Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Денежные доходы организаций (предприятий), их состав и значениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рыночная среда функционирования открывает организациям большие возможности для зарабатывания доходов на различных видах коммерческой деятельности и финансовых операциях. Доходом организации считается экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме в результате финансово-хозяйственной деятельности. На практике доходы условно подразделяются на три группы: по видам деятельности, операционные и внереализационные. Каждый вид дохода имеет свой порядок формирования, способ учета, методику налогообложения и планирования. В связи с этим возникает необходимость управления составом доходов и оптимизацией их структуры. Соотношение между видами доходов у каждой организации свое и зависит от множества факторов, прежде всего от финансового положения организации, уровня финансовой работы, стадии ее жизненного цикла. Доходом по видам деятельности является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов деятельности, указанных в учредительных документах организации. Последним дано право выбирать метод определения и учета выручки от реализации продукции: или по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлению ему расчетных документов, или по поступлению денег на расчетный счет (в кассу). Организации, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку. Для учета валютной выручки в уполномоченном банке организации открывается два счета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте и текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи части экспортной выручки в иностранной валюте. С транзитных валютных счетов по поручению организации осуществляется обязательная продажа валюты. За полную и своевременную продажу части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке организации несут ответственность в законодательно установленном порядке. Денежные средства в рублях, полученные в результате обязательной продажи валютной выручки, зачисляются на расчетной счет организации. Выручка является основным видом денежных доходов хозяйствующего субъекта и одним из главных показателей результативности его деятельности. От своевременного поступления выручки зависит устойчивость финансового положения организации, состояние ее оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими. Доходом организации является не вся выручка, а ее часть, которая остается за вычетом налога на добавленную стоимость и других косвенных платежей и обязательных отчислений, подлежащих перечислению в бюджет. В связи с этим выручка от реализации подлежит распределению. Распределить выручку от реализации — значит выделить из нее составляющие элементы. Традиционно это было два элемента: себестоимость и прибыль. В условиях современной налоговой политики и высокой роли косвенных налогов в выручке выделяется третий элемент в виде косвенных налогов и отчислений. Каждая часть выручки имеет свое направление и использование. Первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т.е. себестоимость выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический и др.), а также сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством. Вторая часть выручки — прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды организации, обеспечивает решение ее экономических, технических и социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на доходы и прибыль, местных налогов). Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, иные оборотные налоги, подлежащие перечислению в бюджет). Для управления реализацией чрезвычайно важна форма безналичных расчетов, предусматриваемая в договорах. Главная задача управления безналичными расчетами состоит в приближении момента отгрузки материальных ценностей к моменту их оплаты. Достижение этой цели требует учета конкретных условий и таких общепринятых факторов, как характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов; месторасположение поставщика и покупателя; трудоемкость операций, источники средств для платежа; гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товаропродвижение; возможность взаимного контроля. Особое внимание уделяется гарантии оплаты, т.е. тому, насколько реальными является своевременное поступление денег за услуги, какова возможность контроля и воздействия на ускорение денежного оборота, полное выполнение финансовых обязательств. На сбыт в условиях рынка активно влияют маркетинговая политика организации, развитие дилерской сети, оптимальное использование посреднических фирм, грамотное проведение рекламных кампаний. Финансовый менеджер должен отслеживать сроки поступления реальных денежных средств и составлять план движения денежных средств на счетах и в кассе. Поэтому актуальным направлением деятельности финансовых служб организации становится управление дебиторской и кредиторской задолженностью. В отличии от выручки от реализации операционные доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации, носят нерегулярный характер. Как правило, им соответствуют связанные с ними операционные расходы. Состав операционных доходов отличается большим многообразием и полностью приведен в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерского учета. Чаще всего в деятельности организаций имеют место: • доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов; • доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации в соответствии с законодательством; • доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций и т.