Особенности финансов государственных унитарных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности финансов государственных унитарных предприятий



Унитарное предприятие — это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним соб­ственником. В форме унитарных предприятий в Республике Беларусь могут быть созданы государственные или частные предприятия.

В Республике Беларусь государственный сектор экономики представлен унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Эти предприятия находятся в республиканской собственности или собственности административно-террито­риальных единиц (коммунальной). Имущество республикан­ского унитарного предприятия находится в собственности Рес­публики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяй-

ственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собствен­ности административно-территориальных единиц и принадле­жит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является устав. Его утверждает уполномоченный на то государственный орган или орган местного самоуправления. В уставе указываются размер устав­ного фонда, предмет и цели деятельности государственного унитарного предприятия.

Формирование и движение денежных потоков на государ­ственных унитарных предприятиях имеют особенности.

Размер уставного фонда для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, должен быть не меньше суммы, устанавливаемой государством на момент государственной регистрации предприятия. При этом уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником имущества предприя­тия до его государственной регистрации.

Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответ­ственности по обязательствам собственника имущества. Соб­ственник имущества не отвечает по обязательствам предприя­тия за исключением случаев, когда его указания и иные дей­ствия приводят к экономической несостоятельности (банкрот­ству) государственного предприятия. В подобных случаях законодательство предусматривает возможность субсидиар­ной ответственности собственника имущества. Данное прави­ло распространяется и на дочерние предприятия.

Так же как и другие коммерческие организации, государ­ственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в процессе своей деятельности несет риск банкрот­ства, финансовые, предпринимательские и другие риски. Ему дано право самостоятельно находить поставщиков необходи­мых ему товарно-материальных ценностей и покупателей гото­вой продукции, товаров и других активов, выходить на внеш­ние рынки.

В то же время предприятие не может продавать принадле­жащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вкла­да в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Существенно ограничивает финансовую самостоятель­ность предприятий государственная регламентация цен на выпускаемую продукцию (работы, услуги). В отечественной практике наблюдались случаи, когда их реализация осущест­влялась по ценам ниже себестоимости.

Государственные предприятия слабо используют такой рас­пространенный за рубежом инструмент финансового менедж­мента, как скидки с цены и надбавки к цене.

Определенная особенность просматривается во взаимоот­ношениях таких предприятий с бюджетом, целевыми и внебю­джетными государственными фондами. С одной стороны, государственные предприятия, основанные на праве хозяй­ственного ведения, являются плательщиками всех платежей, установленных законодательством. С другой стороны, соб­ственник имущества — государство в лице уполномоченных органов, Президент Республики Беларусь могут принимать решения о снижении ставок тех или иных налогов, списании финансовых санкций, отсрочке уплаты задолженности, норма­тивном делении выручки и др. Частные унитарные предприя­тия и другие коммерческие организации подобных преферен­ций и льгот обычно не получают.

Имущество государственных унитарных предприятий является неделимым. Поэтому существуют ограничения по его использованию в качестве предмета залога при получении бан­ковских кредитов. В то же время такие предприятия пользуют­ся преимуществом при получении кредитов под гарантии пра­вительства страны. В их отношении может применяться льгот­ный порядок кредитования, предусматривающий возмещение банкам части процентных платежей за кредиты из бюджетных средств.

Важное место в денежном обороте государственных пред­приятий занимают финансовые отношения с занятыми работ­никами по оплате труда. На руководителей предприятий нала­гается административная ответственность за своевременное выполнение финансовых обязательств перед наемными работ­никами. При этом предприятие не вправе выйти за рамки госу­дарственных штатов, ставок, окладов, размеров доплат и т.п.

Денежные выплаты из фондов потребления, как правило, небольшие из-за невысокой прибыльности предприятий.

В совокупности финансовых отношений государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, можно выделить в отдельную группу отношения с вышестоящим органом управления — министерством (ведом­ством). Эти отношения возникают по поводу формирования и использования средств отраслевых централизованных инве­стиционных, инновационных или иных аналогичных по назна­чению фондов и в других предусмотренных законодатель­ством случаях. Государственные предприятия представляют в соответствующее министерство (ведомство) обоснования и расчеты себестоимости и цен по основным видам продукции, расчеты потребности в оборотном капитале, расчеты рента­бельности, бизнес-планы. Оценка и анализ финансово-хозяй­ственной деятельности государственных предприятий исполь­зуются министерствами (ведомствами) для подготовки инфор­мации правительству страны в целях принятия управленческих решений и выработки государственной финансовой политики. Являясь уполномоченным государственным органом, мини­стерство (ведомство) доводит до подведомственных предприя­тий задания по себестоимости, нормативы образования фон­дов за счет чистой прибыли, лимиты расходования энергоре­сурсов и другие показатели, а затем контролирует их выпол­нение.

Министерства и иные органы государственного управле­ния дают оценку работе государственных предприятий, дела­ют выводы о признании структуры бухгалтерского баланса не­удовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным. При этом предварительно определяется зависимость неплате­жеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Если такая зависимость не будет установлена, то в соответствии с законодательством принимаются решения о смене руководства предприятием, первоочередной приватиза­ции или внесении заявлений в хозяйственный суд о возбужде­нии производства по делу о банкротстве. Когда неплатежеспо­собность предприятия непосредственно связана с задолжен­ностью государства перед ним, то указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении руководства предприятия предусмотренных мер ответственности. Указанные положения распространяются и на предприятия, в имуществе которых имеется доля государ­ственной собственности.

Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) может быть образовано по решению Правительства Республики Бела­русь. Казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в собственности республики. В Беларуси казен­ные предприятия не получили такого распространения, как в России.

Учредительным документом казенного предприятия явля­ется его устав, утверждаемый правительством страны. Фирмен­ное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприя­тие является казенным.

Финансовая самостоятельность казенного предприятия более ограничена, чем у унитарного предприятия, основанно­го на праве хозяйственного ведения.

Так, собственник имущества вправе изъять излишнее, неис­пользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование только с согласия уполномоченного государственного органа.

Планирование деятельности казенного предприятия осу­ществляется централизованно (по схеме сверху вниз). Уполно­моченный орган ежегодно определяет потребность в продук­ции, производимой казенным предприятием, утверждает план-заказ с учетом плана развития предприятия, доводит фонд заработной платы и лимит численности работающих. Руково­дитель и специалисты казенного предприятия на стадии разра­ботки плана-заказа вправе представлять уполномоченному органу свои предложения и расчеты.

Уполномоченный орган устанавливает цены на продукцию, включаемую в план-заказ. Если казенному предприятию разре­шено заниматься самостоятельной хозяйственной деятель­ностью, то цены на соответствующую продукцию устанавлива­ются предприятием самостоятельно или на договорной осно­ве. Планы по такой деятельности разрабатывает предприятие и согласовывает их с уполномоченным органом.

Взаимоотношения с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями продукции строятся на договорной основе.

Распределение прибыли казенного предприятия произво­дится по нормативам, устанавливаемым уполномоченным

органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход рес­публиканского бюджета.

Как можно заметить, риски казенных предприятий сведе­ны к минимуму, так как государство принимает непосред­ственное участие в решении финансовых вопросов. Принци­пиальной особенностью казенного предприятия, отличающей его от всех других коммерческих организаций, является то, что в соответствии с законами Республики Беларусь оно не может быть объявлено банкротом. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.009 с.)