Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов



Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются: объем перевозок (отправлений); грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр (ткм) – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах (пкм ). общий грузооборот и общие перевозки – определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов; средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в км), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств, пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей; число ДТП, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т.д.

Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов. Комплексность заключается в участии в нем различных субъектов хозяйствования и органов управления. Этапность состоит в выполнении нескольких вариантов расчетов, как правило, начиная от общих макроэкономических прогнозов и завершая индикативными планами и локальными прогнозами. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок разрабатывается в масштабах народного хозяйства отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам в большинстве случаев по следующим показателям: отправка грузов, грузооборот и пассажирооборот. Широко распространены интуитивные и формализованные методы. Часто применяются комбинированные методы прогнозирования, позволяющие получить более высокую точность расчетов. В общем случае задача заключается в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, оказывающих на него определяющее воздействие. Факторами являются основные макроэкономические показатели. Для грузовых перевозок – это прежде всего ВВП, объемы производства продукции по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. При прогнозировании пассажирских перевозок в качестве основных факторов учитываются численность, подвижность населения, доходы и тарифы на услуги транспорта, фактор времени.

Прогноз перевозок грузов, в т.ч. по номенклатуре, регионам, ведомствам. Принятый термин «грузы» является собирательным и включает в себя множество предметов, сырья, машин и т.д., которые несопоставимы между собой по физическим и другим характеристикам. Для их транспортировки требуются набор различных погрузо-разгрузочных механизмов, складских помещений, транспортных средств, соблюдение других индивидуальных требований. В этой связи для обеспечения транспортного процесса важно знать общее количество перевозок грузов и то, что конкретно подлежит перевозке.

Прогноз перевозок пассажиров разрабатывается отдельно для внегородских и внутригородских перемещений. Пассажирооборот во внегородском сообщении на всех видах транспорта и по отдельным его видам определяется на основе данных о численности населения, его подвижности, уровне реальных доходов.

Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам. Конкретное значение величины перевозок по каждому из видов транспорта определяется с учетом их достигнутого уровня в базисном периоде и ожидаемых изменений в будущем. Кроме того, учитываются технико-экономические и эксплуатационные особенности каждого вида транспорта, а также вид груза, дальность и скорость перевозки, издержки и тарифы перевозок, грузоподъемность транспортной единицы, непрерывность перевозок и маневренность транспорта.

37. Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содер­жание и назначение

Чтобы сформировать структуру товарооборота, необходимо определить спрос на отдельные группы товаров и сопоставить с ресурсами этих товаров. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализа­ции и потребления.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются методы прогнозирования спроса и учитывают­ся важнейшие факторы, влияющие на спрос. При формиро­вании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособ­ность потребителей, уровень потребительских цен. Целесооб­разно прогнозные расчеты спроса начинать с таких агрегированных групп, как продовольственные и непродовольственные товары. За­тем должен прогнозироваться спрос по менее агрегированным груп­пам.

При формировании структуры товарооборота необходимо част­ные прогнозы спроса на конкретные товары увязывать с прогнозами спроса на группы товаров и затем осуществлять увязку с совокуп­ным спросом (покупательными фондами). В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разра­батываются на основе среднегодовых темпов изменений реализован­ного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в об­щем товарообороте.

На следующем этапе не­обходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке фор­мируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (импорта товаров), и товарных запасов.

Следует отметить, что данные о спросе и предложении характе­ризуют наиболее вероятные объемы платежеспособного спроса и пред­ложения при ценах спроса и предложения. При этом под ценой спро­са следует понимать цену, по которой потребитель может купить товар. Под ценой предложения понимается цена, по которой постав­щик продукции намеревается ее продать. Цена предложения складывается под влиянием следующих фак­торов: • цен на ресурсы; • технологии производства; • налогов и дотаций; • цен на другие товары; • ожидания изменения цен; • числа продавцов на рынке.

На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. Существенные различия между фактическими и прогнозными по­казателями спроса и предложения в натуральном выражении, цепа­ми и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребитель­ский рынок.

Могут разрабатываться рекомендации: • по дополнительному производству товаров, увеличению их им­порта или сокращению экспорта; • по изменению внерыночного потребления, а также по возмож­ной замене одних товаров другими; • по установлению экономически обоснованного уровня рознич­ных цен на товары.

Баланс спроса и предложения товаров. 1.СПРОС А) возможные покупки товаров населением, организациями и учреждениями Б) естественная убыль В) экспорт Г) запасы на конец периода 2.Предложение А) Запасы на начало периода Б) производство В) импорт, в т.ч. ближнее и дальнее зарубежье. На основе результатов анализа должны делаться выводы об эко­номической целесообразности экспорта или импорта товаров и при­ниматься решения о размерах производства товаров народного пот­ребления в стране и регионах. Комплекс мер, способствующих развитию товарного рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения, может включать: • стимулирование производства отечественной продукции посред­ством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования проектов по производству товаров народного потребления, продо­вольствия; • регулирование цен; • установление государственного заказа на социально значимые товары; • развитие внешнеэкономических связей; • регулирование экспорта и импорта; • дотации и социальная защита малообеспеченных слоев населения;

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.01 с.)