Прогнозирование потребности в инвестициях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование потребности в инвестициях



Прогнозирование инвестиций — сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вторжения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем. На основе многовариантных прогнозных расчетов устанавливаются реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определяются плановые показатели инвестиций, формируются их структура, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде. Прогнозирование инвестиций предполагает: •осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; •альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала; • оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики. Разрабатываются кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций. Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты. Долгосрочный прогноз связан прежде всего с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Инвестиционное прогнозирование должно осуществляться на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных компаний и фирм (микроуровень).

При планировании инвестиций должны соблюдаться принципы целенаправленности и приоритетности, которые требуют построения иерархии общественных потребностей и формирования приоритетных направлений инвестиционной политики. Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа:

1) прогнозирование возможных инвестиционных потоков;2) прогнозирование потребности в инвестициях;

3) оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.

Важным компонентом возможных инвестиционных потоков являются иностранные инвестиции. Потребность в иностранных инвестициях определяется исходя из прогнозных расчетов общей потребности страны в инвестициях и возможного ее покрытия за счет собственных средств предприятий и организаций, бюджета, инвестиционных и других фондов, внутренних кредитов. Анализируя потребность в иностранных инвестициях, необходимо учитывать условия кредитной безопасности страны. В соответствии с методикой Мирового банка показателями, характеризующими кредитную безопасность, являются: •отношение общей суммы долга к ВНП; •отношение общей суммы долга к годовому объему экспорта; •отношение выплат по долгу в течение года к экспортной выручке

Возможный размер иностранных инвестиций определяется с использованием методов экспертных оценок.

Наиболее эффективным методом при прогнозировании на перспективу является метод межотраслевого баланса (МОБ). Динамическая модель МОБа, где центральным звеном является блок “Инвестиции”, позволяет выявить тесную взаимосвязь с другими блоками модели, раскрыть полную картину развития экономики.Среди важнейших факторов, влияющих на объем инвестиций, следует выделить: • увеличение объема производства продукции, услуг (мощности) за счет инвестиций, направляемых на развитие новых производств; •степень износа основных фондов (коэффициент износа); •повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции (объем экспорта). Общая потребность в инвестиционных ресурсах должна сопоставляться с возможным объемом инвестиций. Как правило, потребности в инвестициях превышают их возможные объемы. Поэтому при планировании ввода в действие основных фондов производственного и непроизводственного назначения необходимо: выявлять резервы улучшения их использования; планировать их расширение и строительство новых только в случае, если потребности не могут быть удовлетворены действующими; сокращать сроки строительства; обеспечивать целевое и эффективное использование инвестиционных ресурсов, что предполагает отбор приоритетных и наиболее эффективных проектов. На современном этапе в связи с развитием финансового рынка наряду с планированием реальных инвестиций важная роль отводится и планированию финансовых инвестиций.

 

49.Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства.

Формирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков, прогнозируется спрос на промышленную продук­цию. Формируется объем и структура промышленного производства, ис­ходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продук­ции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потреб­ностей в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе. На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей про­изводства и обеспечения производственными ресурсами. Обосновывает­ся и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд. При прогнозировании потребности в предметах труда (сырье, мате­риалах, топливно-энергетических ресурсах) широко используется норма­тивный метод. Наиболее прогрессивными методами определения потребности в пред­метах труда являются методы оптимизации. Потребности в сырьевых ре­сурсах рассчитываются на оптимальный вариант выпуска продукции с учетом рационального их использования. На структуру и объем выпуска промышленной продукции, кроме спроса, существенное влияние оказывают цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, готовую продукцию, наличие про­изводственных мощностей, обеспеченность ресурсами. На макроуровне планирование структуры и объема промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию меж­отраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имею­щимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции. На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей (мощностей). Под производственной мощностью понимается максимально возмож­ный выпуск продукции при установленном режиме работы оборудова­ния, действующей технологии и рациональной организации производ­ства и труда. В процессе обоснования объемов производства сырьевыми и топлив­но-энергетическими ресурсами разрабатываются материальные балан­сы. С их помощью осуществляется увязка потребностей с ресурсами. В случае их несоответствия изыскиваются источники увеличения ресурсов, уточняется импорт ресурсов, вносятся коррективы в планы производ­ства.

