Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансы организаций (предприятий) несмотря на их отраслевые особенности и различия организационно-правовых форм строятся на общих принципах, отвечающих условиям конкретного исторического периода и экономико-политическому укладу государства. В связи с этим общие принципы организации финансов субъектов хозяйствования не являются неизменными. В современных условиях многие экономисты (выделяют следующие принципы организации финансов: • самоокупаемость; • самофинансирование; • самоуправление; • заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности; • материальная ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности; • осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Принцип самоокупаемости означает, что затраты на производство и реализацию продукции должны полностью покрываться из выручки от реализации продукции. Соблюдение принципа самоокупаемости является обязательным для нормального функционирования предприятия, поддержания его жизнеспособности. Ведь если выручка от реализации не покрывает текущие затраты, предприятию грозит банкротство. Принцип самофинансирования подразумевает, что собственных источников достаточно для покрытия текущих затрат, обновления основных фондов и нематериальных активов, финансирования социальных программ организации и участия в доходах бюджета. Принцип самофинансирования необходим для ведения предпринимательской деятельности в любой сфере бизнеса. Осуществляя текущие, инвестиционные, социальные и другие расходы, организация (предприятие) должна рассчитывать прежде всего на собственные источники финансирования и лишь при необходимости привлекать в оборот банковские и коммерческие кредиты. Возможности самофинансирования определяют возможности развития предприятия, его деловую активность. Финансовый аспект принципа самоуправления заключается в самостоятельном определении перспектив развития, планировании своей деятельности, выборе форм предпринимательской деятельности, способов формирования капитала и структуры активов, формировании прибыли, распоряжении имуществом, выпущенной продукцией и прибылью после уплаты налогов. Очевидно, что соблюдение этого принципа способствует успешному ведению бизнеса. Необходимость соблюдения принципа заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности определяется главной целью предпринимательства — получением прибыли. От размера прибыли, в свою очередь, зависит инвестиционная привлекательность организации, материальное стимулирование работников, производственное и социальное развитие. Принцип материальной ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности выражается в том, что за нарушение договорных, налоговых, кредитных, расчетных обязательств, правил осуществления кассовых и валютных операций, продажу товаров, не подтвержденных документами, коммерческие предприятия несут ответственность. Согласно белорусскому законодательству они уплачивают штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций. Этот принцип служит защите интересов государства и предпринимателей, обеспечивает соблюдение законодательства. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью имеет цель предотвратить операции, которые могут привести к экономическим потерям, убыткам, снизить риск банкротства, изыскать резервы увеличения финансовых ресурсов. Помимо перечисленных принципов организации финансов организаций (предприятий) сегодня правомерно рекомендовать такие общие принципы организации предпринимательской деятельности, как плановость, целевая направленность, диверсификация, стратегическая ориентированность. Финансовый аспект этих принципов необходимо учитывать при разработке финансовой политики и в управлении финансами конкретного субъекта. Принцип плановости является основным. Он выражает философию предприятия, культуру его поведения во внешней среде. Принцип плановости реализуется путем составления различных по горизонтам и формам планирования финансовых планов. В современных условиях актуальными направлениями в финансовом планировании на отечественных предприятиях является текущее и стратегическое финансовое планирование. В основе внутрифирменного текущего финансового планирования должен лежать хозрасчет как метод соизмерения затрат и результатов и регулирования деятельности предприятий; в основе стратегического планирования — маркетинг как концепция управления разработкой, производством и сбытом товаров. Стратегические финансовые планы должны не просто фиксировать количественные характеристики показателей, но и помогать персоналу ответить на следующие вопросы: «Что будем делать, если...?», «Какое влияние будет иметь данное событие?», «Насколько оно вероятно?», «Как мы узнаем, если это произойдет?», «При помощи каких ресурсов, включая финансовые, могут быть достигнуты желаемые результаты?». Целевая направленность в финансах предприятий означает, что финансы должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить выполнение традиционных целей коммерческой деятельности. Этими целями являются рентабельность производства, производительность труда, устойчивое положение на рынке, достаточность материальных и финансовых ресурсов. Бизнес всегда сопряжен с риском. Принцип диверсификации в организации финансов предприятий предполагает множество источников финансирования и направлений вложений капитала, что позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность предприятия. Этот принцип реализуется в двух направлениях: инвестирование денег в различные ценные бумаги и объекты; создание многопрофильных организаций, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Принцип диверсификации включает использование многовариантных расчетов. Следует помнить, что современные финансы организаций и предприятий не существуют без сложных многовариантных расчетов, без дисконтирования денежных потоков. Достижение целей коммерческой деятельности задается стратегией развития. Финансовую стратегию организация (предприятие) определяет, как правило, на долгосрочный период. Все перечисленные принципы реализуются с учетом специфики конкретного хозяйствующего субъекта. В деятельности финансов организаций есть определенные особенности, обусловленные отраслевой принадлежностью и организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности. По отраслевому признаку различают финансы промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, связи, строительства и т.д.; по организационно-правовой форме — финансы хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, унитарных предприятий, фондов, учреждений, ассоциаций, союзов. Особенности финансов отдельных организаций (предприятий) проявляются в структуре их активов, составе фондов денежных средств, порядке формирования доходов, составе расходов, налогообложении.
