Система межбюджетных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система межбюджетных отношений



В соответствии с Конституцией бюджетная система Рес­публики Беларусь состоит из двух уровней республиканского и местных бюджетов. В республике функционирует 1664 мест­ных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию, обеспечению соответствующего уровня жизни населения. Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими движе­ние денежных средств в процессе распределения государствен­ных доходов и расходов, — межбюджетными отношениями. Они должны быть организованы таким образом, чтобы обеспе­чить оптимальное разделение движения бюджетных средств между высшими государственными структурами и органами местной власти.

Доходы и расходы бюджета представляют собой особые фонды реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости валового внутреннего продукта посредством государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета выражают экономиче­ские отношения субъектов хозяйствования и населения с госу­дарством по поводу формирования бюджетного фонда стра­ны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвоз­мездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Расходы государственного бюджета передают экономиче­ские отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Фор­мой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляе­мые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

Порядок распределения доходов и расходов между отдель­ными уровнями бюджетов определен Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» и закреплен в Бюджетном кодексе Республики Бедларусь.

Распределение доходов и расходов между бюджетами отра­жает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития терри­торий.

При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи:

• сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;

• заинтересованность местных органов власти в выполне­нии планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

• равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных меро­приятий;

• приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий по руковод­ству экономикой, координации деятельности всех сфер обще­ственного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюдже­тами положены принципы значимости, подчиненности (под­ведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.

По принципу значимости производится зачисление дохо­дов в республиканский и местные бюджеты, а также финанси­рование мероприятий и программ, имеющих общереспубли­канское, межреспубликанское либо местное значение в зависи­мости от уровня бюджета.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяй­ственных функций государства, представляющая процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов доходной базы местных бюджетов. Его цель — поддер­жание стабильной экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Проблема размера концентрации бюджетных ресурсов на всех уровнях управления является актуальной для большин­ства развитых стран. Как ранее отмечалось, одни из стран идут но пути максимальной централизации бюджетных ресурсов на высшем уровне, другие страны максимально развивают местные хозяйства. В обоих случаях задача достижения соот­ветствия между доходами и расходами государственного и местных бюджетов решается через упорядочение межбюджет­ных отношений.

В нашей стране при распределении бюджетных ресурсов должна учитываться роль республиканского бюджета в финан­сировании общегосударственных программ и мероприятий, что предполагает централизацию на его уровне большой доли доходов. При формировании республиканского бюджета необходимо также обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптималь­ного сочетания различных форм и методов бюджетного регу­лирования, рационального построения межбюджетных отно­шений. Для покрытия дефицита местных бюджетов необходи­мо привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, т.е. регулирующих доходов и налогов, а также дота­ций, субсидий и субвенций.

Дотация — межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.

Субсидия — межбюджетный трансферт, представляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финан­сировании (софинансировании) для производства и (или) реа­лизации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

Субвенция — межбюджетный трансферт, представляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Формирование норматива отчислений из вышестоящих бюджетов заключается в доведении местного бюджета до минимального уровня, гарантирующего среднереспубликан­скую бюджетную обеспеченность на одного жителя, который применяется к численности населения в регионе. Так, в бюджете на 2008 г. установлен минимальный норматив

бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя Республики Беларусь (с учетом средств на лик­видацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в размере 503 тыс. р., дифференцированный по бюджетам областей.

В бюджете на 2008 г. утвержден норматив отчислений от налогов на доходы и прибыль в размере 50% в бюджеты областей и 39,6% в бюджет г. Минска. Норматив отчислений от налога на добавленную стоимость составляет 30%. Он диффе­ренцирован по областям и г. Минску. Эти доходы нижестоя­щих бюджетов распределяются Министерством финансов Рес­публики Беларусь между уровнями бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Законом о бюдже­те и решениями местных областных бюджетов при утвержде­нии соответствующих местных бюджетов.

Из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска передаются субвенции на финансирование расхо­дов, связанных с преодолением катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, субвенции на жилье, а также на финансирование расходов, связанных с развитием сельскохозяйственного про­изводства. Последние направляются на приобретение мине­ральных удобрений, средств защиты растений, нефтепродук­тов, ремонт и приобретение сельскохозяйственной техники для организаций, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность по производству продукции растениеводства, живот­новодства, рыболовства и пчеловодства. Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на строительство и реконструкцию жилья, строительство метро­политена, а также на расходы, связанные с осуществлением г. Минском функций столицы.

