Альтернативные теории потребления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативные теории потребления.



В рамках классической теории сформировалось представление об автономности, т.е. независимости потребления от национального дохода. Автономность потребления означает устойчивость совокупного спроса при снижении номинальной заработной платы и служит дополнительным аргументом в пользу эффективности рыночной системы.

Теория временных предпочтений И. Фишера. Текущее потребление, согласно И. Фишеру, зависит от величины не столько национального дохода данного года, сколько равновесной ставки процента финансового рынка. При низкой ставке текущее потребление может оказаться выше величины текущего национального дохода, так как объем потребляемых прошлых сбережений будет выше объема текущих. При высокой ставке процента потребление может оказаться ниже уровня текущего национального дохода, поскольку объем текущих сбережений превысит объем потребляемых прошлых сбережений.

Теория перманентного дохода М. Фридмена. Данная теория утверждает, что потребление пропорционально национальному доходу, но не текущему, а перманентному. Под перманентным (непрерывным) национальным доходом понимается средний национальный доход, рассчитанный за несколько лет. Например, если за последние три года величины годовых национальных доходов составили соответственно 100, 95, 105 ден. ед., то перманентный национальный доход составит 100 ден. ед. Допустим, величина текущего потребления равна перманентному доходу (100). В этом случае по отношению к фактическому национальному доходу текущего года наблюдается эффект автономного потребления. Если доход равен 90 ден. ед., то потребление составит 100. Дополнительное потребление осуществится за счет потребительского кредита и продажи домохо- зяйствами своих активов крупным финансовым инвесторам. Если национальный доход текущего года составит 110 ден. ед., то потребление снова будет равно 100, а сбережения возрастут на 10 ден. ед.

Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. В соответствии с данной теорией величина текущего потребления зависит не столько от величины текущего национального дохода, сколько от уровня ожидаемого дохода. Другими словами, каждый индивид тратит на потребление в данном году сумму, эквивалентную среднегодовому реальному доходу, который он рассчитывает получить в оставшиеся годы жизни. Поскольку молодежь, как правило, ожидает в будущем более высокого уровня реальных доходов, она склонна увеличивать текущее потребление за счет открытия потребительского и ипотечного кредитов. И наоборот, люди зрелого возраста ожидают снижения реальных доходов к старости и потому сокращают текущее потребление, увеличивая количество сбережений. Пожилые люди тратят пенсии и сбережения из расчета оставшихся лет жизни. Ожидания разных возрастных групп агрегируются таким образом, что для каждого года существует некоторая величина потребления, являющаяся функцией не от текущего, а от ожидаемого национального дохода. Величина потребления может быть как больше, так и меньше текущего национального дохода.


Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.

Инвестиции — это вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики с целью извлечения прибыли. Выделяют три типа инвестиций: производственные инвестиции (в здания, соору­жения, оборудование); инвестиции в товарно-материальные запасы (сы­рье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия);инвестиции в жилищное строительство (приобре­тение домов для проживания или сдачи в аренду).

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции вкладывают с целью замеще­ния старого оборудования (амортизация), а также рас­ширения производства. Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала. Соответственно, инвестиционный спрос состоит из двух частей: а)спрос на восстановление изношенного капитала; б)спрос на увеличение чистого реального капитала.

Инвестиционный спрос — самая динамич­ная составляющая совокупных расходов. Он зависит от таких факторов, как ожидае­мая норма чистой прибыли, реальная ставка процента, уровень налогообложения, изменения в технологии производства, наличный основной капитал. Планируемые инвестиции представляют собой пла­ны фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов.

Фактические инвестиции — это сумма запланиро­ванных и незапланированных инвестиций. Последние возникают по причине непредусмотренных изменений в товарных запасах.

В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, различают автономные (не зави­сящие от совокупного дохода) и индуцированные (выз­ванные изменением совокупного дохода) инвестиции.

Простейшая функция автономных инвестиций име­ет следующий вид:Ia = Io-dr где Iа — автономные инвестиционные расходы; Io — авто­номные инвестиции, определяемые внешними экономичес­кими факторами (запасы полезных ископаемых, например);d-эмпирический коэфф. чувствительности инвестиций к динамике ставки процента; r-реальная ставка процента.