 

50. Аграрная политика. АПК, его состав, особенности и цель функционирования. Прогнозирование и планирование объема производства и поставок сельскохозяй­ственной продукции для государственных нужд.

Агропромышленный комплекс -- совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг, технологически связанных с сельским хозяйством, осуществляющих транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до потребителя, обеспечивающих сельское хозяйство техникой, удобрениями, а также производственную и социальную инфраструктуру/

Цель развития агропромышленного комплекса — обеспечение продовольственной независимости республики, максимальное удовлетворение потребностей ее населения в продовольствии и промышленных товарах из собственного сельскохозяйственного сырья при минимальных затратах труда и средств на единицу готовой продукции, создание стабильного экспортного потенциала аграрной отрасли.

В составе АПК принято выделять три основных сферы:

· первая -- сельское хозяйство;

· вторая -- промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья -- отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);

· третья -- обслуживающая инфраструктура -- отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

Важнейшая функция сельскохозяйственной сферы АПК заключается в производстве необходимых объемов высококачественной сельскохозяйственной продукции - сырья для последующей его переработки. Кроме того, в силу своей особой специфики в сельскохозяйственной сфере осуществляется воспроизводство продукции, которая выступает в качестве основных и оборотных средств, например основного поголовья, семян, кормов, органических удобрений, молодняка животных и т. д.В сельском хозяйстве выделяют две основные отрасли -- растениеводство и животноводство.

Вторая сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность (пищевкусовая, мясная и молочная), легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая, обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. Отрасли второй сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно второй сферы -- пищевой и перерабатывающей промышленности.

Третья сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, ремонт оборудования и техники, строительство. Третья сфера комплекса, по существу, определяет возможности индустриализации и интенсификации производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК.

Для эффективного развития АПК и решения продовольственной проблемы проводится ряд крупномасштабных мероприятий. К первоочередным из них следует отнести:
• проведение земельной реформы и определение права собственности на землю, создание условий функционирования на добровольных началах различных форм хозяйствования;
• разгосударствление и приватизация собственности сельского хозяйства, перерабатывающих и обслуживающих АПК предприятий и организаций;
• развитие рыночной инфраструктуры и принципиально нового сервисного обслуживания предприятий и хозяйств.

Основными направлениями обеспечения пропорциональности развития АПК являются:
• улучшение его воспроизводственной структуры, т. е. установление научно обоснованных пропорций в уровне и темпах развития различных сфер АПК;
• улучшение отраслевой структуры, т. е. установление научно обоснованных пропорций в уровнях и темпах развития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности;
• совершенствование внутриотраслевых пропорций (оптимизация структуры растениеводства, животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других видов перерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна, маслосемян, мяса и т. д.);
• улучшение территориальной структуры АПК, т. е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПК республики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПК до размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременном усилении специализации производства в рамках общереспубликанского разделения труда.


 

51. Строительный комплекс. Прогнозирование и планирование его функционирования.

Строительный комплекс РБ включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу.

Строительный комплекс Республики Беларусь на сегодняшний день представлен:
государственными предприятиями;акционерными обществами;ООО;производственно-коммерческими предприятиями.

Государственные предприятия
Государственные предприятия представляют собой строительно - монтажные тресты и входящие в их состав строительно - монтажные управления и участки - это наиболее распространенная форма подрядных строительных организаций. Высшим органом управления строительства является министерство.

