Практическое значение показателей эластичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое значение показателей эластичности



Теория эластичности имеет важное практическое значение для определения политики фирм и поведения покупателей. Во-первых, показатели коэффициентов эластичности позволяют классифицировать товары по различным категориям, что очень важно для определения торговой политики фирм. Абсолютные показатели прямой ценовой эластичности позволяют разделить все товары на две категории: а) товары эластичного спроса и в) товары неэластичного спроса. Показатели и математические знаки («плюс» или «минус») коэффициентов перекрестной эластичности позволяют разделить товары на три категории: а) взаимозаменяемые товары, б) взаимодополняющие товары и в) независимые друг от друга товары. Показатели коэффициентов эластичности спроса по доходу дают возможность определить следующие категории товаров: а) низкокачественные товары (коэффициент эластичности меньше нуля), б) товары первой необходимости (коэффициент эластичности больше нуля, но меньше единицы), в) предметы роскоши (коэффициент эластичности намного больше единицы).

Во-вторых, показатель коэффициента прямой ценовой эластичности спроса оказывает непосредственное влияние на изменение выручки продавца. При эластичном спросе (коэффициент эластичности больше единицы) изменение цены товара и выручки продавца происходит в разных направлениях, т.е. снижение цены приводит к увеличению выручки и наоборот. При неэластичном спросе изменения цены товара и выручки продавца происходит в одном направлении, например, цена понижается и выручка уменьшается, т.е. рост выручки обусловлен ростом цены. Отсюда можно сделать вывод о том, что максимальная выручка достигается при коэффициенте эластичности равном единице. Это положение весьма важно при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.

В-третьих, эластичность спроса и предложения имеет большое практическое значение для анализа политики налогообложения. Это особенно наглядно проявляется при распределении, например, потоварного налога (налога с продаж) между продавцами и покупателями.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается продавцом, т.к. потребители при росте цены товара (налог включается в цену) будут стремиться переключить свой спрос на другие товары — заменители. В случае неэластичного спроса это сделать гораздо труднее и, следовательно, большая часть налога будут выплачивать потребители, а при совершенно неэластичном спросе все бремя налога придется на покупателя данного товара.

Если имеет место эластичное предложение, то большая часть налога приходится на потребителя, а если неэластично — на производителей. Высокая эластичность предложения означает, что производители легко могут переключить свои ресурсы на производство другого товара. В случае неэластичного предложения перевод ресурсов происходит медленнее, поэтому от налога больше пострадают производители (продавцы).

Практические задания

1. По данным таблицы определите:

1) коэффициенты ценовой эластичности;

2) при каких значениях имеет место спрос эластичный, единичной эластичности, неэластичный;

3) при каком значении эластичности выручка максимальна?

 

Ценовая эластичность спроса Объем спроса Цена
     
     
     
     
     

 

2. Цена на чай выросла со 100 руб. до 200 руб., спрос на сахар упал с 3 кг до 1 кг, спрос на кофе вырос с 0,5кг до 1,5 кг, спрос на мыло остался постоянным — 2 куска. Определите перекрестную эластичность и категории товаров.

3. Зарплата выросла с 1000 руб. до 1400 руб. Спрос на маргарин упал с 3 кг до 1 кг, спрос на масло увеличился с 6 кг до 8 кг. Определите эластичность спроса по доходу и категорию данных товаров.

4. Заполните таблицу:

 

Товары Расходы на покупку Доля в бюджете семьи Эластичность спроса по доходу Категория товара
1-й год 2-й год 1-й год 2-й год    
Товар "А"            
Товар "Б"            
Товар "В"            
Товар "Г"            

 

 

Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?

1) цена падает, спрос неэластичен;

2) цена растет, спрос эластичен;

3) цена растет, предложение эластично;

4) цена растет, предложение неэластично;

5) цена падает, спрос эластичен;

6) цена падает, спрос единичной эластичности.

6. Эластичность спроса по доходу на кинофильмы, услуги зубных врачей и одежду оценивается +3,4; +1,0; +0,5 соответственно. Объясните, что это означает?