Мультипликатор инвестиций — это числовой коэф­фициент, показывающий, во сколько раз прирост дохо­да больше, чем вызвавший его прирост инвестиций. m1=ДY/ДI ДI – прирост инвест., m1- мульт. С ростом инв. Увел. Занытость – доход – потребление – вновь доход. Если произойдёт прирост объёма инвст., то доход увел. На велечину большую в m1 арз,чем прирост инв. Следует отметить, что мультипликационный эффект проявляет себя только в обществе с неполной занятостью, где су­ществует резерв рабочей силы, вовлечение которой в производственный процесс принесет увеличение уров­ня дохода. Кроме эффекта мультипликации в экономике существует и эффект акселерации, согласно которому прирост или сокра­щение дохода отзывается приростом или сокращением ин­дуцированных (зависящих от уровня дохода) инвестиций.

Акселератор (ускоритель) — это коэффициент, рассчитывав­ши как отношение прироста инвестиций к вызвавшему его прирос­ту дохода. Принцип акселерации отражает более резкую динамику прирос­та (сокращения) инвестиций по сравнению с вызывающей их дина­микой дохода, поэтому акселератор обычно больше единицы.

Мульт. и аксел. связаны между собой:рост инвестиций увеличивает доход, рост дохода –развитие производства и потребления, это подталкивает рост инвестиций в произ-во (акселер.), в результате повышается доход.


Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления «совокупных расходов и доходов» и «инвестиций и сбережений». Парадокс бережливости.

Равновесный объем национального выпуска мож­но определить двумя методами: методом сопоставления совокупных доходов и совокупных расходов и мето­дом сравнения инвестиций («инъекций») и сбережений («утечек»). Для их лучшего усвоения целесообразно сделать два упрощения. Во-первых, предположить, что налоги и амортизация равны нулю, т.е. объем национального выпуска и личный располагаемый доход количествен­но равны. Во-вторых, уровни цен и заработной платы постоянны.

Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если величина дохода (выпуска) равна величине плани­руемых совокупных расходов и величине фактических совокупных расходов. Планируемые совокупные расходы — это количест­во средств, которое домашние хозяйства и фирмы гото­вы истратить на товары и услуги. Фактические совокупные расходы графически ил­люстрируются биссектрисой, в каждой точке которой фактические совокупные расходы равны доходу (У = АЕ эффект)

Определение равновесного объёма про-ва методами сопоставления совокупных доходов и расходов.Т. D характеризует равновесие на товарном рынке. Величина Y равна величине планированных и фактических совокупных расходов. Если объём производства < равновесного, то планируемые расходы превышают объём выпуска. Это означает, что покупатели готовы приобрести товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD>AS. Фирмы снижают заказы и наращивают пр-во,т.е. доход и планируемые расходы выравниваются. В случае превышения объёма пр-ва над планируемыми расходами,фирмы столкнутся с трудностями реализации и будут сокращать пр-во пока AD =AS. Равновесие достигается только тогда,когда AD =AS. Равновесный объём пр-ва- тот, порождающий AE, достаточные для приобретения произведённой продукции. Планир. совокупные расходы(АЕ)-кол-во средств, которые домашние хозяйства и фирмы готовы потратить на т.и у. Совокупный спрос(AD)-линия АЕ. Фактические совокупные расходы(АЕ)-биссектриса, в каждой т. которой АЕ=доходу. Линия фактических расходов –линия AS.Вывод модели Кейнса: расходы определяют уровень пр-ва. Чем больше AD, тем больше объём пр-ва. Определение равновесного объёма методом сопоставления сбережений и инвестиций.Сбережения способствуют сокращению совокупного спроса и их называют утечкой, а инвестиции увеличивают спроси их называют инъекциями.

Т. D определяет уровень пр-ва, при котором устанавливается равновесие между S и I. При уровне выпуска У2 равнов. сбереж., будут > инвестиций, т.е. избыток сбережений вызывает накопления товаров и фирмы сокращают производство. При У1 инвест. > сбереж., т.е. это сигнал для фирм увеличивать пр-во.

Модель «сбережения—инвес­тиции» или альтернативный способ определения рав­новесного объема национального производства. Домашние хоз-ва сберегают больше, чем фирмы готовы инвестировать – идёт сокращение производство. Дом. хоз-ва сберегают меньше – у фирмы появляются мотивы для наращивания производства.

Модель «сбережения—инвестиции» можно исполь­зовать для анализа ситуаций, когда общество изменяет отношение к сбережениям.

В ответ на решение домашних хозяйств больше сбе­регать объем сбережений сокращается или остается на прежнем уровне. Если прирост сбережений не сопрово­ждается приростом инвестиций, то любая попытка больше сберегать оказывается тщетной из-за значи­тельного снижения равновесного ВВП, обусловленного эффектом мультипликации. Данная ситуация получи­ла название парадокса бережливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.007 с.)