Акционерные общества
Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Производственно - коммерческие предприятия
Производственно - коммерческие предприятия - это предприятия, созданные одним учредителем, управление осуществляется директором (как правило и учредителем в одном лице), который является собственником предприятия
Цели функционирования строительного комплекса.
В последнее время в строительстве наблюдается тенденция неуклонного повышения качества выполнения работ. Повсеместно используются передовые материалы и технологии, в том числе импортного производства. С появлением на рынке строительных услуг коммерческих организаций в этом секторе возникла жесткая конкуренция. В результате этого можно наблюдать снижение цен на строительные услуги. Организации стараются перейти на новые передовые материалы и технологии, снизить их себестоимость при высоком качестве. Не последним условием является и экологичность продукции. В Беларуси открываются собственные производства строительных материалов и инструмента по импортным технологиям. Развивается экспорт строительных услуг в Российскую Федерацию, и другие страны СНГ.
Однако доля отечественных заменителей импортных материалов на рынке очень мала по экономическим причинам, качество общестроительных материалов оставляет желать лучшего. На это влияет изношенность основных фондов.
Доля коммерческих организаций, занимающихся капитальным строительством на белорусском ранке тоже мала из-за дороговизны оборудования, сложности получения лицензий, высоких ставок налогов.
В целях реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Беларуси проводится большая работа по строительству и реконструкции В республике проводятся работы по созданию национальной системы технического нормирования, сертификации, соответствующей европейским стандартам. На нынешнем этапе реформ огромное значение приобретает развитие международного сотрудничества, привлечение зарубежного опыта, технологий и инвестиций. Для этого в республике совершенствуется законодательная и правовая основа.

Основные недостатки функционирования современного строительного комплекса
Как и в любой другой отрасли, в строительстве учёными постоянно ведётся работа на решение важнейших проблем строительного производства - снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества, повышения экспортного потенциала отрасли. Основные усилия направлены на рассмотрение таких серьёзных вопросов, как:

- в республике существуют огромные объемы незавершенного строительства, принимаются в число действующих объекты, на которых не выполнены все необходимые работы, из-за чего они не готовы к нормальной эксплуатации;

- потенциал отрасли плохо используется для наращивания экспорта строительных материалов и услуг;
- в общем объеме строительно-монтажных работ, выполняемых в стране, организации, подчиненные Министерству архитектуры и строительства, составляют лишь несколько процентов;

- не в полном объеме выполняются требования строительных норм и правил.

52. Транспортная система. Методы прогнозирования и планирования объема перевозок грузов и пассажиров.

Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются: объем перевозок (отправлений); грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр (ткм) – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах (пкм ). общий грузооборот и общие перевозки – определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов; средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в км), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств, пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей; число ДТП, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т.д.

Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов. Комплексность заключается в участии в нем различных субъектов хозяйствования и органов управления. Этапность состоит в выполнении нескольких вариантов расчетов, как правило, начиная от общих макроэкономических прогнозов и завершая индикативными планами и локальными прогнозами. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок разрабатывается в масштабах народного хозяйства отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам в большинстве случаев по следующим показателям: отправка грузов, грузооборот и пассажирооборот. Широко распространены интуитивные и формализованные методы. Часто применяются комбинированные методы прогнозирования, позволяющие получить более высокую точность расчетов. В общем случае задача заключается в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, оказывающих на него определяющее воздействие. Факторами являются основные макроэкономические показатели. Для грузовых перевозок – это прежде всего ВВП, объемы производства продукции по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. При прогнозировании пассажирских перевозок в качестве основных факторов учитываются численность, подвижность населения, доходы и тарифы на услуги транспорта, фактор времени.

Прогноз перевозок грузов, в т.ч. по номенклатуре, регионам, ведомствам. Принятый термин «грузы» является собирательным и включает в себя множество предметов, сырья, машин и т.д., которые несопоставимы между собой по физическим и другим характеристикам. Для их транспортировки требуются набор различных погрузо-разгрузочных механизмов, складских помещений, транспортных средств, соблюдение других индивидуальных требований. В этой связи для обеспечения транспортного процесса важно знать общее количество перевозок грузов и то, что конкретно подлежит перевозке.

