Тема 3.2 Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2 Эластичность спроса и предложения



Понятие эластичности

Закон спроса, который выражает отрицательную зависимость между величиной спроса и ценой данного товара, характеризует, главным образом, качественную сторону этой комбинации. В то же время, он практически ничего не определяет в количественном изменении пропорций в соотношении цены и объема спроса. В этой количественной неопределенности и проявляется большой недостаток закона спроса.

Однако при анализе рыночной конъюнктуры зачастую намного важнее знать количественную сторону, а именно величину роста или снижения спроса в результате изменения цен товаров, либо доходов покупателей. Например, как (на сколько процентов) изменится спрос, если цена повысилась на 10%?, как изменится спрос, если доход возрастет на 5% и т.д. Для ответов на эти и многие другие вопросы в экономической теории используется понятие эластичности. Концепция, прежде всего, ценовой эластичности позволяет преодолеть количественную неопределенность закона спроса и закона предложения. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

При анализе спроса участников рынка часто интересует не его абсолютный объем, а его изменение в ответ на изменение цены или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса (также как и предложения). Но объемы спроса и предложения по разным товарам измеряются в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. В этом случае намного удобнее пользоваться показателями относительного изменения. Это приводит нас к понятию эластичности.

В общем виде, т.е. независимо от какой-либо конкретной формы, Эластичность — это мера (степень) реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной, связанной с первой. В математике степень влияния одной переменной на другую, зависимую от нее, измеряют производной соответствующей функции на основе правил дифференцирования. Поэтому эластичность в математическом смысле — это отношение относительного приращения функции к относительному приращению независимой переменной. Для выражения подобной связи возможно применять только «квантифицируемые» переменные показатели, т.е. такие, которые имеют точную количественную меру. Более просто можно сказать, что эластичность — это число (коэффициент), которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность представляет собой безразмерную величину. Она позволяет объективно оценить субъективное отношение потребителей к товарам.

Эластичность спроса

Поскольку на изменение спроса влияют несколько факторов, то на этом основании возникает несколько конкретных видов эластичности спроса: прямая ценовая эластичность, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу. Каждый вид эластичности имеет собственное содержание и оказывает различное влияние на определение категории товаров и их движение на рынке.

Прямая ценовая эластичность спроса показывает процентное изменение величины спроса в результате однопроцентного изменения цены данного товара. Данный вид эластичности является исходным для определения изменений спроса на все товары и для последующих расчетов других видов эластичности.

Данному определению эластичности соответствует базовая (исходная) формула эластичности:

Где — коэффициент эластичности спроса.

— процентное изменение величины спроса.

— процентное изменение цены данного товара.

Базовая формула эластичности далеко не всегда удобна для расчета коэффициента эластичности, поскольку она включает относительные показатели изменения величины спроса и цены товара. В то же время в таблицах и графиках спроса применяются абсолютные величины этих показателей. Поэтому базовую формулу эластичности можно преобразовать в другой ее вид, а именно:

Данная формула позволяет рассчитать коэффициент эластичности в точке графика спроса с координатами Qd и Pd и называется формулой точечной эластичности. Необходимо иметь в виду, что это не вид эластичности, а только метод ее расчета, который применяется для определения коэффициентов всех видов эластичности.

Данная формула позволяет сделать несколько важных выводов, характеризующих понятие эластичности:

1. Коэффициент эластичности не является постоянной величиной и изменяется по мере движения точки по графику спроса, т.к. изменяется , а при нелинейной функции спроса изменяется еще и . Если функция спроса выражена формулой , то наклон графика будет выражен в виде формулы . Подставим это выражение в формулу точечной эластичности и получим:

Это означает, что коэффициент эластичности будет различным в разных точках графика, несмотря на один и тот же угол наклона. Графически Ed точечной эластичности линейной функции спроса определяется как отношение отрезков графика ниже и выше расчетной точки. Таким образом, (рисунок 14).

2. Поскольку , то при любом сочетании цены и величины спроса, коэффициент эластичности находится в обратной зависимости от угла наклона. Следовательно, чем больше наклон графика спроса, тем меньше его эластичность и наоборот. Поэтому теоретически возможны два крайних случая: а) совершенно неэластичный спрос, т.е. величина спроса не изменяется при изменении цены и Ed = 0, в) совершенно эластичный спрос, т.е. имеется только одна цена, по которой покупатели будут приобретать данный товар и (рисунок 20).

 

 

Рисунок 20 — Графики эластичности спроса

 

Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса. Если , то имеет место эластичный спрос, если , то такой спрос называется неэластичный. При имеет место единичная эластичность.