Из средств республиканского бюджета формируется фонд финансовой поддержки административно-территориальных образований за счет отчислений от налога на добавленную сто­имость и налога на прибыль и доходы, зачисляемых в респуб­ликанский бюджет. Норматив отчислений в фонд финансовой поддержки определяется как частное от деления суммы дота­ций областям (не включая субвенции и субсидии) на сумму налогов на добавленную стоимость, прибыль и доходы, зачис­ляемые в республиканский бюджет. Дотации местным бюдже­там предусматриваются в пределах сумм, зачисляемых в этот фонд по нормативам, утверждаемым для каждой области и

г. Минску. В 2008 г. фонд финансовой поддержки администра­тивно-территориальных единиц образован в сумме 4080 млрд р. и в порядке, установленном Министерством финансов Респуб­лики Беларусь, был передан в бюджеты областей. Это составля­ет 10% расходов республиканского бюджета, включая расходы централизованных бюджетных фондов. Средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц в первоочередном порядке направляются на финанси­рование защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, с помощью бюджетного механизма и регу­лирования бюджетными ресурсами достигается бездефицит­ность всех местных бюджетов.

Характерной чертой современности является развитие про­цессов международной экономической интеграции. В сфере международных экономических отношений важное место при­надлежит финансовому механизму, выступающему проводни­ком финансовой политики государств в области международ­ного сотрудничества. Финансы способствуют мобилизации необходимых для интеграции финансовых ресурсов, в опреде­ленной мере они регулируют интеграционные процессы и сти­мулируют направление международных экономических отно­шений. Это способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, направляемых на финансирование важ­нейших госпрограмм, связанных с перестройкой экономики, созданием современной экологической и социальной среды. Интеграция способствует созданию климата доверия во вза­имоотношениях между странами, что позволяет сокращать военные расходы, а высвободившиеся средства направлять на мирные цели и программы.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов путем гармонизации нацио­нальных законодательств в области таможенного, налогового, валютного регулирования, проведения согласованной денеж­но-кредитной политики.

Примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Беларуси и Российской Федерации. Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в национальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90% средств предусматривалось на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный метод был принят за основу совместной производственной и социальной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета финансиро­валось 17 программ, то через год их уже стало 35 (включая про­екты и мероприятия). В последующие годы продолжилось раз­вертывание программного метода для совместного решения общих проблем: обустройство таможенных и государственных границ, обеспечение региональной группировки войск, охра­ны окружающей среды, создание информационного простран­ства, выполнение совместных проектов в области научно-тех­нических разработак, производств и т.д.

Бюджет Союзного государства на 2008 г. утвержден Парла­ментским Собранием Союза Беларуси и России в размере 4061 млн российских рублей, из которых отчисления из нацио­нального бюджета Российской Федерации составляют 2640 млн российских рублей и отчисления из национального бюджета Республики Беларусь 1421 млн российских рублей. Перечисление взносов государствами-участниками в бюджет Союзного государства в 2008 г. осуществляется ежемесячно в соответствии с законодательством государств-участников, нор­мативно-правовыми актами Союзного государства.

В 2008 г. из бюджета Союзного государства принято к финансированию 14 программ и 26 мероприятий. В их пере­чень включены «Программа обустройства внешней границы Союзного государства», «Развитие дизельного автомобилестро­ения», «Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства» и др. В составе мероприятий финансируются со­вместные мероприятия по обеспечению функционирования региональной группировки войск Республики Беларусь и Рос­сийской Федерации, план совместных мероприятий по проти­водействию терроризму на территории Союзного государства, проведение различных научно-практических конференций, олимпиад и фестивалей.

В результате финансы в области международного сотрудни­чества способствуют мобилизации необходимых для интегра­ции финансовых ресурсов, регулируют международные интег­рационные процессы и стимулируют направления междуна­родных экономических отношений.

-■ ГЛАВА 6 в-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.011 с.)