Денежные доходы организаций (предприятий), их состав и значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежные доходы организаций (предприятий), их состав и значение



Рыночная среда функционирования открывает организа­циям большие возможности для зарабатывания доходов на раз­личных видах коммерческой деятельности и финансовых опе­рациях. Доходом организации считается экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме в результате финансово-хозяйственной деятельности.

На практике доходы условно подразделяются на три группы: по видам деятельности, операционные и внереализационные.

Каждый вид дохода имеет свой порядок формирования, способ учета, методику налогообложения и планирования. В связи с этим возникает необходимость управления составом доходов и оптимизацией их структуры. Соотношение между видами доходов у каждой организации свое и зависит от мно­жества факторов, прежде всего от финансового положения организации, уровня финансовой работы, стадии ее жизненно­го цикла.

Доходом по видам деятельности является выручка от реали­зации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов деятель­ности, указанных в учредительных документах организации. Последним дано право выбирать метод определения и учета выручки от реализации продукции: или по факту отгрузки про­дукции покупателю и предъявлению ему расчетных докумен­тов, или по поступлению денег на расчетный счет (в кассу).

Организации, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку. Для учета валютной выручки в уполномо­ченном банке организации открывается два счета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте и текущий валютный счет для учета

средств, остающихся в распоряжении организации после обя­зательной продажи части экспортной выручки в иностранной валюте.

С транзитных валютных счетов по поручению организации осуществляется обязательная продажа валюты. За полную и своевременную продажу части экспортной выручки на вну­треннем валютном рынке организации несут ответственность в законодательно установленном порядке.

Денежные средства в рублях, полученные в результате обя­зательной продажи валютной выручки, зачисляются на расчет­ной счет организации.

Выручка является основным видом денежных доходов хозяйствующего субъекта и одним из главных показателей результативности его деятельности. От своевременного посту­пления выручки зависит устойчивость финансового положе­ния организации, состояние ее оборотных средств, размер при­были, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими.

Доходом организации является не вся выручка, а ее часть, которая остается за вычетом налога на добавленную стоимость и других косвенных платежей и обязательных отчислений, под­лежащих перечислению в бюджет. В связи с этим выручка от реализации подлежит распределению. Распределить выручку от реализации — значит выделить из нее составляющие элемен­ты. Традиционно это было два элемента: себестоимость и при­быль. В условиях современной налоговой политики и высокой роли косвенных налогов в выручке выделяется третий элемент в виде косвенных налогов и отчислений. Каждая часть выруч­ки имеет свое направление и использование.

Первая часть выручки направляется на возмеще­ние затрат, включаемых в полную себестоимость реализован­ной продукции, т.е. себестоимость выступает в качестве источ­ника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический и др.), а также сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.

Вторая часть выручки — прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентра­лизованных фондов денежных средств. Прибыль, направляе­мая в фонды организации, обеспечивает решение ее экономи­ческих, технических и социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на доходы и прибыль, мест­ных налогов).

Третья часть выручки представляет собой косвен­ные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, иные оборотные налоги, подлежащие перечислению в бюджет).

Для управления реализацией чрезвычайно важна форма безналичных расчетов, предусматриваемая в договорах. Глав­ная задача управления безналичными расчетами состоит в при­ближении момента отгрузки материальных ценностей к моменту их оплаты. Достижение этой цели требует учета кон­кретных условий и таких общепринятых факторов, как харак­тер хозяйственных взаимоотношений между участниками рас­четов; месторасположение поставщика и покупателя; трудоем­кость операций, источники средств для платежа; гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товаропродвижение; возможность взаимного контроля. Осо­бое внимание уделяется гарантии оплаты, т.е. тому, насколько реальными является своевременное поступление денег за услу­ги, какова возможность контроля и воздействия на ускорение денежного оборота, полное выполнение финансовых обяза­тельств.

На сбыт в условиях рынка активно влияют маркетинговая политика организации, развитие дилерской сети, оптимальное использование посреднических фирм, грамотное проведение рекламных кампаний. Финансовый менеджер должен отсле­живать сроки поступления реальных денежных средств и составлять план движения денежных средств на счетах и в кассе. Поэтому актуальным направлением деятельности финансовых служб организации становится управление деби­торской и кредиторской задолженностью.

В отличии от выручки от реализации операционные доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации, носят нерегулярный характер. Как правило, им соответствуют связанные с ними операционные расходы.

Состав операционных доходов отличается большим много­образием и полностью приведен в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерского учета. Чаще всего в деятельности организаций имеют место:

• доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбы­тием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно), при­надлежащих организации основных средств, нематериальных

активов, производственных запасов, валютных ценностей, цен­ных бумаг и иных активов;

• доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации в соответ­ствии с законодательством;

• доходы и расходы, связанные с участием в уставных фон­дах других организаций и т.д.

К внереализационным доходам относятся доходы от опера­ций, непосредственно не связанных с производственной дея­тельностью организации.