3. В нормальных условиях в соответствии с законом спроса увеличение цены товара приводит к уменьшению величины спроса и наоборот, т.е. при положительном значении +P имеет место отрицательное значение -Q. Поэтому коэффициент прямой ценовой эластичности () является отрицательным . При анализе спроса на отдельный товар знак эластичности не представляет интереса, при этом значение имеет абсолютная величина коэффициента эластичности. Поэтому во избежание путаницы при сравнении коэффициентов различных товаров знак «минус» опускается и используется абсолютная величина (по модулю). Однако, в последующих расчетах коэффициент эластичности применяется со своим знаком.

4. Поскольку эластичность выражается переменной величиной, то это ставит проблему: какую комбинацию цены () и объема спроса () использовать в формуле точечной эластичности. При значительных изменениях цены и объема спроса использование формулы точечной эластичности дает различный результат в зависимости от того, какой из двух уровней цены и объема спроса мы примем при определении второго сомножителя правой части формулы. Для того, чтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартных методов. В первом случае при расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены и объема спроса.

Во втором случае принимается «правило средней точки», т.е. используются средние величины «Р» и «Q». Таким образом, появляется развернутая формула дуговой эластичности, которая имеет следующий вид:

Как правило, формула точечной эластичности применяется при определении коэффициента эластичности в точке равновесия спроса и предложения. Формула дуговой эластичности имеет более широкое использование.

Факторы, влияющие на прямую ценовую эластичность спроса:

1. Категория товара. Более конкретный товар имеет и более высокую эластичность по сравнению с категорией товара, в которую он включен. Например, конкретная марка сигарет имеет более высокую эластичность, чем табачные изделия как категория товаров.

2. Наличие товаров — заменителей. Чем больше таких товаров — заменителей, чем ближе их основные свойства, тем выше эластичность данного товара. Отсутствие товаров — заменителей предопределяет совершенную неэластичность спроса (например, спрос на поваренную соль).

3. Степень потребности в товаре. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая данным товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Так, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги химчистки или прачечной.

4. Время использования. Спрос будет более эластичным в длительном периоде, по сравнению с коротким периодом, поскольку для приспособления к изменившимся ценам требуется определенное время.

5. Доля расходов в доходе потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше его эластичность. Если потребитель расходует на данный товар малую часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки при изменении цены, Одна и та же сумма расходов при большом доходе составляет малую долю расходов бюджета, но значительную — при низком доходе. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким доходом ниже, чем с низким доходом.

Важным фактором, который влияет на спрос потребителя данного товара, является изменение цен других товаров. Данная зависимость также может быть выражена посредством эластичности. На этой основе возникает понятие перекрестной эластичности, которая выражает степень изменения величины спроса на один товар при изменении цены другого товара, связанного с первым.

Формула перекрестной эластичности имеет следующий вид:

где: — коэффициент перекрестной эластичности.

— величина спроса одного товара.

— цена любого другого товара.

Спрос на данный товар при увеличении цены другого товара может и возрастать и уменьшаться в зависимости от конкретной комбинации товаров различных категорий. Например, рост цены на лыжи может снизить спрос на лыжные ботинки; в то же время, рост цены на масло увеличивает спрос на маргарин и т.д. Поэтому коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Для экономического анализа в сопоставлении товаров знак перекрестной эластичности имеет не меньшее значение, чем величина коэффициента.

Если Е > 0, то сравнимые товары называются взаимозаменяемыми, т.е. повышение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар. Если Е < 0, то данные товары называются взаимодополняющими и повышение цены на один товар приводит к понижению спроса на другой. Если Е =0, то такие товары являются независимыми, т.к. изменение их цен не приводит к изменению спроса на них.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства товаров, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров будет высоким и наоборот. На основе расчета коэффициентов перекрестной эластичности крупные торговые фирмы разрабатывают «матрицу Фриша», которая отражает все возможные изменения величин спроса взаимосвязанных товаров на основе динамики цены какого-либо базового товара.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Это означает следующее: например, если цена на мясо снизится, то спрос на кетчуп может возрасти, но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет сказываться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Одним из важнейших факторов, влияющим на спрос потребителя, является его доход. Поскольку доход воздействует на спрос, постольку возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу выражает степень изменения величины спроса в результате изменения дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса в результате изменения дохода на 1% и вычисляется по формуле:

где: — коэффициент эластичности спроса по доходу;

I — доход потребителя.

Спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, поэтому эластичность спроса по доходу чаще всего является положительной, т.е. коэффициент этого вида эластичности имеет знак «плюс». Однако в структуре потребления имеются такие товары, спрос на которые снижается с ростом дохода. Это отражает отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу и такие товары называются «низкокачественными» в отличие от «нормальных» товаров, спрос на которые возрастает с ростом дохода.