9.4. Финансовое планирование в организациях (на предприятиях) в современных условиях Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов и капитала, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Исходя из сказанного, сущность финансового планирования можно сформулировать как процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и капитала. Объектами финансового планирования в организациях являются их финансовые ресурсы, капитал, фонды денежных средств, доходы, финансовые показатели и непосредственно финансовая деятельность. В современных условиях хозяйствования финансовое планирование выражает культуру поведения организаций (предприятий) во внешней среде. Они сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять последствия хозяйственной деятельности и свое финансовое положение. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить желаемый финансовый результат, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства. Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, изменчивостью рыночной среды и активным воздействием финансов на процессы воспроизводства. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, определить оптимальные объемы производства и продаж продукции (товаров, работ, услуг) и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности поступлений денежных средств с их расходованием. Основным назначением внутрифирменного финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, расчет объема и структуры затрат, определение финансовых результатов работы организации. Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации, денежного хозяйства организации (предприятия). В процессе планирования решаются следующие задачи: • обеспечение денежными средствами планируемых затрат по видам деятельности; • сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов; • оптимизация распределения выручки и прибыли; • определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки; • определение взаимоотношений с банками и кредиторами, оптимизация структуры капитала; • разработка политики финансовых вложений и инвестиций; • осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике тесно взаимосвязаны. Суть прогноза заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях. Финансовый прогноз — это научная предпосылка управления финансами. В условиях рынка возрастает риск осуществляемых хозяйственных операций. Быстрое изменение внешней среды вызывает частое изменение финансовых задач и необходимость приспособления методов их решения к меняющейся действительности. Становится очевидной потребность в финансовом прогнозировании, которое должно предшествовать финансовому планированию, опираться на анализ и оценку явлений, тенденций, определять альтернативные варианты управления движением финансовых ресурсов. В ходе финансового планирования прогнозы конкретизируются и корректируются, определяются способы достижения выбранной цели, последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов. В финансовом планировании и прогнозировании используются следующие методы: • расчетно-аналитический; • коэффициентов; • нормативный, балансовый; • оптимизации плановых решений; • экономико-математического моделирования; • программно-целевой. Расчетно-аналитический метод основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели. Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. 13 качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен (инфляции), индексы переоценки основных средств и др. Этот метод, как и расчетно-аналитический, дает приближенные результаты. Содержание нормативного метода сводится к тому, что потребность организации в финансовых ресурсах, источники их формирования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Нормативный метод планирования отличает простота. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать планируемую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако широкое применение этого метода затруднено частым изменением законодательных актов. Экономическая сущность балансового метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них. С помощью балансового метода достигается определенная синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в заданные отрезки времени. Метод оптимизации плановых решений предполагает состав-пение нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев (например, минимума приведенных затрат, минимума текущих расходов, минимума вложений капитала при наибольшей >Ффективности его использования, минимума времени на оборот капитала, т.е. ускорения оборачиваемости авансированных средств). Возможности обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий предоставляют программно-целевой метод и метод экономико-математического моделирования. Они ||о1воляют дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Эта взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и, соответственно, предполагаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. При выборе варианта речь идет не только о выполнении намечаемой программы, но и о конечных результатах (ускорении оборота капитала, максимизации прибыли или достижении другой цели). Финансовое планирование опирается на финансовую политику организации, ее финансовую стратегию. Учитываются также требования финансовой (в том числе налоговой) и денежно-кредитной политики государства.
