ТОП 10:

РАСХОДЫ НА ЛИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ



Таблица 7-2 свидетельствует о том, что большая часть общего дохода переливается от получателей дохода обратно в производственный сектор экономики в виде расходов на личное потребление. Поскольку масштабы и структура общего объема производства страны в значительной мере зависят от размера и структуры потребительских расходов, необходимо изучить, каким образом домохозяйства распределяют свои расходы на разнообразные товары и услуги, соперничающие за их доллары. Потребительские расходы могут быть классифицированы несколькими способами. Например, они могут быть разделены на услуги и товары. Товары, в свою очередь, могут быть подразделены по сроку их использования. Так, Министерство торговли США классифицирует потребительские расходы как: 1) расходы на товары длительного пользования, 2) расходы на товары кратковременного пользования, 3) расходы на услуги. Если предполагаемый срок службы товара один год или более, он считается товаром длительного пользования; если же этот срок менее одного года, то это товар кратковременного пользования. Автомобили, видеомагнитофоны, стиральные машины, персональные компьютеры и большая часть мебели служат яркими примерами товаров длительного пользования. Большинство продуктов и предметов одежды представляют собой товары кратковременного пользования. Услуги — это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами и т. д. Изучив таблицу 7-3, можно сделать вывод, что американская экономика ориентирована на услуги, так как в эту сферу направлено более половины потребительских расходов.

Такая разбивка на три составные части, подробно приведенная в таблице 7-3, имеет важное значение, так как предполагается, что многие потребители осуществляют свои расходы по собственному усмотрению и могут отложить их во времени. В период устойчивого подъема товары длительного пользования обычно заменяются новыми или выбрасываются до того, как становятся совершенно непригодными. Так обычно обстоит дело с автомобилями и большей частью основных бытовых приборов в домохозяйстве. Но если наступает спад, потребители стараются воздержаться от расходов на товары длительного пользования и смириться со старыми моделями автомобилей и устаревшими электробытовыми приборами для домашнего хозяйства. Желание сохранить доллары для товаров


кратковременного пользования — предметов первой необходимости: продуктов, одежды — может вызвать радикальное сокращение расходов на предметы длительного пользования. Сказанное относится также ко многим видам услуг. Если операцию по поводу острого аппендицита нельзя отсрочить, то образование, услуги зубного врача и разнообразные менее неотложные услуги могут быть отсрочены или,при необходимости, от них можно вовсе отказаться. Вкратце, такие сферы расходов на личное потребление, как расходы на товары длительного пользования и расходы на услуги, подвержены более значительным колебаниям за определенный отрезок времени, чем расходы на предметы кратковременного пользования.

Таблица 7-3. Структура расходов на личное потребление в 1988 г.*

 

Вид потребления Сумма (млрд дол) Процентное отношение к итогу
Товары длительного пользования — автомобили и запчасти — мебель и бытовое оборудование — прочие   Товары кратковременного пользования — продукты питания — одежда и обувь — бензин и смазочные материалы — топливо, уголь — прочие   Услуги — жилье — содержание жилья — медицинское обслуживание — индивидуальные услуги, отдых и т. п.   Расходы на личное потребление                                
* Не включая выплаты процентов предприятиям

Источник: Survey of Current Business, January 1989. (Итог сложения составных частей может не соответствовать сумме из-за округления.)

Деловые предприятия

Деловые предприятия являются вторым основным компонентом частного сектора. Чтобы избежать возможных недоразумений, начнем рассмотрение деловых предприятий с некоторых комментариев, касающихся терминологии. В частности, необходимо провести различие между предприятием (заводом), фирмой и отраслью.

1. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или
несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.

2. Фирма,с другой стороны, — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями "горизонтального", "вертикального" типа, или "конгломератами". Например, все без исключения крупные сталелитейные фирмы нашей экономики — "Юнайтед Стэйтс Стил", "Бэтлехэм Стил", "Рипаблик Стил" и другие — представляют собой вертикальное комбинирование предприятий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях — цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли — например, "Эй-энд-Пи", "Крогер", "Сэйфуэй", "Джей. Си. Пенни", — образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на. одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. Например, "Интернэшнл телефоун энд телеграф" кроме выполнения функций, которые отражаются в названии этой фирмы, действует через посредство своих дочерних предприятий на широко масштабной основе в таких разнообразных областях, как эксплуатация отелей, производство хлебобулочных изделий, а также учебных материалов, предоставляет страховые услуги (гл. 34).

3. Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или в крайнем случае подобную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: "Все фирмы, производящие автомобили". Но автомобили — гетерогенная продукция. Если "кадиллак" и "бьюик" — схожая продукция, "бьюик?" и "форд" схожи, как скажем, "форд" и "чеветт", то "чеветт" и "кадиллак" очень различны. По крайней мере, так считает большинство покупателей. А что касается грузовиков, безусловно, небольшие грузовые "пикапы" в некотором отношении подобны многоместным автомобилям фургонного типа. Не лучше ли говорить об "отрасли по производству транспортных средств", чем об "автомобильной отрасли"? Вопрос о разграничении отрасли становится все более сложным, когда общепризнано, что большинство предприятий — это фирмы с многообразным ассортиментом выпускаемой продукции. Американские производители автомобилей выпускают также разнообразную продукцию: дизельные локо мотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые


ракеты, кондиционеры воздуха. Мы ставим эти вопросы не с целью их разрешения, а для того лишь, чтобы отметить - классификация отраслей редко бывает четкой, ясно очерченной и всегда в чем-то произвольна.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.005 с.)