Раздел 3. Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Эластичность спроса и предложения



Раздел 3. Эластичность спроса и предложения

Общее понятие эластичности

Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесной цены (P) и равновесного количества товара (Q) при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка порой недостаточна простая констатация факта, что с ростом, положим, предложения значения Q возрастают, а P сокращаются; необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, сколь чутко реагирует QD товара Х на падение цены Рх?

Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар, разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия эластичности.

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

 

Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Понятие «эластичность» было введено в экономическую литературу А. Маршаллом (Великобритания), а дальнейшее развитие теория эластичности получила в трудах Дж. Хикса (Великобритания), П. Самуэльсона (США).

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой переменной может быть проиллюстрировано различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности выражают посредством коэффициента.

Коэффициент эластичности – э то числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

 

Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Далее мы рассмотрим основные виды эластичности более детально.

 

 

Ценовая эластичность спроса

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.

Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:

 

процентное изменение объема спроса D % Q

E = =

процентное изменение цены D % P

 

 

Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:

 

Q2 – Q1

D % Q =

(Q2 + Q1): 2

 

Где,

Q1 - объем спроса до его изменения,

Q2 - объем спроса после его изменения,

 

По аналогии определяется процентное изменение цены:

 

P2 – P1

D % P =

(P2 + P1): 2

 

Где,

Р1 – цена спроса изначальная,

Р2 – цена спроса после изменения.

Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:

 

 

(Q2 – Q1): (Q2 + Q1)

Ed =

(P2 – P1): (P2 + P1)

 

 

Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:

 

1. Эластичный спрос (Ed > 1)

P

 

 
 


P2

10 %

 
 


P1 D

20 %

 

 
 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены приведет к 20 % снижению спроса (Ed = 2).

Эта форма говорит о том, что спрос очень чувствителен к изменению цены. На практике такая форма эластичности спроса свойственна предметам роскоши или качественным дорогостоящим товарам.

 

 

2. Неэластичный спрос (Ed < 1)

P

 

 
 


P2

10 %

 

P3 D

4 %

 
 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.

 

3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)

 

 

P

 
 

 


P2

10 %

 
 


P1 D

10 %

       
   
 
 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью

 

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).

 

4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)

P

 

 

P2

1 %

P1 D

       
   
 
 

 


Q1 Q

 

Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса

 

Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

 

5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).

 
 


P

D

 

P2

 

P1

Q Q

 

Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса

 

Спрос абсолютно не чувствителен к цене, как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Эта форма спроса характерна для товаров, цены которых вообще не интересуют потребителя. Например, инсулин для больных сахарным диабетом, наркотики – для наркоманов.

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

 

1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.

Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.

3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

Например, разница в стоимости хлеба в ближайшем магазине и в магазине, находящемся через два квартала – 10 коп., обычно такая разница, учитывая цену хлеба, не может побудить потребителя к поездке за «дешевым» хлебом. Но, разница в цене автомобилей в г. Донецке и г. Мариуполе, составляющая 20% его цены, может заставить предпринять смену места покупки товара.

5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.

Данный фактор является основополагающим при функционировании «черных» рынков, т.е. в условиях дефицита, когда товар большинству потребителей не доступен, его цена перестает играть для последних хоть какое-то значение.

 

Коэффициент эластичности спроса по цене имеет важное практическое значение. Во-первых, его можно использовать для определения формы эластичности интересующего вас товара; во-вторых, зная эластичность спроса и динамику выручки, определить политику ценообразования продавца. Т.е., существует тесная связь между эластичностью спроса и выручкой производителя.

Выручка производителя классически рассчитывается, как6

 

V = Q * P

Где,

V – общая выручка,

Q – объем продаж,

P – цена продаж.

 

Рассмотрим основные варианты взаимодействия общей выручки и эластичности спроса по цене:

 

Вариант 1.

Если спрос эластичен, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены за единицу товара обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены. Иначе говоря, при эластичном спросе изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

 

Вариант 2.

