Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система межбюджетных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Конституцией бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней республиканского и местных бюджетов. В республике функционирует 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию, обеспечению соответствующего уровня жизни населения. Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими движение денежных средств в процессе распределения государственных доходов и расходов, — межбюджетными отношениями. Они должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить оптимальное разделение движения бюджетных средств между высшими государственными структурами и органами местной власти. Доходы и расходы бюджета представляют собой особые фонды реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости валового внутреннего продукта посредством государственного бюджета. Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения субъектов хозяйствования и населения с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти. Расходы государственного бюджета передают экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными уровнями бюджетов определен Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» и закреплен в Бюджетном кодексе Республики Бедларусь. Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий. При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи: • сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета; • заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов; • равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий; • приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий по руководству экономикой, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития. В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены принципы значимости, подчиненности (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности. По принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также финансирование мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское, межреспубликанское либо местное значение в зависимости от уровня бюджета. Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства, представляющая процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов доходной базы местных бюджетов. Его цель — поддержание стабильной экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Проблема размера концентрации бюджетных ресурсов на всех уровнях управления является актуальной для большинства развитых стран. Как ранее отмечалось, одни из стран идут но пути максимальной централизации бюджетных ресурсов на высшем уровне, другие страны максимально развивают местные хозяйства. В обоих случаях задача достижения соответствия между доходами и расходами государственного и местных бюджетов решается через упорядочение межбюджетных отношений. В нашей стране при распределении бюджетных ресурсов должна учитываться роль республиканского бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий, что предполагает централизацию на его уровне большой доли доходов. При формировании республиканского бюджета необходимо также обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений. Для покрытия дефицита местных бюджетов необходимо привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, т.е. регулирующих доходов и налогов, а также дотаций, субсидий и субвенций. Дотация — межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Субсидия — межбюджетный трансферт, представляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. Субвенция — межбюджетный трансферт, представляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов. Формирование норматива отчислений из вышестоящих бюджетов заключается в доведении местного бюджета до минимального уровня, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя, который применяется к численности населения в регионе. Так, в бюджете на 2008 г. установлен минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя Республики Беларусь (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в размере 503 тыс. р., дифференцированный по бюджетам областей. В бюджете на 2008 г. утвержден норматив отчислений от налогов на доходы и прибыль в размере 50% в бюджеты областей и 39,6% в бюджет г. Минска. Норматив отчислений от налога на добавленную стоимость составляет 30%. Он дифференцирован по областям и г. Минску. Эти доходы нижестоящих бюджетов распределяются Министерством финансов Республики Беларусь между уровнями бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Законом о бюджете и решениями местных областных бюджетов при утверждении соответствующих местных бюджетов. Из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска передаются субвенции на финансирование расходов, связанных с преодолением катастрофы на Чернобыльской АЭС, субвенции на жилье, а также на финансирование расходов, связанных с развитием сельскохозяйственного производства. Последние направляются на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, нефтепродуктов, ремонт и приобретение сельскохозяйственной техники для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства. Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на строительство и реконструкцию жилья, строительство метрополитена, а также на расходы, связанные с осуществлением г. Минском функций столицы. Из средств республиканского бюджета формируется фонд финансовой поддержки административно-территориальных образований за счет отчислений от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль и доходы, зачисляемых в республиканский бюджет. Норматив отчислений в фонд финансовой поддержки определяется как частное от деления суммы дотаций областям (не включая субвенции и субсидии) на сумму налогов на добавленную стоимость, прибыль и доходы, зачисляемые в республиканский бюджет. Дотации местным бюджетам предусматриваются в пределах сумм, зачисляемых в этот фонд по нормативам, утверждаемым для каждой области и г. Минску. В 2008 г. фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц образован в сумме 4080 млрд р. и в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, был передан в бюджеты областей. Это составляет 10% расходов республиканского бюджета, включая расходы централизованных бюджетных фондов. Средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц в первоочередном порядке направляются на финансирование защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Таким образом, с помощью бюджетного механизма и регулирования бюджетными ресурсами достигается бездефицитность всех местных бюджетов. Характерной чертой современности является развитие процессов международной экономической интеграции. В сфере международных экономических отношений важное место принадлежит финансовому механизму, выступающему проводником финансовой политики государств в области международного сотрудничества. Финансы способствуют мобилизации необходимых для интеграции финансовых ресурсов, в определенной мере они регулируют интеграционные процессы и стимулируют направление международных экономических отношений. Это способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, направляемых на финансирование важнейших госпрограмм, связанных с перестройкой экономики, созданием современной экологической и социальной среды. Интеграция способствует созданию климата доверия во взаимоотношениях между странами, что позволяет сокращать военные расходы, а высвободившиеся средства направлять на мирные цели и программы. В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов путем гармонизации национальных законодательств в области таможенного, налогового, валютного регулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Беларуси и Российской Федерации. Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в национальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90% средств предусматривалось на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный метод был принят за основу совместной производственной и социальной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета финансировалось 17 программ, то через год их уже стало 35 (включая проекты и мероприятия). В последующие годы продолжилось развертывание программного метода для совместного решения общих проблем: обустройство таможенных и государственных границ, обеспечение региональной группировки войск, охраны окружающей среды, создание информационного пространства, выполнение совместных проектов в области научно-технических разработак, производств и т.д. Бюджет Союзного государства на 2008 г. утвержден Парламентским Собранием Союза Беларуси и России в размере 4061 млн российских рублей, из которых отчисления из национального бюджета Российской Федерации составляют 2640 млн российских рублей и отчисления из национального бюджета Республики Беларусь 1421 млн российских рублей. Перечисление взносов государствами-участниками в бюджет Союзного государства в 2008 г. осуществляется ежемесячно в соответствии с законодательством государств-участников, нормативно-правовыми актами Союзного государства. В 2008 г. из бюджета Союзного государства принято к финансированию 14 программ и 26 мероприятий. В их перечень включены «Программа обустройства внешней границы Союзного государства», «Развитие дизельного автомобилестроения», «Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства» и др. В составе мероприятий финансируются совместные мероприятия по обеспечению функционирования региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации, план совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства, проведение различных научно-практических конференций, олимпиад и фестивалей. В результате финансы в области международного сотрудничества способствуют мобилизации необходимых для интеграции финансовых ресурсов, регулируют международные интеграционные процессы и стимулируют направления международных экономических отношений. -■ ГЛАВА 6 в-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.007 с.) |