Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реальности американского капитализма: частный секторСодержание книги Поиск на нашем сайте Реальности американского капитализма: частный сектор
Домохозяйства как получатели дохода
Существует два взаимосвязанных подхода к изучению проблемы распределения дохода. 1. Функциональное распределение дохода связано со способом, которым денежный доход общества делится, на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Здесь совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент — за ресурсы, находящиеся в чьей- либо собственности, прибыль поступает к владельцам корпораций и иных предприятий. 2. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Понимание как функционального, так и личного распределения доходов является ключевым моментом в оценке роли домохозяйств в американской экономике. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Таблица 7-1. Источники дохода, 1988 г.
Источник Survey of Current Business, January 1989. (Итог сложения составных частей, может не соответствовать сумме из-за округления.) Позже в главе 31 мы рассмотрим, как исторически изменялись пропорции функционального распределения доходов. ЛИЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА
Рисунок 7-1. Распределение семей по уровню доходов В США личный доход распределяется весьма неравномерно. Равное распределение имело бы место в том случае, если бы все вертикальные столбцы на диаграмме достигали одного уровня — горизонтали, соответствующей 20% суммарного личного дохода. Тогда каждые 20% семей получали бы 20% совокупного личного дохода. Фактически же наиболее обеспеченная пятая часть семей получает доход, более чем в 9 раз превышающий доход беднейшей пятой части семей численно равных групп, или квинтилей, и показана доля общего дохода, полученная каждой группой. Мы видим, что в 1987 г. беднейшие 20% семей получили менее 5% суммарного личного дохода (вместо 20%, которые они получили бы, если бы доход распределялся равномерно). В сравнении с этим богатейшие 20% семей получили около 44% личного дохода. Таким образом, богатейшая пятая часть населения получила доход, в 9 раз превышающий доход беднейшей пятой части населения. Приводя эти данные, большинство экономистов сходятся во мнении, что существует значительное неравенство в распределении дохода. Вопрос о том, от чего зависит распределение личных доходов, и связанная с ним проблема справедливости, или законности, такого неравенства доходов будут рассмотрены в последующих главах Домохозяйства Как расходующая группа
НАЛОГИ С ГРАЖДАН
ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ
ими доходами после уплаты налогов — направить их на потребление или на сбережение. Давайте в первую очередь рассмотрим сбережения как часть дохода после выплаты налога. Сбережения определяются как часть дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Таблица 7-2. Распределение доходов в 1988 г.
Источник: Survey of Current Business, January 1989. (Итог сложения составных частей может не соответствовать сумме из-за округления.) Почему домохозяйства стремятся делать сбережения? Сбережения — это в конечном счете товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей, а не просто кусочки бумаги, которые мы называем чековыми книжками, сберегательными счетами, депозитными сертификатами и облигациями. Причины для сбережений многочисленны и разнообразны, но все они сводятся либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домохозяйства делают сбережения, чтобы обеспечить себя на "черный день", в случае непредвиденных обстоятельств — болезни, несчастного случая, безработицу, в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для полной финансовой обеспеченности своей семьи. С другой стороны, сбережения могут использоваться для биржевых игр, спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг, наживаясь на повышении их номинальной стоимости. Однако желания делать сбережения еще недостаточно. Это намерение должно сопровождаться возможностью откладывать деньги. И, как мы увидим позже (табл. 12-1), возможность делать сбережения зависит главным образом от размеров дохода. Если доход очень низкий, домохозяйство может расходовать сбережения, это означает, что они могут затрачивать на потребление сумму, превышающую их доход, оставшийся после уплаты налогов. Последнее удается с помощью кредитов и займов за счет сбережений, которые домохозяйства смогут накопить, когда их доходы станут выше. При этом и сбережения, и расходы на потребление варьируются в прямой зависимости от размера дохода; по мере того как домохозяйства получают все больший доход, они распределяют его между сбережениями и расходами на потре- Деловые предприятия
1. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или 2. Фирма, с другой стороны, — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями "горизонтального", "вертикального" типа, или "конгломератами". Например, все без исключения крупные сталелитейные фирмы нашей экономики — "Юнайтед Стэйтс Стил", "Бэтлехэм Стил", "Рипаблик Стил" и другие — представляют собой вертикальное комбинирование предприятий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях — цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли — например, "Эй-энд-Пи", "Крогер", "Сэйфуэй", "Джей. Си. Пенни", — образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на. одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. Например, "Интернэшнл телефоун энд телеграф" кроме выполнения функций, которые отражаются в названии этой фирмы, действует через посредство своих дочерних предприятий на широко масштабной основе в таких разнообразных областях, как эксплуатация отелей, производство хлебобулочных изделий, а также учебных материалов, предоставляет страховые услуги (гл. 34). 3. Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или в крайнем случае подобную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: "Все фирмы, производящие автомобили". Но автомобили — гетерогенная продукция. Если "кадиллак" и "бьюик" — схожая продукция, "бьюик?" и "форд" схожи, как скажем, "форд" и "чеветт", то "чеветт" и "кадиллак" очень различны. По крайней мере, так считает большинство покупателей. А что касается грузовиков, безусловно, небольшие грузовые "пикапы" в некотором отношении подобны многоместным автомобилям фургонного типа. Не лучше ли говорить об "отрасли по производству транспортных средств", чем об "автомобильной отрасли"? Вопрос о разграничении отрасли становится все более сложным, когда общепризнано, что большинство предприятий — это фирмы с многообразным ассортиментом выпускаемой продукции. Американские производители автомобилей выпускают также разнообразную продукцию: дизельные локо мотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха. Мы ставим эти вопросы не с целью их разрешения, а для того лишь, чтобы отметить - классификация отраслей редко бывает четкой, ясно очерченной и всегда в чем-то произвольна. ЕДИНОЛИЧНОЕ ВЛАДЕНИЕ
Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации производственной деятельности имеет определенные преимущества: 1. Единоличное владение легко учредить, так как практически нет бюрократической волокиты и рас ходов на юридические услуги. 2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку полу чаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дела эффективно. Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы весьма значительны: Таблица 7-4. Правовые формы организации бизнеса
* Включая фермеров и самостоятельно занятых. Источник; Statistical Abstract of the United States. (Данные на 1984 г.)
1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. В частности, финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты. 2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе и в распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны. 3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владельца предприятия. ПАРТНЕРСТВО
Преимущества. Каковы преимущества партнерства? 1. Подобно единоличному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны. 2. Благодаря большему числу участников соглашения становится возможной более высокая специализация в управлении. 3. Также благодаря тому, что объединяются не сколько участников, финансовые ресурсы компании будут менее ограниченны, чем ресурсы единоличного владения. Партнеры могут объединять свой денежный капитал, их предприятие представляется банкирам менее рискованным. Недостатки. Партнерство часто оказывается менее способно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем это кажется поначалу. Действительно, возникают некоторые новые проблемы, нехарактерные для единоличного владения. 1. Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются реши тельные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным. 2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности единолично го владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия. 3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности. 4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и едино личным владениям. Фактически каждый партнер не сет ответственность за все неудачи предприятия — не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится полагаться также и на благоразумие и расчетливость менее предприимчивого участника. КОРПОРАЦИЯ
Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой формы организации бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны (табл. 7-4), они отличаются широким масштабом опера- ций и крупными размерами. Хотя только 18% всех компаний являются корпорациями, на их долю приходится примерно 9/10 объема продаж товаров и услуг. 1. Корпорация — наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Как показано в разделе "Последний штрих" этой главы, корпорациям присущ уникальный способ финансирования — через продажу акций и облигаций, — который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества, с точки зрения их покупателей. Во-первых, домохозяйства в этом случае могут участвовать в предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же, отдельное лицо имеет возможность распределять риск, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, обычно держатели ценных бумаг корпораций без труда распоряжаются своими вкладами. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Излишне говорить, что все это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций. Более того, корпораций обычно имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в их способностях обеспечить банкам прибыльность счетов. 2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну, сев на риф банкротства. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала. 3. Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологии массового производства. Подобным образом размеры корпорации позволяют осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий единоличного предпринимательства вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом, деятельностью на рынке, крупная корпорация может привлекать специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достигать большей эффективности. 4. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении — от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным, постоянством, недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста. Недостатки. Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако заслуживают упоминания следующие недостатки корпоративной формы организации бизнеса: 1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги. 2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для не которых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторые недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, принимая корпоративную форму предприятия. И несмотря на то что это запрещено законом, корпоративная форма бизнеса может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг. Однако отметим, что это не внутренне присущий корпорации порок, а лишь потенциальная возможность для злоупотреблений. 3. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть до хода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции. 4. При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют[3]. Большинство исследователей считает, что именно так и должно быть. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распылены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля. Причины этого расхождения кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации. А почему они должны поступать иначе? Средние держатели акций очень мало знают или вовсе не имеют никакой Разделение функций собственности и контроля не вызывает существенных последствий в том случае, если интересы и действия группы, осуществляющей функции управления, согласуются с пожеланиями группы владельцев корпорации (то есть держателей акций). Беда в том, что интересы двух этих групп не всегда совпадают. К примеру, управляющие, стремясь добиться могущества и престижа, сопутствующих контролю над крупным предприятием, могут отдать предпочтение невыгодному расширению операций фирмы. Или же столкновение интересов может произойти в отношении политики выплаты дивидендов. Вопрос в том, какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какая часть будет сохранена корпорацией в виде нераспределенной прибыли? Очевидно, должностные лица корпорации будут голосовать за повышение своих окладов, пенсий и премий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более высоких дивидендов. Таким образом, разделение функций собственности и контроля затрагивает важные и противоречивые проблемы разделения власти и полномочий, ответственности управляющих корпорацией, внутренних конфликтов между менеджерами и владельцами акций. Международный сектор
Наши ближайшие задачи достаточно скромны. Мы стремимся реально оценить количественный вклад международного сектора в экономику США и получить правильное представление о том, каким образом международная торговля и финансы оказывают воздействие на американскую экономику. РЕЗЮМЕ
2. Домохозяйства распределяют свой общий доход на индивидуальные налоги, сбережения и на потребительские товары. Расходы на потребительские товары длительного пользования и некоторые виды услуг осуществляются по усмотрению домохозяйства и поэтому могут быть отложены во времени. 3. Единоличное владение, партнерство и корпорация — основные правовые формы предприятий. При численном преобладании единоличных владений значительная часть общего объема производства приходится на долю корпораций. Корпорации заняли доминирующие позиции в промышленном секторе в первую очередь благодаря тому, что они: а) обладают ограниченной ответственностью; б) находятся в вы годном положении, привлекая денежный капитал для расширения операций. 4. На обрабатывающие отрасли в экономике США приходится большая доля национального дохода. Оптовая и розничная торговля, а также индустрия услуг тоже являются важными источниками дохода и рабочих мест. 5. Американская экономика — это экономика большого бизнеса, в том смысле, что во многих отраслях ведущие позиции занимает небольшое число крупных корпораций. 6. Международная торговля США значительно возросла как в абсолютном значении, так и пропорционально наци- 7. Международная торговля дает значительные экономические выгоды: а) в форме наиболее эффективного использования мировых ресурсов; б) усиливает конкуренцию. Потенциальным недостатком является то, что международные экономические отношения порождают новые источники нестабильности на макроэкономическом уровне. Это усложняет разработку экономической политики. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Услуги Завод Фирма Конгломераты Отрасль Двойное налогообложение ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
2. Почему спрос на товары длительного пользования менее стабилен, чем на товары текущего потребления? 3. В чем различие между предприятием, фирмой и отраслью? Почему на практике отрасль часто сложно определить? 4. Каковы основные правовые формы организации бизнеса? В чем преимущество и недостатки каждой из них? Как вы определите ведущую роль корпораций в американской экономике? Объясните и оцените разделение функций собственности и управления, которое характеризует корпорацию как форму предпринимательской деятельности. 5. Какие отрасли являются основными в американской экономике с точки зрения: 1) количества действующих фирм; 2) размера дохода и предоставляемых рабочих мест? 6. Объясните и дайте оценку следующим положениям: а) "Потребитель, и только потребитель, используя свое право голоса, определяет, насколько крупной должна быть корпорация". б) "Сама природа современного индустриального производства требует, чтобы профсоюзы, государство и пред приятия были крупными и их размеры делали бы не возможным функционирование старой, мелкомасштабной, более простой и более гибкой капиталистической системы". в) "Выбор правовой формы, которую принимает пред приятие, диктуется в первую очередь финансовыми потребностями конкретного направления производства". г) "Если мы хотим жить при капитализме, мы должны также смириться с неравенством в распределении до ходов". 7. Какова в количественном отношении роль мировой торговли для США? Объясните тезис: "Нации участвуют в международной торговле потому, что она позволяет им реализовать преимущества специализации". 8. Как финансируется устойчивый дефицит торгового баланса США? Согласны ли вы с таким утверждением: "...дефицит торгового баланса США означает, что мы получаем большее количество товаров из других стран, чем сами даем взамен. Более того, дефицит торгового баланса желателен в экономическом плане"? 9. Предположим, что чрезмерные совокупные расходы в США обусловливают инфляцию. Объясните, какое воз действие окажет а) удорожание доллара и б) обесценение доллара на инфляцию в стране. Каким образом изменилась бы политика в области правительственных расходов и налогов, нацеленная на ограничение инфляции (гл. 6), при изменениях стоимости доллара на мировом рынке? ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ Реальности американского капитализма: частный сектор
|
|||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.049 с.) |