Реальные доходы населения. Методы их прогнозирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальные доходы населения. Методы их прогнозирования.



К реальным доходам относятся все виды денежных и нату­ральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного об­служивания. Денежные доходы -это основная часть доходов населения, определяются на основании баланса денежных до­ходов и расходов населения. Натуральные доходы - все поступления в вещес­твенной форме (продукция, выращиваемая на приусадебных и дачных участках, продукты рыболовства, охоты, расчеты нани­мателей с работниками натуральными продуктами и др.). Потребление в сфере общественного обслуживания включает материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, куль­туры, социального обеспечения в виде продуктов питания, материалов, топлива, электроэнергии, медикаментов и др., а также стоимости износа основных непроизводственных фон­дов. Они определяются в соответствии с их планами-прогно­зами.Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представ­ляет собой номинальные доходы населения. В связи с неста­бильностью цен и для достижения сопоставимости результа­тов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных доходов. Реальные доходы - это величина номи­нальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитан­ных на индекс изменения цен в прогнозируемом периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрас­тают.Реальные доходы исчисляются по населению страны в це­лом и на душу населения. Рассчитываются темпы роста (сниже­ния) реальных доходов.Индекс изменения реальных доходов на душу населения Jр.д. рассчитывается по формуле: J р.д. = (РДп/Чн.п./РДб/Чн.б.) *100. Где РДп, РДб - сумма реальных доходов населения в прогнози­руемом и базисном периодах соответственно; Чн.п, Чн.б - числен­ность населения в прогнозируемом и базисном периодах соот­ветственно. Потребительский рынок. Прогнозирование спроса на товар народного хозяйства. Рынок - представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Основные элементы рынка: спро­с, предложение и цена. Состав и структуру потребительского рынка мож­но классифицировать по: - региональному признаку; - назначению (рынок продовольственных, непродовольс­твенных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода); - каналам реализации товара.Потребительский рынок характеризуется до­лей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. Для рынка продовольственных товаров характерны сле­дующие специфические черты: широкая взаимозаменяемость товаров по своему функци­ональному назначению, что обусловливает отсутствие отло­женного спроса; сезонность производства ряда продовольственных това­ров, что вызывает существенные сезонные колебания реализо­ванного спроса; широкие связи между торговлей и производством; совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением; ограниченность срока хранения ряда продуктов пита­ния. Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, вы­сокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной ин­дивидуальностью в спросе населения, четким разграничением. Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны: длительные сроки потребления; отложенный спрос населения на отдельные изделия; ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий на­селения; общественный характер использования многих предме­тов; организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями. По каналам реализации товаров потребительский рынок подразделяется на организованный и неорганизован­ный. Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магази­нов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. Неорганизованный рынок охватывает реализацию час­тными лицами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью, товаров, произведенных в республике и привезен­ных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на ста­дионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах. Спрос - платежеспособная потребность, которую предъявляют покупа­тели на рынке для реализации своих интересов. Всегда конкретен, подвижен и изменчив. Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управле­ния экономикой. Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные про­гнозы спроса. Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используют­ся для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих, коммерчес­ких решений. Разрабатываются на месяц, квартал, год. Они д. отличаться более высокой степенью точности. При разработке среднесрочных прогнозов учитывают­ся сложившаяся структура, возможности производства и вли­яние инвестиций на развитие производственной деятельнос­ти. В течение 3-5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. Нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно опре­делить совокупный спрос с выделением основных товарных групп. Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производ­ства товаров и торговли. Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования. Для повышения точности прогнозов необходимо при­менять комплекс методов прогнозирования с целью получе­ния нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта. Обоснование объема розничного товарооборота на про­гнозируемый (планируемый) период предполагает определе­ние, с одной стороны, покупательных фондов, с другой - то­варных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спроснаселения на товары народного потребле­ния. Они представляют собой сумму денежных доходов насе­ления, которая расходуется на покупку товаров. Покупатель­ные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует дви­жение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования. Определение покупательного фонда в целом по стране сво­дится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, ва­люты. Денежные доходы и расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственны­ми, кооперативными, коммерческими, общественными органи­зациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения. При первом виде оборота превышение доходов над рас­ходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором - это лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении. Нетоварные расходы рассчитываются на основе про­гнозных данных развития отраслей сферы обслуживания на­селения, прогнозов финансовых органов. Например, величи­на оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, сред­них ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по комму­нальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.Все предметы народного потребления относят к товар­ным ресурсам. Источники товарных ресурсов: продукция легкой, пищевой и других отраслей промыш­ленности, сельского хозяйства, поступление товаров по им­порту.Величина товарных ресурсов определяется исходя из пот­ребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потреб­ность в товарах служит базой для составления заказа на их про­изводство. Общая потребность товаров рассчитывается на основе сле­дующих элементов: - необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе по­купательного фонда); - предполагаемая реализация товаров организациям и уч­реждениям; - необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов; - возмещение потерь товаров в пределах естественной убы­ли; - ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасо­нов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозируемого перио­да, необходимость их пополнения до норматива. Возможный объем товарных ресурсов определяется на осно­ве данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.Ранее товарно-денежный оборот регулировался с по­мощью разработки материальных балансов - балансов пред­метов потребления. Балансы предметов народного потребления разрабатывают­ся по отдельным товарам и группам товаров. На их основе опре­деляются товарные фонды по большинству товаров. По продукции сельского хозяйства учитывается ее про­изводство не только на гос-ых предприятиях и в колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.Главной статьей использования товаров является рыноч­ный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляет­ся для продажи населению, пополнения запасов товаров в роз­ничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответ­ствии с объемом производства товаров и импорта.При прогнозировании рыночных фондов необходимо учи­тывать: - платежеспособный спрос населения; - динамику потребительских цен; - состояние товарных запасов и др.На основе балансов продовольственных и непродовольс­твенных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота. Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих това­ров. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз струк­туры товарного предложения.Предложение товаров на потребительском рынке формиру­ется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пред­елами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарно­го предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.В переходный период объем производства и продаж продук­ции формируется двумя способами:- путем заключения предприятиями-изготовителями пря­мых договоров на поставку продукции;- путем доведения до предприятий заказа на поставку про­дукции для государственных нужд. На третьем этапе должны разрабатываться балансы спроса и предложения.Балансы спроса и предложения разрабатываются по важ­нейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов. Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицит­ным товарам - спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовы­вают с промышленными предприятиями путем прямых догово­ров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.005 с.)