9.5. Виды финансовых планов организаций (предприятий) Организации (предприятия) самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов. Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) период. По срокам разработки различают долгосрочные, годовые (текущие), оперативные финансовые планы и расчеты к ним. Финансовые планы могут составляться в форме расчетного баланса доходов и расходов (годовой финансовый план), бюджета (инвестиционный), сметы (фонды накопления, потребления и др.) или в форме таблиц к бизнес-плану. В целях обоснования объема финансовых ресурсов на текущий период и долгосрочную перспективу организации могут разрабатывать различные финансовые планы (табл. 9.1). Однако в современной отечественной практике финансовое планирование пока не стало эффективным инструментом управления несмотря на то, что организации составляют текущие (годовые) финансовые планы, бизнес-планы, платежные календари, расчеты потоков денежных средств и др. Общим недостатком является отсутствие системы планирования, формальный анализ выполнения планов. Таблица 9.1. Виды финансовых планов организации (предприятия)
Сегодня на многих предприятиях и в организациях приоритет отдается текущему финансовому планированию. Основным текущим планом является годовой финансовый план. Годовой финансовый план и расчеты к нему раскрывают возможности инвестиционного финансирования субъекта хозяйствования и обосновывают его общую прибыль (убыток), с разбивкой по составляющим элементам (от видов деятельности, операционных доходов и расходов, внереализационных доходов и расходов). Эта характерная черта годового (текущего) финансового плана подтверждает целесообразность его составления и в настоящее время, поскольку в других финансовых планах подобная информация не представлена. Нет строго установленной формы годового финансового плана. Например, он может иметь три раздела: I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления; III. Платежи в бюджет, ассигнования из бюджета (раздел III отражает взаимоотношения субъекта с бюджетом). В разделе I отражаются собственные источники (прибыль, амортизация, прирост устойчивых пассивов и др.) и внешние источники финансирования инвестиционной деятельности (кредиты и займы, средства поступающие от других субъектов хозяйствования в случае долевого участия в инвестиционных проектах, средства инновационных фондов и др.). В разделе II — расходы на цели накопления, потребления, создания резервов. Раздел III включает два подраздела. В подразделе «Платежи в бюджет» показываются все налоги, уплачиваемые из прибыли, в подразделе «Ассигнования из бюджета» — целевые суммы, получаемые от государства. Итоги разделов можно проверить путем расчета следующих проверочных показателей: • превышение доходов над расходами; • превышение расходов над доходами; • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета; • превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. Годовой финансовый план не отражает весь объем финансовых ресурсов. В нем не показываются краткосрочные кредиты и займы, расходы, принимающие форму себестоимости, налоги, уплачиваемые из выручки от реализации и включаемые в себестоимость. Поэтому для управления финансами организации нельзя ограничиться составлением годового финансового плана. В современных условиях важное значение приобретает план движения денежных средств (с разбивкой по видам деятельности — текущей, инвестиционной, финансовой). По своей сути это план финансирования. В отличие от годового финансового плана в нем предусматриваются поступления денежных средств из всех источников и все затраты на производство и реализацию продукции, инвестиции, социальное развитие, уплату налогов и др. Если приток средств превышает отток, то в плане движения денежных средств указывают положительное сальдо — свободный остаток денежных средств, переходящий на начало следующего периода. И наоборот, если отток средств превышает их приток, то указывают отрицательное сальдо — дефицит наличности. Высокий динамизм денежных потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечи- вающего ежедневное управление движением денежных средств. Таким документом является платежный календарь - оперативный финансовый план организации. Платежный календарь, как правило, имеет два раздела: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств». В разделе I отражаются все расходы и платежи, проходящие через расчетный или другой счет в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции и все другие затраты. В разделе II календаря указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки средств на банковском счете, выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг), поступления дебиторской задолженности, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др. В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированы либо поступление денежных средств должно превышать их расходование. В современных условиях существует потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности организации (предприятия), обоснование стратегий и тактических мер их осуществления. В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана, оно подразумевает прогноз объема реализации (выручки), составление таблицы доходов и затрат (в ней отражается последовательность исчисления чистой прибыли), баланс денежных расходов и поступлений (по содержанию сходен с планом движения денежных средств и платежным календарем, имеет целью подтвердить платежеспособность субъекта), прогнозный баланс активов и пассивов (имеет форму бухгалтерского баланса, имеет целью подтвердить ликвидность организации), график достижения безубыточности (показывает, какой объем продукции (работ, услуг) нужно произвести и продать, чтобы окупить все затраты, не иметь убытка и чтобы каждая последующая единица начала приносить прибыль).