д. К внереализационным доходам относятся доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Состав внереализационных доходов и расходов также приводится в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерского учета. Среди них можно выделить: • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные, присужденные судом, или признанные организацией-должником, начисленные в момент их признания или получения; • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные организацией к уплате; • стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования (кроме получения в пределах одного собственника); • имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации; • поступления в возмещение причиненных организации убытков; • доходы, потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожар, авария, конфискация и т.п.); • перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) и передача имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, оказание шефской помощи и расходы на иные аналогичные мероприятия и др. Понятие «денежные доходы» организации не следует отождествлять с понятием «денежные поступления». Последние по сути принадлежат третьим лицам и только пополняют средства на расчетном счете организации. В их числе можно назвать: • денежные средства, мобилизуемые на финансовом рынке в процессе эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций); • паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; • кредит; • займы; • другие денежные поступления.
Планирование денежных доходов и поступлений Планирование выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов, выполнения расчетов по оценке стоимости организации. Оно подчинено управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Главными исходными материалами для планирования являются: • разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (на квартал, полугодие, год); • целевая сумма прибыли от реализации продукции. Расчет плановой величины выручки от реализации продукции может производится двумя методами - прямого счета и расчетным. Метод прямого счета используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и предполагает расчет выручки по каждому изделию в отдельности с последующем суммированием в целом по организации (предприятию). На предприятиях с большим ассортиментам рекомендуется использовать расчетный метод, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. В обоих случаях используется единая модель расчета плановой величины выручки от реализации продукции по формуле В о„.г + тп О. где В — планируемая сумма выручки от реализации продукции; Он г — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого года; ТП — выпуск (объем) товарной продукции в планируемом году; Ок г - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода. Все элементы формулы расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года — в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции на конец периода - в ценах планируемого периода. Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей. Товарная продукция включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В ее состав входят также работы и услуги промышленного характера на сторону, продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия. Объем товарной продукции может быть исчислен по формуле ТП с + с + с + с ^г.п ^п.ф ^р.п где Сгп — стоимость готовой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной к реализации; Сп ф — стоимость полуфабрикатов основного производства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству; Срп — стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации; Сп с — стоимость переработки сырья (материалов) заказчика. В момент планирования точные данные об остатках нереализованной продукции на начало планируемого периода могут отсутствовать. Поэтому в расчет может приниматься ожидаемая величина остатков нереализованной продукции. Стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода. Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска в планируемых ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном — по данным соответствующего квартала. Состав остатков нереализованной продукции при планировании выручки по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия) на начало года включает готовую продукцию на складе, товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателя. На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил. При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукцией принимается только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другая ситуация — длительный период осуществления расчетов или непоступление платежей от покупателя продукции в установленный срок. На случай непоступления платежей от покупателя продукции в установленный законодательством срок, предусматривается создание фонда риска, или резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена гарантиями. Источник образования резерва — доходы от операционной деятельности. В обороте организации в силу специфики расчетов могут находиться так называемые «чужие деньги» (например, авансовые платежи клиентов, задолженность по заработной плате работникам и отчислениям на социальные нужды, задолженность по неотфактурованным поставкам, средства спецфонда «Резерв предстоящих расходов» и др.). Названные ресурсы относятся к устойчивым пассивам организации. Они планируются и в определенном минимальном размере могут приравниваться к собственным средствам организации и направляться на финансирование прироста или недостатка собственных оборотных средств организации и других расходов, связанных с развитием и совершенствованием бизнеса. Соотношение собственных, заемных и привлеченных денежных средств организации, планируемых к использованию в процессе хозяйственной деятельности, представляет финансовую структуру