Если спрос не эластичен, то понижение цены вызовет сокращение общей выручки, т.к. увеличение объема продаж окажется недостаточным для компенсации уменьшения цены. Другими словами, при неэластичном спросе изменение цены вызовет изменение выручки предприятия в том же направлении.

Вариант 3.

Когда эластичность спроса равна единице, снижение (увеличение) цены не будет влиять на изменение выручки.

Коэффициент эластичности спроса по цене на практике может использоваться, кроме уже перечисленного, при определении уровня заработной платы, занятости населения, спектра товаров, облагаемых акцизом и т.д.

 

Эластичность спроса

=

По доходу

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

 

Процентное изменение цены

 

Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:

 

(Q2-Q1):(Q2+Q1)

E =

(P2-P1):(P2+P1)

 

 

Где,

Q1 – объем предложения товара до изменения цены;

Q2 – объем предложения товара после изменения цены;

P1 – цена товара до изменения;

P2 – цена товара после изменения.

 

Как видно, метод расчета эластичности предложения тот же, что и спроса, лишь с тем различием, что эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер, а закон предложения описывает прямую зависимость между объемом предложения и ценой, (цена растет – объем предложения растет, цена падает – объем предложения падает). Следовательно, необходимости в замене знака нет.

Различают следующие формы эластичности предложения:

 

1. Эластичное предложение (Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры)

Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения

 

2. Неэластичное предложение (Е < 1). Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).

Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения

 

3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞). Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.

Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения

 

4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0). Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

 

 

Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения

Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:

· ставка процента;

· уровень заработной платы;

· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.

Следует отметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек, а это, в свою очередь, сокращает объемы выпуска товаров.

На эластичность предложения оказывают влияние разнообразные факторы.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.

По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

 

Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, т.е. Es = 0.

 

 

Sk

P

 

Еs=0 Es>0

 

Sd

 

Es>0

Qs Q

 

Рисунок 3.13. Влияние на эластичность предложения фактора времени.

Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Кривая предложения в этот период (Sк) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Однако существует предел расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Qs), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того чтобы преодолеть этот предел, необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период (Sd) – это период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств. В долгосрочном периоде, предприятие не только способно полностью удовлетворить сформировавшийся на рынке спрос, но, и сформировать новый.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

 

(Qx2-Qx1):(Qx2+Qx1)

Eху =

(Py2-Py1):(Py2+Py1)

 

Где,

Qx1 – объем производства товара Х до изменения цены товара У;

Qx2 – объем производства товара Х после изменения цены товара У;

Py1 – цена товара У до изменения;

Py2 – цена товара У после изменения.

 

Перекрестная эластичность предложения бывает:

· положительная для взаимодополняемых товаров, т.е. при увеличении цены на товар У объемы предложения товара Х увеличиваются, и наоборот (производство фотоаппаратов и фотопленки);

· отрицательная для взаимозаменяемых товаров, т.е. с ростом цен на товар У объемы предложения товара Х сокращаются, и наоборот (автобус и такси);

· нулевая для независимых или нейтральных товаров, т.е. цена товара У вообще не влияет на объемы производства товара Х (тетради и бананы).

2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения (чем более длительное время может храниться товар, и чем меньше стоимость его хранения, тем больше его эластичность, например, столы и молоко).

3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (об этом мы говорили ранее).

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены (чем больше ограничен доступ к ресурсам, тем меньше эластичность предложения).

5. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей (чем больше возможностей по привлечению капитала и чем выше уровень конкуренции, тем больше эластичность предложения).

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара и специфика производственного процесса (если производитель может быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка путем увеличения производства данного товара, или налаживанием выпуска другого товара, то предложение будет эластичным).

 

Мы, ранее, говорили о том, что существует связь между эластичностью спроса и выручкой производителя. Попытаемся рассмотреть взаимосвязь между доходами производителей (выручкой) и эластичностью предложения.

Итак, кривая предложения характеризует объемы предложения товара по каждой конкретной цене из ряда возможных. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, сокращения – влево. Допустим, мы имеем две кривые предложения S1 и S2, причем кривая S1 более «пологая» и обладает большей эластичностью. Допустим, цена сначала растет, а потом уменьшается.

