Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности финансов государственных унитарных предприятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Унитарное предприятие — это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. В форме унитарных предприятий в Республике Беларусь могут быть созданы государственные или частные предприятия. В Республике Беларусь государственный сектор экономики представлен унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Эти предприятия находятся в республиканской собственности или собственности административно-территориальных единиц (коммунальной). Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяй- ственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальных единиц и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является устав. Его утверждает уполномоченный на то государственный орган или орган местного самоуправления. В уставе указываются размер уставного фонда, предмет и цели деятельности государственного унитарного предприятия. Формирование и движение денежных потоков на государственных унитарных предприятиях имеют особенности. Размер уставного фонда для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, должен быть не меньше суммы, устанавливаемой государством на момент государственной регистрации предприятия. При этом уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия до его государственной регистрации. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда его указания и иные действия приводят к экономической несостоятельности (банкротству) государственного предприятия. В подобных случаях законодательство предусматривает возможность субсидиарной ответственности собственника имущества. Данное правило распространяется и на дочерние предприятия. Так же как и другие коммерческие организации, государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в процессе своей деятельности несет риск банкротства, финансовые, предпринимательские и другие риски. Ему дано право самостоятельно находить поставщиков необходимых ему товарно-материальных ценностей и покупателей готовой продукции, товаров и других активов, выходить на внешние рынки. В то же время предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Существенно ограничивает финансовую самостоятельность предприятий государственная регламентация цен на выпускаемую продукцию (работы, услуги). В отечественной практике наблюдались случаи, когда их реализация осуществлялась по ценам ниже себестоимости. Государственные предприятия слабо используют такой распространенный за рубежом инструмент финансового менеджмента, как скидки с цены и надбавки к цене. Определенная особенность просматривается во взаимоотношениях таких предприятий с бюджетом, целевыми и внебюджетными государственными фондами. С одной стороны, государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, являются плательщиками всех платежей, установленных законодательством. С другой стороны, собственник имущества — государство в лице уполномоченных органов, Президент Республики Беларусь могут принимать решения о снижении ставок тех или иных налогов, списании финансовых санкций, отсрочке уплаты задолженности, нормативном делении выручки и др. Частные унитарные предприятия и другие коммерческие организации подобных преференций и льгот обычно не получают. Имущество государственных унитарных предприятий является неделимым. Поэтому существуют ограничения по его использованию в качестве предмета залога при получении банковских кредитов. В то же время такие предприятия пользуются преимуществом при получении кредитов под гарантии правительства страны. В их отношении может применяться льготный порядок кредитования, предусматривающий возмещение банкам части процентных платежей за кредиты из бюджетных средств. Важное место в денежном обороте государственных предприятий занимают финансовые отношения с занятыми работниками по оплате труда. На руководителей предприятий налагается административная ответственность за своевременное выполнение финансовых обязательств перед наемными работниками. При этом предприятие не вправе выйти за рамки государственных штатов, ставок, окладов, размеров доплат и т.п. Денежные выплаты из фондов потребления, как правило, небольшие из-за невысокой прибыльности предприятий. В совокупности финансовых отношений государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, можно выделить в отдельную группу отношения с вышестоящим органом управления — министерством (ведомством). Эти отношения возникают по поводу формирования и использования средств отраслевых централизованных инвестиционных, инновационных или иных аналогичных по назначению фондов и в других предусмотренных законодательством случаях. Государственные предприятия представляют в соответствующее министерство (ведомство) обоснования и расчеты себестоимости и цен по основным видам продукции, расчеты потребности в оборотном капитале, расчеты рентабельности, бизнес-планы. Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий используются министерствами (ведомствами) для подготовки информации правительству страны в целях принятия управленческих решений и выработки государственной финансовой политики. Являясь уполномоченным государственным органом, министерство (ведомство) доводит до подведомственных предприятий задания по себестоимости, нормативы образования фондов за счет чистой прибыли, лимиты расходования энергоресурсов и другие показатели, а затем контролирует их выполнение. Министерства и иные органы государственного управления дают оценку работе государственных предприятий, делают выводы о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным. При этом предварительно определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Если такая зависимость не будет установлена, то в соответствии с законодательством принимаются решения о смене руководства предприятием, первоочередной приватизации или внесении заявлений в хозяйственный суд о возбуждении производства по делу о банкротстве. Когда неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, то указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении руководства предприятия предусмотренных мер ответственности. Указанные положения распространяются и на предприятия, в имуществе которых имеется доля государственной собственности. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) может быть образовано по решению Правительства Республики Беларусь. Казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в собственности республики. В Беларуси казенные предприятия не получили такого распространения, как в России. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый правительством страны. Фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Финансовая самостоятельность казенного предприятия более ограничена, чем у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Так, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование только с согласия уполномоченного государственного органа. Планирование деятельности казенного предприятия осуществляется централизованно (по схеме сверху вниз). Уполномоченный орган ежегодно определяет потребность в продукции, производимой казенным предприятием, утверждает план-заказ с учетом плана развития предприятия, доводит фонд заработной платы и лимит численности работающих. Руководитель и специалисты казенного предприятия на стадии разработки плана-заказа вправе представлять уполномоченному органу свои предложения и расчеты. Уполномоченный орган устанавливает цены на продукцию, включаемую в план-заказ. Если казенному предприятию разрешено заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью, то цены на соответствующую продукцию устанавливаются предприятием самостоятельно или на договорной основе. Планы по такой деятельности разрабатывает предприятие и согласовывает их с уполномоченным органом. Взаимоотношения с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями продукции строятся на договорной основе. Распределение прибыли казенного предприятия производится по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход республиканского бюджета. Как можно заметить, риски казенных предприятий сведены к минимуму, так как государство принимает непосредственное участие в решении финансовых вопросов. Принципиальной особенностью казенного предприятия, отличающей его от всех других коммерческих организаций, является то, что в соответствии с законами Республики Беларусь оно не может быть объявлено банкротом. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.01 с.) |