Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.



Социальная политика государства - это комплекс орга­низационных, экономических и других мероприятий по улуч­шению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Состоит из следу­ющих частей: 1) политика доходов населения; 2) социальная защита граждан; 3) развитие системы здравоохранения, образования, куль­туры, обеспечения товарами, услугами, условиями прожива­ния; 4) молодежная политика. Доходов населения. Главным ее содер­жанием является создание благоприятных условий, позволяю­щих зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой за­рплаты, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и др. Социальная защита граждан включает оказание материаль­ной и другой поддержки социально уязвимым группам населе­ния (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граж­дан отводится обеспечению занятости населения. Здравоохранение - гарантированное обеспечение установ­ленного объема медицинской помощи в гос-х уч­реждениях здравоохранения, образование - формирование интеллектуального потенци­ала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры. Культура - повышение уровня и качества услуг, предостав­ляемых учреждениями культуры и искусства. Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улуч­шения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую дея­тельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет. Уро­вень жизни - это степень обеспеченности населения необходи­мыми для жизни материальными и духовными благами. Он ха­рактеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, ре­альными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбереже­ниями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.

32. Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и мини­мальная заработная плата.

С помощью социальных норм и нормативов определяются масштабы рационального решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей людей.Разраба­тываются три вида социальных нормативов: минимально необходи­мые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды. В зависимости от особенностей потребления социальные норма­тивы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рас­считываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования — предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения. Социальные нормы и нормативы могут выражаться в натуральном и стоимостном исчислении.
В зависимости от функциональных особенностей применения со­циальные нормативы можно сгруппировать по блокам: 1-й — формирование доходов и расходов населения (минимальный потребительский бюджет (МПБ), минимальная заработная плата (МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребле­ния, натуральные доходы 2-й — социальное обеспечение;3-й—социальнаядемография,4-й — потребление населением материальных благ и платных 5-й — жилищно-коммунальные условия жизни населения 6-й — развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания 7-й — транспорт и связь 8-й — охрана здоровья населения (средняя продолжительность жиз­ни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, на­личие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.); 9-й — рабочее, внерабочее и свободное время 10-й — организация и условия труда 11-й — состояние и охрана окружающей среды. Одним из важнейших социальных нормативов является мини­мальный потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет — это стоимость мате­риального обеспечения жизни человека по научно обоснованным нор­мам и нормативам на продукты питания, основные непродовольствен­ные товары и платные услуги. На практике применяются два метода разработки МПБ — ста­тистический и нормативный.
Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения па основе дан­ных обследования бюджетов семей. Норма­тивный — применяется при наличии минимально допустимых с на­учной точки зрения норм.
Прожиточный минимум — минимальный набор материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятель­ности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные пла­тежи и взносы.
33.Баланс денежных доходов и расходов населения,его роль и методика разработки.

Баланс денежных доходов и расходов населения относится к чис­лу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предпри­ятиями, учреждениями, организациями — с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотноше­ний между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объ­емом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости де­нежного обращения и принятия соответствующих регулирующих воздействий со стороны органов управления. Разрабатывается баланс в целом по республике, областям, рай­онам, городам и по социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населени­ем, а также между отдельными социальными группами населения. В доходной части баланса показываются все номинальные де­нежные поступления населению наличными деньгами и по безна­личным перечислениям от предприятий и организаций. На долю оплаты труда приходится значительная часть всех де­нежных доходов населения.
Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную населением от продажи этих продуктов в по­рядке государственных закупок, потребительской кооперации и раз­личным организациям.
Величина пенсий, пособий и стипендий рассчитывается исходя из контингента, получающего указанные выплаты, и среднего размера пен­сий, пособий, стипендий в прогнозируемом периоде.
Поступления из финансовой системы включают возмещения по государственному страхованию, ссуды банков на индивидуальное жилищное строительство, обзаведение хозяйственным инвентарем, ремонт домов и другие цели, проценты по вкладам, выигрыши и пр. Доходы от собственности представлены в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов. К прочим поступлениям относятся доходы лиц, заня­тых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Дивиденды и прочие поступления определяются с использовани­ем методов экстраполяции и экспертных оценок. Реальные денежные доходы — это де­нежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. Оплата труда остается главным фактором, вли­яющим на рост денежных доходов населения. К оплате услуг и другим расходам относятся квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские уч­реждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, на оплату услуг транспорта, связи и прочие расходы. Обязательные платежи и добровольные взносы связаны с налоговыми выплатами, оказанием спонсорской помощи, взносами в общественные организации, процентами, уплаченными за предоставленные кредиты, и др.
По территориально-административным единицам учитывается сальдо миг­рации денег. При разработке баланса денежных доходов и расходов населе­ния по общественным группам в доходной части учитываются также поступления от продажи товаров и оказания услуг одной группы населения другой, а в расходной части, наоборот, показываются расходы на оплату таких товаров и услуг.

 

34. прогнозирование и планирование оплаты труда

Основной целью оплаты труда являются обеспечение воспроизводства рабочей силы и усиление мотивации работников к эффективному труду. Прогнозирование оплаты труда включает проведение прогнозных расчетов средней заработной платы и фонда оплаты труда. Средняя заработная плата в прогнозируемом периоде определяется, исходя из достигнутого ее уровня в предшествующем периоде и темпов ее роста с учетом эффективности развития экономики и инфляционных процессов. На макроуровне фонд оплаты труда рассчитывается на основе прогнозируемого уровня средней заработной платы и численности занятых в народном хозяйстве в разрезе отраслей. Фонд оплаты труда должен увязываться с покупательными фондами и реальными доходами населения. На микроуровне фонд оплаты труда на начальных этапах планирования определяется на основе данных базисного периода с учетом темпов изменения объемов производства продукции (услуг) и намечаемых мероприятий по увеличению заработной платы, на заключительном этапе - на основе сдельных расценок и объемов производства продукции (по сдельным работам), штатных расстановок (по повременным работам), штатным расписаниям (по специалистам и управленческому персоналу). В последнее время стал широко применяться нормативный метод. Устанавливаются нормативы заработной платы на рубль продукции (работ, услуг). В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования могут самостоятельно разрабатывать к устанавливать формы и системы оплаты труда. Важнейшую роль в регулировании оплаты труда играет тарифная система. Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяется собственниками. Государственное регулирование оплаты труда осуществляется путем установления размера минимальной заработной платы, нормативных соотношений между темпами роста заработной платы и потребительских цен, заключения тарифных соглашений, регулирования соотношений в оплате труда работников различных профессионально-квалификационных групп на основе Единой тарифной сетки, налогового регулирования. На микроуровне важным регулятором оплаты труда является коллективный договор, в котором отражаются размеры надбавок, вопросы пересмотра ставок и окладов, нормирования, тарификации работ и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.007 с.)