах.

Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.

Экономический смысл коэффициента эластичности сос­тоит в том, что он является показателем, характеризующим степень изменения (роста или снижения) спроса на 1 % изме­нения (роста или снижения) фактора. Учитывая, что спрос формируется в основном под влиянием изменения доходов и цен, Кэ показывает, как изменяется спрос в процентах при из­менении этих факторов.

Прогнозирование спроса можно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос. Например, при стабильном уровне цен можно определить зависимость спроса на товары от изменения доходов населе­ния.

 

37. Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.

Чтобы сформировать структуру товарооборота, необходимо определить спрос на отдельные группы товаров и сопоставить с ресурсами этих товаров. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализа­ции и потребления.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются методы прогнозирования спроса и учитывают­ся важнейшие факторы, влияющие на спрос. При формиро­вании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособ­ность потребителей, уровень потребительских цен. Целесооб­разно прогнозные расчеты спроса начинать с таких агрегированных групп, как продовольственные и непродовольственные товары. За­тем должен прогнозироваться спрос по менее агрегированным груп­пам.

При формировании структуры товарооборота необходимо част­ные прогнозы спроса на конкретные товары увязывать с прогнозами спроса на группы товаров и затем осуществлять увязку с совокуп­ным спросом (покупательными фондами). В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разра­батываются на основе среднегодовых темпов изменений реализован­ного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в об­щем товарообороте.

На следующем этапе не­обходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке фор­мируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (импорта товаров), и товарных запасов.

Следует отметить, что данные о спросе и предложении характе­ризуют наиболее вероятные объемы платежеспособного спроса и пред­ложения при ценах спроса и предложения. При этом под ценой спро­са следует понимать цену, по которой потребитель может купить товар. Под ценой предложения понимается цена, по которой постав­щик продукции намеревается ее продать. Цена предложения складывается под влиянием следующих фак­торов: • цен на ресурсы; • технологии производства; • налогов и дотаций; • цен на другие товары; • ожидания изменения цен; • числа продавцов на рынке.

На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. Существенные различия между фактическими и прогнозными по­казателями спроса и предложения в натуральном выражении, цепа­ми и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребитель­ский рынок.

Могут разрабатываться рекомендации: • по дополнительному производству товаров, увеличению их им­порта или сокращению экспорта; • по изменению внерыночного потребления, а также по возмож­ной замене одних товаров другими; • по установлению экономически обоснованного уровня рознич­ных цен на товары.

Баланс спроса и предложения товаров. 1.СПРОС А) возможные покупки товаров населением, организациями и учреждениями Б) естественная убыль В) экспорт Г) запасы на конец периода 2.Предложение А) Запасы на начало периода Б) производство В) импорт, в т.ч. ближнее и дальнее зарубежье. На основе результатов анализа должны делаться выводы об эко­номической целесообразности экспорта или импорта товаров и при­ниматься решения о размерах производства товаров народного пот­ребления в стране и регионах. Комплекс мер, способствующих развитию товарного рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения, может включать: • стимулирование производства отечественной продукции посред­ством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования проектов по производству товаров народного потребления, продо­вольствия; • регулирование цен; • установление государственного заказа на социально значимые товары; • развитие внешнеэкономических связей; • регулирование экспорта и импорта; • дотации и социальная защита малообеспеченных слоев населения;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.017 с.)