Прогноз перевозок пассажиров разрабатывается отдельно для внегородских и внутригородских перемещений. Пассажирооборот во внегородском сообщении на всех видах транспорта и по отдельным его видам определяется на основе данных о численности населения, его подвижности, уровне реальных доходов.

Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам. Конкретное значение величины перевозок по каждому из видов транспорта определяется с учетом их достигнутого уровня в базисном периоде и ожидаемых изменений в будущем. Кроме того, учитываются технико-экономические и эксплуатационные особенности каждого вида транспорта, а также вид груза, дальность и скорость перевозки, издержки и тарифы перевозок, грузоподъемность транспортной единицы, непрерывность перевозок и маневренность транспорта.

53. Прогнозирование потребности в транспортных средствах.

Для обеспечения выполнения прогнозируемых объемов перевозок транспортные предприятия должны обладать необходимым количеством транспортных средств, топливом, другими материальными ресурсами, коммуникациями, станциями, вокзалами, портами, пристанями. Особенно важно выявить потребности в подвижном составе транспорта и возможности их удовлетворения.Количество требуемого подвижного состава зависит от прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, технико-экономических показателей используемых транспортных средств и степени неравномерности перевозок в течение года. С учетом имеющихся различий в характере перевозок, условий эксплуатации и сложившихся исторических особенностей расчеты проводятся по каждому виду транспорта.Мероприятия по усилению и развитию транспортной сети предусматривают реконструкцию действующих и строительство новых путей, станций, портов, вокзалов, других объектов и сооружений. Исходными данными служат ожидаемые пассажирские и грузовые потоки на прогнозируемый период по направлениям и районам как внутри страны, так и за ее пределы, а также наличие к началу данного периода пропускных и провозных способностей каждого вида транспорта.Рассчитанные потребности в необходимых ресурсах увязываются с финансовыми и другими возможностями их удовлетворения. При отсутствии такого соответствия принимаются меры к достижению необходимого баланса. Обычно в этих случаях рассматриваются возможности получения дополнительных средств, ограничивается поступление новых транспортных средств и оборудования за счет более эффективной эксплуатации имеющихся производственных фондов, перераспределяются перевозки между видами транспорта. Как крайняя мера ограничивается прогнозируемый объем перевозок. Для удовлетворения потребностей населения и экономики в перевозках и других услугах в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь необходимо обеспечить устойчивое сбалансированное развитие транспорта по следующим направлениям: - выработка стандартов безопасности транспортных процессов, воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение контроля за их выполнением; - повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны; - обеспечение соответствия базовой транспортной инфраструктуры развитию производительных сил; - проведение структурных преобразований на транспорте в части его перевооружения и совершенствования структуры управления; - развитие конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозкам пассажиров и грузов и ремонту подвижного состава; - создание условий для привлечения инвестиций на развитие транспорта, реализация инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры; - развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок.

 

54.Прогнозирование и планирование развития отраслей сферы обслуживания населе­ния.

Сфера обслуживания населения (непроизводственная сфера) включает отрасли образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др. Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей данных отраслей. По образованию и подготовке специалистов прогнозируются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Расчеты производятся исходя из численности населения и его половозрастной структуры. Главным показателем является контингент учащихся. Он характеризует общую численность учащихся с выделением групп, получающих общее, среднее и профессиональное образование (колледжи, средние профессионально-технические училища). Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием определяются: прием в высшие и средние специальные учебные заведения; выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещение естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др. По здравоохранению прогнозируются показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха. Показатели, рассчитанные на 10 тыс. человек, характеризуют обеспеченность населения медицинской помощью и профилактическими услугами. На их основе планируется численность обслуживающего персонала, производство лекарственных средств, материально-техническое обеспечение и финансирование учреждений здравоохранения. При прогнозировании показателей широко используется нормативный метод. В частности, необходимое количество больничных коек определяется исходя из установленного норматива, дифференцированного по видам заболеваний, на 10 тыс. человек и прогнозируемой численности населения. Необходимая численность врачебных должностей в больницах и санаториях определяется с учетом количества коек в этих учреждениях и нормативов на одного врача, в поликлиниках — на основе данных о посещаемости больных и нормативов нагрузки (количества посещений) на одного врача. При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели: количество посещений театрально-зрелищных учреждений; сеть массовых библиотек и клубов; выпуск книг, газет, журналов; количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др. Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок. При прогнозировании на перспективу могут применяться многофакторные модели.