В отечественной практике бизнес-план может выполнять функции стратегического плана и быть координирующим звеном в современной системе финансовых планов организаций. Финансовое планирование в организациях имеет важное значение для их успешной деятельности, а в конечном итоге и для государства в целом. 9.6. Денежные расходы организаций (предприятий), их классификация, источники финансирования По экономическому содержанию все денежные расходы организаций делятся следующим образом: 1) расходы, связанные с извлечением прибыли (на обслуживание и развитие производства продукции (товаров, работ, услуг) их реализацию); 2) не связанные с извлечением прибыли (расходы потребительского характера, расходы на благотворительные и гуманитарные цели); 3) расходы принудительного характера (налоги, отчисления в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, взносы по обязательным видам страхования, создание резервных фондов, уплата штрафных санкций). В свою очередь, затраты, связанные с извлечением прибыли, подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера. Текущие расходы — это затраты на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), принимающие форму себестоимости. Основными источниками их финансирования являются денежные средства, поступающие на счета организаций (предприятий) за проданную продукцию (работы, услуги), краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность. К затратам капитального характера относятся инвестиции в основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги, затраты на увеличение собственного оборотного капитала. Источниками их финансирования являются амортизационные отчисления; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей; среднесрочные и долгосрочные кредиты и займы; средства инновационных и аналогичных • по содержанию фондов; лизинг; бюджетные ассигнования, бюджетные ссуды и займы; средства от продажи ценных бумаг собственной эмиссии, выпуск долговых обязательств и пр. Источники финансирования инвестиций в основные и оборотные средства имеют целевое назначение. Например, амортизационные отчисления предназначены для обеспечения воспроизводства основных средств, а прирост устойчивых пассивов — для финансирования прироста норматива собственных оборотных средств, чистая прибыль является универсальным источником и используется для формирования и увеличения любых составляющих капитала. Денежные затраты организации в зависимости от связи с уставной деятельностью включают: затраты на производство и реализацию; затраты по операциям, не относящимся к уставной деятельности (операционные расходы), и операциям, непосредственно не связанным с производственной (основной) деятельностью (внереализационные расходы). В расходах, не связанных с извлечением прибыли, основное место занимают расходы потребительского характера. Это расходы на материальное стимулирование и социальную поддержку работников предприятий, на мероприятия по организации отдыха и охране здоровья, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе. Основным источником финансирования этих расходов служит чистая прибыль. Кроме этого, могут привлекаться средства граждан, профсоюзов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Организации вправе оказывать шефскую помощь другим субъектам хозяйствования, учреждениям непроизводственной сферы (образования, медицины, культуры, социального обеспечения и др.), участвовать в проводимых в стране, регионе гуманитарных акциях. Финансирование таких затрат осуществляется в основном за счет нераспределенной прибыли, накопленной в прошлые периоды. Расходы принудительного характера включают налоги и приравненные к ним платежи, а также различные экономические и финансовые санкции. По законодательству Республики Беларусь все налоги по источнику их уплаты можно разделить на три группы: 1) налоги, включаемые в цену товара п уплачиваемые из выручки от реализации; 2) налоги, уплачиваемые из прибыли; 3) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Из выручки от реализации уплачиваются акцизы, налог на добавленную стоимость, другие оборотные налоги, а также таможенные сборы. Из прибыли организации платят налог на прибыль, местные и иные налоги и сборы, исчисленные в соответствии с законодательством. На себестоимость относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения, налог на недвижимость, прочие налоги (госпошлина, платежи за землю, платежи за добычу природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных норм, плата за размещение отходов, а также сумма налога за переработку нефти и нефтепродуктов), отчисления в централизованные инновационные фонды, взносы по обязательным видам страхования и др. Итак, для финансирования многообразных расходов предприятия используют различные источники. Четкое разграничение источников затрат имеет значение для правильного определения налогооблагаемой прибыли и налоговых платежей в бюджет. Затраты, принимающие форму себестоимости, имеют решающее значение для успеха предпринимательской деятельности, так как непосредственно влияют на размер прибыли. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку затрат, произведенных в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг). В отечественной практике состав себестоимости определяет документ «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», имеющий отраслевую специфику. Затраты, образующие себестоимость, можно сгруппировать (классифицировать) по различным признакам: целевому назначению; экономическим элементам; статьям калькуляции; зависимости от объема производства (реализации) продукции, способу распределения издержек между конкретными изделиями и др. Основные виды классификации затрат представлены в табл. 9.2. Таблица 9.2. Классификация затрат