Состав внереализационных доходов и расходов также при­водится в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерско­го учета. Среди них можно выделить:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий догово­ров, полученные, присужденные судом, или признанные орга­низацией-должником, начисленные в момент их признания или получения;

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий догово­ров, уплаченные или признанные организацией к уплате;

• стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полу­ченных в качестве целевого финансирования (кроме получе­ния в пределах одного собственника);

• имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвен­таризации;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• доходы, потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожар, авария, конфискация и т.п.);

• перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) и передача имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанных с бла­готворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлече­ний, оказание шефской помощи и расходы на иные аналогич­ные мероприятия и др.

Понятие «денежные доходы» организации не следует отож­дествлять с понятием «денежные поступления». Последние по сути принадлежат третьим лицам и только пополняют средства на расчетном счете организации. В их числе можно назвать:

• денежные средства, мобилизуемые на финансовом рынке в процессе эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);

• паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юри­дических и физических лиц;

• кредит;

• займы;

• другие денежные поступления.

 

Планирование денежных доходов и поступлений

Планирование выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо для определения прибыли, составле­ния оперативных финансовых планов, выполнения расчетов по оценке стоимости организации. Оно подчинено управле­нию прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Главными исходными материалами для планирования являются:

• разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (на квар­тал, полугодие, год);

• целевая сумма прибыли от реализации продукции.

Расчет плановой величины выручки от реализации продук­ции может производится двумя методами - прямого счета и расчетным.

Метод прямого счета используется при небольшом ассорти­менте выпускаемой продукции и предполагает расчет выручки по каждому изделию в отдельности с последующем суммиро­ванием в целом по организации (предприятию).

На предприятиях с большим ассортиментам рекомендуется использовать расчетный метод, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков.

В обоих случаях используется единая модель расчета плано­вой величины выручки от реализации продукции по формуле

В

о„.г + тп

О.

где В — планируемая сумма выручки от реализации продукции; Он г — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого года; ТП — выпуск (объем) товарной продукции в планируемом году; Ок г - остатки нереализованной продук­ции на конец планируемого периода.

Все элементы формулы расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало

года — в действовавших ценах периода, предшествующего пла­нируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции на конец периода - в ценах планируемого периода.

Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реали­зации определяется на основе полученного предприятием гос­заказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.

Товарная продукция включает полностью укомплектован­ные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназна­ченные к отпуску на сторону. В ее состав входят также работы и услуги промышленного характера на сторону, продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия.

Объем товарной продукции может быть исчислен по формуле

ТП

с + с + с + с

^г.п ^п.ф ^р.п

где Сгп — стоимость готовой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной к реализа­ции; Сп ф — стоимость полуфабрикатов основного производ­ства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству; Срп — стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капи­тального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации; Сп с — стоимость переработки сырья (материа­лов) заказчика.

В момент планирования точные данные об остатках нере­ализованной продукции на начало планируемого периода могут отсутствовать. Поэтому в расчет может приниматься ожидаемая величина остатков нереализованной продукции. Стоимость остатков в ценах реализации определяется с по­мощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деле­ния объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продук­ции того же периода.

Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска в планируемых ценах и соот­ветствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом плани­ровании по данным IV квартала, при квартальном — по дан­ным соответствующего квартала.

Состав остатков нереализованной продукции при планиро­вании выручки по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия) на начало года включает готовую про­дукцию на складе, товары отгруженные, документы по кото­рым не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у поку­пателя. На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукцией принимается только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализован­ной, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На прак­тике, к сожалению, более вероятна другая ситуация — длитель­ный период осуществления расчетов или непоступление плате­жей от покупателя продукции в установленный срок. На слу­чай непоступления платежей от покупателя продукции в уста­новленный законодательством срок, предусматривается созда­ние фонда риска, или резерва по сомнительным долгам пред­приятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задол­женность организации, которая не погашена в сроки, установ­ленные договорами, и не обеспечена гарантиями. Источник образования резерва — доходы от операционной деятельности.

В обороте организации в силу специфики расчетов могут находиться так называемые «чужие деньги» (например, авансо­вые платежи клиентов, задолженность по заработной плате работникам и отчислениям на социальные нужды, задолжен­ность по неотфактурованным поставкам, средства спецфонда «Резерв предстоящих расходов» и др.). Названные ресурсы относятся к устойчивым пассивам организации. Они планиру­ются и в определенном минимальном размере могут приравни­ваться к собственным средствам организации и направляться на финансирование прироста или недостатка собственных оборотных средств организации и других расходов, связанных с развитием и совершенствованием бизнеса.

Соотношение собственных, заемных и привлеченных денежных средств организации, планируемых к использова­нию в процессе хозяйственной деятельности, представляет

финансовую структуру капитала организации. При формирова­нии политики финансирования следует обеспечить оптималь­ную финансовую структуру с точки зрения создания устойчи­вой финансовой базы развития бизнеса и минимизации риска банкротства.