55. Прогнозирование и планирование развитие коммунального хозяйства

По жилищно-коммунальному хозяйству прогнозируется развитие жилищного хозяйства (строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда) и коммунального хозяйства (водопровод и канализация, городской транспорт, энергетическое хозяйство, прочие отрасли: озеленение, санитарная очистка и др.). Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в расчете на одного жителя. Дополнительная потребность в жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит базой для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. В процессе прогнозных расчетов используются социальная норма (с учетом рациональных потребностей в жилье) и санитарная (обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни). Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства. При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используются разнообразные показатели, различающиеся по видам услуг. Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Потребность в воде определяется для населения (с учетом норм потребления и его численности) и промышленных предприятий (с учетом норм расхода на единицу продукции и производственной программы). Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях. Показателями развития канализации населенных пунктов служат обеспеченность жилого фонда канализацией, протяженность сети и главных коллекторов, пропускная способность по сточным водам, процент водоотведения. По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.

56.Прогнозирование и планирование развития сферы образования и здравоохранения

Переход к инновационной экономике объективно требует новой парадигмы образования в Республике Беларусь. Стратегическая цель создать одну из лучших систем образования в Европе и СНГ, стать одним из лидеров постиндустриального образования. Основные направления и приоритеты развития: - обновление содержания, структуры и организации образования; - осуществление в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования структурно-содержательных преобразований, отвечающих общемировым тенденциям, переход на качественно новый уровень подготовки рабочих (служащих), специалистов с учетом инновационного развития экономики страны и потребностей регионов; - организация высокоэффективного непрерывного образования; - укрепление интеграции между производством, наукой и системой образования; - модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, внедрение современных коммуникационных и информационных технологий в процесс обучения и повышения квалификации кадров; – улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе. В 2021-2030 годах предполагается переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения – не усвоение готовых знаний, а развитие способностей, дающих возможность самостоятельно добывать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия. Основными направлениями развития станут: - формирование национальной стратегии бизнес-образования; - разработка образовательных стандартов нового поколения, модели компетенций профессорско-преподавательского состава вузов; - развитие электронного образования, включая выпуск нового поколения электронных учебников и пособий; - модернизация и переход на цифровую модель материально-технической базы образовательной деятельности; – вхождение образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс на основе присоединения к Болонской декларации; - обеспечение свободного доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам. Расширение рынка образовательных услуг, мобильности обучающихся за пределами страны, их участия в европейских образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах. Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая основную ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения. Стратегической целью развития системы охраны здоровья до 2030 года выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения. На первом этапе (2016-2020 годы) развитие системы здравоохранения будет нацелено на укрепление и повышение качества здоровья белорусских граждан. Основными направлениямидеятельностивэтот период станут: - обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации; - усиление профилактической направленности системы здравоохранения. - повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и пересмотра механизма финансирования системы здравоохранения; - разработка современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации, внедрение их в практику здравоохранения на основе современной системы стандартов оказания медицинской помощи; - ускоренная информатизация системы здравоохранения, развитие ее материально-технической базы; – повышение социального статуса медицинского работника. Основной целью в период 2021–2030 годов является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни как необходимости. В качестве приоритетных направлений развития здравоохранения выступают: – формирование конкурентной модели между учреждениями здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг; – увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне; – поэтапное внедрение медицинских стандартов для различных групп заболеваний; – развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья; – расширение источников финансирования здравоохранения (включая систему обязательного медицинского страхования).

57. Региональная политика. Прогнозирование и планирование развития регионов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.037 с.)