Тема 4. Спрос на потребительские товары. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Спрос на потребительские товары.



Спрос на потребительские товары как форма проявления потребностей. Классификация потребностей как инструмент изучения спроса.

Спрос как элемент рынка потребительских товаров. Характеристики спроса: натурально-вещественная, стоимостная, пространственная и временная. Объем и структура спроса населения. Доходы потребителей- основа формирования и развития спроса. Покупательные фонды населения. Баланс денежных доходов и расходов населения, его состав, значение.

Закономерности развития спроса на потребительские товары. Система показателей, характеризующих спрос и его динамику на рынке потребительских товаров. Факторы, определяющие спрос и его развитие. Общие и специфические факторы. Характеристика экономических факторов.

Источники формирования доходов покупателей. Зависимость объема и структуры спроса от объема и динамики общих и среднедушевых доходов. Потребительский спрос и цены на потребительские товары. Эластичность спроса от цены, коэффициент эластичности и его значение как основа управленческих решений. Социальные факторы и социальная политика формирования спроса. Демографические факторы, объективная необходимость учета их воздействия на спрос. Природно-климатические факторы и потребительский спрос.

Основные направления рационализации спроса на рынке потребительских товаров.

Классификация видов покупательского спроса, ее характеристика и задачи. Признаки классификации спроса. Макро и Микро спрос, их сущность, взаимосвязь и различие. Условность их разделения. Разделение покупательского спроса по объекту покупки (потребления). Территориальный признак выделения национального, регионального и местного видов спроса. Миграция покупателей и денег как основа выделения базового и мобильного спроса. Потребительское поведение и характер спроса. Первичный спрос, спрос на замену, дополнительный. Четко сформированный, альтернативный, иммунный спрос. Периодичность возникновения и зрелость спроса и его дифференциация в связи с этим. Удовлетворенный и неудовлетворенный спрос. Важность его измерения и учета. Актуальность изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Изучение объема и структура спроса- основа управления рынка на разных уровнях.

Прогнозирование и стратегические решения в потребительской торговле. Этапы прогнозирования спроса.

Методы прогнозирования спроса в торговле: экстрополяция, экономико- математическое моделирование, нормативный, методы экспертных оценок и др.

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы спроса их взаимосвязь и сфера применения в торговле.

 

Тема 5. Товарное предложение на потребительском рынке.

Сущность предложения потребительских товаров. Связь товарного производства и рыночного предложения конкретного товара.

Натурально- вещественная характеристика и товарная структура предложения потребительских товаров.

Стоимостная форма предложения. Связь предложения и цен. Цены экономических ресурсов, себестоимость производства, цена предложения. Вариации товарного предложения в пространстве.

Временные характеристики предложения. Товарные запасы как форма предложения. Сущность, функции, объективная необходимость формирования товарных запасов. Объем, состав и структура товарных запасов. Факторы формирования товарного предложения и товарных запасов на рынке потребительских товаров.

Цели формирования предложения потребительских товаров в торговле. Факторы, определяющие экономическое обоснование товарных ресурсов в торговле. Направления управленческих решений по созданию и оптимизации товарного предложения.

Система экономических показателей для характеристики текущего состояния товарного предложения и прогнозирования его развития в перспективе.

Экономико-статистический анализ товарного предложения конкретного товара: его элементы, показатели и их взаимосвязь. Пути оптимизации товарного предложения в торговле. Исследование хозяйственных связей торговли как фактора определения объема и структуры поставок и запасов потребительских товаров.

 

Тема 6.Эффективность торговой отрасли и её систем.

Понятие эффективности, разные уровни измерения эффективности в экономике отрасли.

Эффективность торговой отрасли, критерии ее эффективности на макроуровне. Виды эффективности торговли и формы ее проявления. Экономическая и социальная эффективность торговли.

Оценка эффективности торговли и общественного питания на отраслевом, территориально-хозяйственном и внутрисистемном уровнях.

Дифференциация показателей эффективности торговли для разных уровней управления отрасли. Совокупность факторов, влияющих на эффективность торговли.

Основные тенденции развития рыночной торговли России. Концентрация в торговле, ее особенности и формы проявления. Показатели концентрации капитала и организационных структур в отрасли.

Интеграция как основное направление развития торговли. Горизонтальная, вертикальная интеграция и диверсифиенция в отрасли.

Зарубежный и отечественный опыт развития процессов концентрации в торговле.

Эффективность концентрации: понятие, оценка, направления. Социально- экономическое значение прогрессивных тенденций в отрасли и ее подсистемах.

 

Тема 7. Государственное регулирования рынка потребительских товаров и торговли.

Понятие и функции государственного регулирования рыночной экономики. Единство его целей. Важнейшие направления государственного регулирования экономики.

Формы и методы организации государственного воздействия на рыночные процессы и субъекты.

Регулирование рынка потребительских товаров, его цели и основные направления.

Сущность и объективная необходимость государственного регулирования отрасли. Основные направления и цели регулирования торговли на федеральном и региональном уровнях.

Объекты и субъекты регулирования торговли. Качественные характеристики рыночного регулирования торговли.

Характеристика органов регулирования и правовых основ их деятельности в сфере влияния на рыночную деятельность отрасли. Опыт регулирования торговли за рубежом.

5.3. Планы практических занятий:

Семинар 1.Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности

Основные вопросы:

1. Задачи и функции рынка потребительских товаров.

2. Объекты и субъекты рынка потребительских товаров, его инфраструктура.

3. Конкуренция как форма соперничества на рынке потребительских товаров, её предметы и объекты.

 

Список литературы:

Основная

1. Егорова Н.Р, Николаева Т.И., «Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами» Екатеринбург, 2008г.

2. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. Авторский коллектив Карпенко Е.А., Ларионова В.А. и др., Москва, Альфа М 2009.

3. Карх Д.А., Экономическая и социальная эффективность услуг розничной торговли, Екатеринбург, 2010

Дополнительная

1. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для студентов вузов, [Т.И. Николаева [и др.]; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – 400 с.

2. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2010. – 462 с.

3. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учеб. для студентов вузов, / [Е.В. Харитонова [и др.]; под ред. А.Н. Соломатина. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 553 с.

Семинар 2. Торговля в рыночной экономике

Основные вопросы:

1. Торговля-организатор потребительского рынка, её задачи и функции.

2. Связь торговли с услугами. Услуги как вид экономической деятельности

3. Классификация торговых услуг, важнейшие ее признаки.

Список литературы:

Основная

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И., «Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами» Екатеринбург, 2008г.

2. Карх Д.А., Услуги розничной торговли на потребительском рынке,Екатнрибург:Изд-во МБА, 2009. – 112с

3. Карх Д,А., Экономическая и социальная эффективность услуг розничной торговли, Екатеринбург, 2010

Дополнительная

1. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для студентов вузов, [Т.И. Николаева [и др.]; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – 400 с.

2.Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2010. – 462 с.

3. Фридман А.М., Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А.М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2012. – 625 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.007 с.)