Денежные средства от продажи ценных бумаг планируются исходя из объема подписки, стоимостной суммы оставшихся в распоряжении организации ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. Использование этой формы финансирова­ния налагает повышенные финансовые обязательства на эми­тента и требует учета многих факторов.

Важно правильно выбрать вид ценных бумаг и условия их выпуска. Выпуск облигаций целесообразен в том случае, если собственник не хочет отдавать право владения и распоряжения частью своего имущества другим собственникам. Кроме того, есть надежда на получение стабильных доходов от дополни­тельно инвестированных средств, что позволит в течение всего срока действия займа регулярно выплачивать по облигациям проценты, и в установленные сроки погасить основной долг.

При выборе акций следует руководствоваться условиями их функционирования и возможностью быстрого размещения.

По обыкновенным акциям уровень выплачиваемого дохода колеблется по годам в зависимости от получаемой орга­низацией прибыли. Владельцы этих акций несут наибольший риск неполучения объявленных доходов, поэтому им предостав­лено право избирать членов правления акционерного обще­ства и решать все вопросы, связанные с деятельностью органи­зации.

Привилегированные акции отличаются от обыкно­венных тем, что их владелец имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложен­ный капитал. Данное обстоятельство требует резервирования чистой прибыли для гарантии этих выплат. Поэтому к выпуску привилегированных акций чаще всего обращаются в случае невозможности размещения на финансовом рынке обыкно­венных акций. С точки зрения реальности получения необхо­димых финансовых ресурсов для эмитента более выгодны именные акции. Ограничивая круг совладельцев фирмы, они в то же время существенно уменьшают возможности мане­врирования средствами инвесторов.

Паевые, членские взносы - это разновидность финансовых ресурсов, характерных для предприятий коллективной формы

»' 163

собственности. Паевые взносы имеют место при создании организации или в случае расширения ее уставного капитала в процессе функционирования. Членские взносы допускаются при вступлении в совместное предпринимательство. В даль­нейшем они могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью (например, ежемесячно или два раза в год) путем отчислений от заработной платы работников. Размер взносов, сроки и способы уплаты устанавливаются на собрании трудового коллектива. Данное решение является основанием для того, чтобы прогнозировать поступление этих средств в будущем году. При недостатке собственных финансо­вых ресурсов предприятие прибегает к заемному финансирова­нию в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых обя­зательств.

Денежные средства в форме кредита могут быть получены предприятием в виде ссуды, займа и современных рыночных разновидностей кредита.

Ссуды представляют собой передачу вещи, денег одной сто­роной в безвозмездное временное пользование другой сторо­не, которая обязуется вернуть объект займа в том же состоя­нии, в котором его получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договорам.

Займ предполагает передачу одной стороной в собствен­ность другой стороне денег или другой вещи с последующим возвратом суммы займа или равного количества других полу­ченных вещей того же рода качества.

Кредит определяет передачу взаймы денег на условиях, предусмотренных кредитным договором. Кредиторам высту­пает банк или кредитная организация. С учетом конкретной экономической ситуации организация может воспользоваться банковским или коммерческим кредитом, инвестиционно-на­логовым кредитом, а также налоговым кредитом.

Коммерческий кредит является отсрочкой платежа одного хозяйствующего субъекта другому. Кредит предоставляет­ся поставщиком покупателю в форме вексельного, фирменного кредита или открытого счета, а поставщику — в форме аванса.

Инвестиционно-налоговый кредит представляет собой такое изменение уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных про­центов. Предоставление кредита оформляется договором между

организацией и финансовым органом. Ставка процента по этому кредиту лимитирована ставкой рефинансирования.

Налоговый кредит по форме представляет собой отсрочку платежа и рассрочку платежа по уплате налога. Осно­ваниями для предоставления кредита является ущерб, причи­ненный в результате стихийных бедствий или иных обстоя­тельств непреодолимой силы, угроза банкротства, сезонный характер производства и др.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Проценты на сумму кредита начисляют­ся по ставке рефинансирования. Если налоговый кредит пре­доставлен по причине нанесенного ущерба или задержки финансирования и неоплаты госзаказа, то проценты на сумму задолженности не начисляются.

В составе других поступлений денежных средств выделяют поступления, связанные с благотворительной деятельностью, меценатством, получение страховых возмещений.

У некоммерческих организаций имеется возможность нахо­дить источники финансовых ресурсов через систему фондрей-зинга. Фондрейзинг представляет собой деятельность заинтере­сованной стороны по привлечению спонсорских, благотвори­тельных и других финансовых ресурсов, требуемых для непри­быльной социально значимой деятельности. Основой успеха получения денежных средств некоммерческой организации является ее деятельность по поднятию имиджа коммерческой организации — спонсора, благотворителя (реклама продукции, помощь в общественных связях и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.124 с.)