капитала организации. При формировании политики финансирования следует обеспечить оптимальную финансовую структуру с точки зрения создания устойчивой финансовой базы развития бизнеса и минимизации риска банкротства. Денежные средства от продажи ценных бумаг планируются исходя из объема подписки, стоимостной суммы оставшихся в распоряжении организации ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. Использование этой формы финансирования налагает повышенные финансовые обязательства на эмитента и требует учета многих факторов. Важно правильно выбрать вид ценных бумаг и условия их выпуска. Выпуск облигаций целесообразен в том случае, если собственник не хочет отдавать право владения и распоряжения частью своего имущества другим собственникам. Кроме того, есть надежда на получение стабильных доходов от дополнительно инвестированных средств, что позволит в течение всего срока действия займа регулярно выплачивать по облигациям проценты, и в установленные сроки погасить основной долг. При выборе акций следует руководствоваться условиями их функционирования и возможностью быстрого размещения. По обыкновенным акциям уровень выплачиваемого дохода колеблется по годам в зависимости от получаемой организацией прибыли. Владельцы этих акций несут наибольший риск неполучения объявленных доходов, поэтому им предоставлено право избирать членов правления акционерного общества и решать все вопросы, связанные с деятельностью организации. Привилегированные акции отличаются от обыкновенных тем, что их владелец имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложенный капитал. Данное обстоятельство требует резервирования чистой прибыли для гарантии этих выплат. Поэтому к выпуску привилегированных акций чаще всего обращаются в случае невозможности размещения на финансовом рынке обыкновенных акций. С точки зрения реальности получения необходимых финансовых ресурсов для эмитента более выгодны именные акции. Ограничивая круг совладельцев фирмы, они в то же время существенно уменьшают возможности маневрирования средствами инвесторов. Паевые, членские взносы - это разновидность финансовых ресурсов, характерных для предприятий коллективной формы »' 163 собственности. Паевые взносы имеют место при создании организации или в случае расширения ее уставного капитала в процессе функционирования. Членские взносы допускаются при вступлении в совместное предпринимательство. В дальнейшем они могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью (например, ежемесячно или два раза в год) путем отчислений от заработной платы работников. Размер взносов, сроки и способы уплаты устанавливаются на собрании трудового коллектива. Данное решение является основанием для того, чтобы прогнозировать поступление этих средств в будущем году. При недостатке собственных финансовых ресурсов предприятие прибегает к заемному финансированию в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Денежные средства в форме кредита могут быть получены предприятием в виде ссуды, займа и современных рыночных разновидностей кредита. Ссуды представляют собой передачу вещи, денег одной стороной в безвозмездное временное пользование другой стороне, которая обязуется вернуть объект займа в том же состоянии, в котором его получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договорам. Займ предполагает передачу одной стороной в собственность другой стороне денег или другой вещи с последующим возвратом суммы займа или равного количества других полученных вещей того же рода качества. Кредит определяет передачу взаймы денег на условиях, предусмотренных кредитным договором. Кредиторам выступает банк или кредитная организация. С учетом конкретной экономической ситуации организация может воспользоваться банковским или коммерческим кредитом, инвестиционно-налоговым кредитом, а также налоговым кредитом. Коммерческий кредит является отсрочкой платежа одного хозяйствующего субъекта другому. Кредит предоставляется поставщиком покупателю в форме вексельного, фирменного кредита или открытого счета, а поставщику — в форме аванса. Инвестиционно-налоговый кредит представляет собой такое изменение уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов. Предоставление кредита оформляется договором между организацией и финансовым органом. Ставка процента по этому кредиту лимитирована ставкой рефинансирования. Налоговый кредит по форме представляет собой отсрочку платежа и рассрочку платежа по уплате налога. Основаниями для предоставления кредита является ущерб, причиненный в результате стихийных бедствий или иных обстоятельств непреодолимой силы, угроза банкротства, сезонный характер производства и др. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Проценты на сумму кредита начисляются по ставке рефинансирования. Если налоговый кредит предоставлен по причине нанесенного ущерба или задержки финансирования и неоплаты госзаказа, то проценты на сумму задолженности не начисляются. В составе других поступлений денежных средств выделяют поступления, связанные с благотворительной деятельностью, меценатством, получение страховых возмещений. У некоммерческих организаций имеется возможность находить источники финансовых ресурсов через систему фондрей-зинга. Фондрейзинг представляет собой деятельность заинтересованной стороны по привлечению спонсорских, благотворительных и других финансовых ресурсов, требуемых для неприбыльной социально значимой деятельности. Основой успеха получения денежных средств некоммерческой организации является ее деятельность по поднятию имиджа коммерческой организации — спонсора, благотворителя (реклама продукции, помощь в общественных связях и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.015 с.) |