По целевому назначению затрат, образующих фактическую себестоимость, различают: • производственные (все, что имеют отношение к производству, технологическим процессам, эксплуатации фондов природоохранного назначения); • управленческие (связанные с управлением организацией (предприятием), подготовкой и переподготовкой кадров, набором рабочей силы, осуществлением работ вахтовым методом и ДР-): • финансового характера (отчисления в Фонд социальной защиты населения, страховые взносы, проценты за кредиты и ссуды в соответствии с законодательством, налоги, сборы и другие обязательные платежи); • коммерческие (связанные со сбытом продукции); • связанные с использованием основных средств и нематериальных активов (амортизация, плата за аренду, лизинговые платежи, содержание помещений, предоставляемых бесплатно медицинским учреждениям и учреждениям общепита, обслуживающим трудовые коллективы); • транспортные затраты (плата за провоз грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования и др.); • непроизводительные (потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и др.). Классификация затрат, составляющих фактическую себестоимость, по целевой направленности позволяет проводить детальный анализ затрат и разрабатывать мероприятия по их оптимизации. Классификация затрат по экономическим элементам предусмотрена «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)» и Законом «О налогах на доходы и прибыль». Она содержит следующие элементы: • материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов); • на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие затраты. Классификация затрат по экономическим элементам позволяет видеть и анализировать затраты в динамике, определить сумму и структуру затрат, тенденции их изменения, про- водить сравнение по отраслям экономики и по организациям внутри отрасли. Кроме того, эта классификация представляет интерес для исчисления налоговых платежей и контроля за правильностью определения финансовых результатов. Для более точного определения затрат по видам продукции используется классификация по статьям калькуляции. Их перечень определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). В организациях с широкой номенклатурой выпускаемой продукции обычно составляются калькуляции себестоимости важнейших видов продукции. Калькуляции других изделий составляются по группам однородных изделий. Для целей финансового анализа рекомендуется составлять не только плановые, но и фактические калькуляции. По мере развития рыночных отношений все более широкое применение находит группировка затрат по признаку зависимости от объема производства (реализации). Это переменные и условно-постоянные (постоянные) затраты. К переменным издержкам относятся: стоимость сырья и материалов; стоимость комплектующих покупных изделий, полуфабрикатов, услуг производственного назначения; стоимость топливно-энергетических ресурсов на технологические цели; заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по ремонту и обслуживанию оборудования. К условно-постоянным издержкам относятся: расходы, не имеющие прямой зависимости от объема производимой продукции; вспомогательные материалы; топливо и энергия на нетехнологические цели; заработная плата ИТР и служащих; отчисления на социальные нужды; амортизационные отчисления и прочие производственные расходы. Данная группировка затрат позволяет определять валовую прибыль (маржинальный доход), запас финансовой прочности, точку безубыточности, критический объем производства, силу производственного рычага. В зависимости от способа распределения издержек между конкретными изделиями все затраты разделяются на прямые и косвенные. Под прямыми понимаются затраты, которые могут быть отнесены на издержки данного вида продукции прямым сче- том, т.е. по нормам расхода и расценкам (сырье, материалы, заработная плата, амортизация оборудования). К косвенным относятся затраты, связанные с производством всех видов продукции на данном предприятии. Поэтому на издержки отдельных видов изделий они относятся косвенно, пропорционально какому-либо показателю. В практике организаций (предприятий) кроме рассмотренных группировок затрат могут использоваться и иные классификации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.016 с.) |