Для нормальных товаров имеет большое значение абсолютная величина коэффициента эластичности. Среди этих товаров можно выделить три группы. Во-первых, это товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0< <1) и потому имеет предел насыщения. Во-вторых, предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( >1) и потому не имеет предела насыщения. В-третьих, товары, спрос на которые растет в меру роста дохода потребителя ( =1). Необходимо иметь в виду, что для потребителей с разным уровнем доходов одни и те же товары могут оказаться в различных категориях, т.е. либо предметом первой необходимости, либо роскоши (при низком доходе).

Практическое значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы развития отраслей: развивающиеся, стабильные и умирающие. Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного коэффициента эластичности спроса по доходу темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в отрасли, а отсутствие роста — о застое. Отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента спроса по доходу для классификации предприятий, их групп и отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию и предвидеть изменения в экономике страны.

Между коэффициентами эластичности спроса существуют определенные соотношения, имеющие важное теоретическое и практическое значение. Во-первых, взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех покупаемых товаров равна единице. Это означает, что для каждого товара (или товарной группы) с эластичностью спроса по доходу меньше единицы должен существовать товар (товарная группа), имеющая такой показатель больше единицы. Такое положение обычно называют законом Энгеля.

Во-вторых, сумма коэффициентов прямой ценовой, перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу для отдельно взятого товара равна нулю. Это означает, что при пропорциональном изменении всех цен и дохода потребителя его оптимальный выбор в потреблении не изменится.

Эластичность предложения

Количество предлагаемых на рынке товаров, так же как и размеры спроса на них, различным образом реагирует на изменения цены. Для определения поведения продавцов при изменении цен товаров используется показатель эластичности предложения. Эластичность предложения по цене показывает отношение процентного изменения объема предложения (предлагаемого товара) к процентному изменению цены товара при прочих равных условиях. Методика анализа эластичности предложения во многом аналогична методике анализа ценовой эластичности спроса.

Коэффициент эластичности предложения определяется по формуле:

где, — коэффициент эластичности предложения.

Особенность коэффициента эластичности предложения (и отличие от коэффициента эластичности спроса) состоит в том, что он всегда положительный, т.к. выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Возможности и благоприятные условия хранения товаров повышают эластичность предложения.

2. Мобильность факторов производства, т.е. способность фирмы к изменению условий производства или привлечению ресурсов из других отраслей, повышает эластичность предложения.

3. Фактор времени, который в разной степени включает предыдущие условия. В условиях кратчайшего (мгновенного) рыночного периода предложение совершенно неэластично, т.к. производители не имеют возможности каким-либо образом отреагировать на изменение цены товара.

В условиях короткого (краткосрочного) периода предложение более эластично, т.к. фирмы имеют время и возможности, чтобы изменить некоторые факторы производства в соответствии с изменением цен и спроса на рынке. В условиях длительного (долгосрочного) периода предложение имеет высокую эластичность. Этот период достаточен для того, чтобы фирмы успели принять необходимые меры для приспособления своих ресурсов к новым условиям на рынке. Чем больше времени имеется у производителя, тем больше он имеет возможностей для приспособления своего производства к изменению цены и перераспределения ресурсов между альтернативными направлениями их использования. Как правило, предложение в сфере мелкого бизнеса более эластично по сравнению с предложением крупных предприятий.

Теория эластичности спроса и предложения позволяет более точно рассчитывать и прогнозировать рыночный спрос на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения. Прогнозирование равновесной цены посредством сдвигов графиков спроса и предложения предполагает знание функций спроса и предложения в явном виде. Однако выявить реакцию участников рыночных сделок на изменение цены товара в пределах ее максимального и нулевого значения очень трудно. Поэтому для упрощения расчетов используют показатели коэффициентов эластичности.

В странах с развитой рыночной экономикой регулярно публикуются расчеты коэффициентов эластичности спроса и предложения по отдельным товарам. Поскольку при небольших изменениях цены функции спроса и предложения можно считать линейными, то явный вид этих функций около точки равновесия можно определить на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Итак, в точке равновесия имеем следующие состояния функций:

Функция спроса , при , тогда , тогда:

Функция предложения при , тогда:

Итак, после расчета равновесных показателей цены и объема, а также коэффициентов эластичности спроса и предложения, можно определить константы функций спроса и предложения и представить алгебраический вид этих функций. При заданных в явном виде функциях спроса и предложения легко предсказать, как изменится цена в случае изменения предпочтений потребителей или затрат производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.045 с.)