7. Определите, эластичный или неэластичный спрос на следующие продукты:

1) апельсины;

2) сигареты;

3) сигареты «Мальборо»;

4) бензин;

5) сливочное масло;

6) соль;

7) автомобили;

8) билеты на футбольные матчи;

9) браслеты с бриллиантами;

10) учебник «Экономикс» (опираясь на факторы, влияющие на эластичность).

8. После повышения цены на томаты в 1,5 раза объем предложения томатов вырос в 1.8 раза. С каким временным периодом мы имеем дело?

Тесты

1. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:

а) эластичен по цене;

б) неэластичен по цене;

в) эластичен по доходу;

г) неэластичен по доходу.

2. В отличие от эластичности спроса коэффициент эластичности предложения зависит:

а) от ситуации мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия на рынке товаров;

б) от периода времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены;

в) от коэффициента эластичности доходов покупателей;

г) все ответы неверны.

3.Как изменится выручка от продажи товара при росте цены, если эластичность спроса по цене меньше единицы:

а) увеличится;

б) уменьшится;

в) никак не изменится;

г) недостаточно данных.

4. На какой из товаров, спрос будет эластичен по доходу:

а) картофель;

б) говядина;

в) бензин;

г) путешествия за границу.

5. Перекрестная эластичность спроса будет положительной для следующей группы товаров:

а) сливочное масло и маргарин;

б) теннисные мячи и теннисные ракетки;

в) картофель и зубные щетки;

г) пылесосы и холодильники.

6. Одна из главных целей деятельности стран ОПЕК — установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, так как тростниковый сахар на таком рынке:

а) не является редким экономическим благом;

б) имеет много субститутов;

в) имеет низкую эластичность спроса по цене;

г) имеет низкую эластичность спроса по доходу.

7. Если бы эластичность спроса по цене на утюги была бы нулевой, это означало бы, что:

а) по существующим ценам можно продать любое количество утюгов;

б) данное количество утюгов может быть продано по сколь угодно высоким ценам;

в) покупатели готовы купить любое количество данного блага по любой цене;

г) покупатели не согласятся ни на какие изменения в объеме продаж.

8. Из нижеперечисленного выберите фактор, не влияющий на ценовую эластичность спроса на товар Х:

а) доля расходов на товар Х в доходах потребителей;

б) наличие или отсутсвие субститутов;

в) вкусы потребителей;

г) технология производства продукта Х.

9. Определите, какое из нижеследующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:

а) покупатели расходуют на его покупку значительную долю своего дохода;

б) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости;

в) процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены;

г) имеется большое число товаров-заменителей.

10. Ценовая эластичность вертикальной кривой спрос:

а) равна 0;

б) бесконечно велика;

в) равна 1;

г) равна 0,1.

11. Коэффицицент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене Y имеет отрицательное значение. Это означает, что:

а) Х и Y являются товарами-субститутами;

б) Х и Y являются товарами, дополняющими друг друга;

в) Х и Y являются независимыми товарами;

г) спрос на товар Х неэластичен по цене.

12. Коэффициент перекрестной эластичности спроса, близкий к нулю, могут иметь такие товары, как:

а) машины и бензин;

б) ручки и карандаши;

в) хлеб и сахар;

г) книга и мотоцикл.

13. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:

а) росту расходов населения на жевательную резинку;

б) снижению расходов населения на жевательную резинку;

в) повышению спроса на продукты питания;

г) снижению спроса на продукты питания.

14. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:

а) спрос неэластичен;

б) спрос эластичен;

в) спрос совершенно эластичен;

г) предложение эластично.

15. Из-за засухи в Египте предложение хлопка сокращается, а цена увеличивается. Если производители хлопка из этой страны при этом увеличат свою выручку, значит:

а) эластичность спроса на хлопок равна единице;

б) спрос на хлопок крайне неэластичен;

в) имеет место парадокс Гиффена;

г) ничего из перечисленного не подходит.

16. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

а) отрицателен для нормальных товаров;

б) положителен для товаров худшего качества;

в) равен относительному изменению величины спроса на товар, деленному на относительное изменение дохода покупателя;

г) верно а) и в);

д) все ответы правильные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.032 с.)