 

 

Рисунок 3.14. Влияние эластичности предложения на выручку предприятия

 

Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предприятия увеличивается с ростом цен и уменьшается со снижением цен при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отображают обратную зависимость: доход предприятия увеличивается с уменьшением равновесной цены при эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе. Что касается предложения, то его эластичность предопределяет «скорость» прироста или уменьшения дохода. Так, при эластичном предложении доход, по мере увеличения равновесной цены, растет быстрее, чем при неэластичном, и, наоборот. Следовательно, предприятие, имеющее более эластичное предложение, будет быстрее наращивать доходы и прибыль, но, при этом, в случае негативных рыночных изменений, имеет больше шансов обанкротиться.

 

Эластичность тесно связана с уровнем занятости населения.

Представим себе, что предприятия, выпускающие какой-то товар, внедрили технические новшества, в результате – снизились издержки, увеличилось предложение товара. Если спрос на товар имеет неэластичную форму, то объем его продаж возрастет незначительно и можно ожидать, что в будущем предприятия не смогут предоставить работу всем своим работникам, высвобождающимся в результате технических нововведений. Т.е. реальным следствием такого положения вещей станет рост безработицы.

Если спрос на товар имеет эластичную форму, то существует большая вероятность того, что высвобождающиеся рабочие найдут применение в результате значительного увеличения объемов продаж и выпуска. Т.е., угрозы роста безработицы не будет.

 

Где,

Δ Р – изменение цены;

Δ Q – изменение объема.

 

Q Q1

 

Рисунок 3.15. Точечная эластичность спроса

 

Если абсолютное значение Е > 1, спрос будет эластичным, а, если Е < 1, но > 0 – спрос будет неэластичным.

 

Дуговая эластичность – примерная (ориентированная) степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода, других факторов.

 

 

Рисунок 3.16. Дуговая эластичность спроса

 

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в средине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения. Так, эластичность спроса по цене – это относительное изменение спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое изображено на рисунке.

 

Дуговая эластичность измеряется в т.А, которая является серединой хорды, математически она выглядит:

 

 

(Q2 – Q1): (Q2 + Q1)

Ed =

(P2 – P1): (P2 + P1)

 

 

Дуговая эластичность используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов, других факторов.

Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубенфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посредине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цены.

Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используют коэффициент точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5%) используется формула дуговой эластичности. Именно, исходя из выше сказанного, мы, рассматривали возможность определения эластичности спроса и предложения, используя формулы дуговой эластичности.

 

 

Вопросы для обсуждения.

1. Что показывает эластичность спроса по цене?

 

2. От чего зависит эластичность спроса по цене?

3. Всегда ли производителю выгодно повышать цену на товар?

 

4. Какие основные факторы формируют ценовую эластичность спроса на: картофель, молоко, сигареты, холодильники, холодильники "НОРД", соль, обувь женскую, школьные тетради, бижутерию, броши с бриллиантами, автомобили, бензин, апельсины.

 

5. Почему при расчете коэффициентов ценовой эластичность спроса и предложения для измерения динамики цены и количества продукции используются проценты, а не абсолютные величины?

 

6. Назовите товары, спрос на которые на рынке Украины за последний год можно охарактеризовать как эластичный и неэластичный. Объясните, почему Вы так считаете.

 

7. Охарактеризуйте ценовую эластичность спроса на картины Айвазовского и настенный календарь с иллюстрациями картин этого художника.

 

8. Как меняется денежная выручка от продаж товаров при эластичном, неэластичном спросе? А при единичной эластичности спроса?

 

9. Каково воздействие цен на величину объема реализации товаров в следующих ситуациях:

а) цена падает, а спрос неэластичен;

б) цена растет, а спрос неэластичен;

в) цена растет, а предложение эластично;

г) цена растет, а предложение неэластично;

д) цена растет, а спрос эластичен;

е) цена падает, а спрос эластичен;

ж) цена падает, а эластичность спроса единична.

 

10. Спрос на свеклу пищевую неэластичен. Объясните, почему небывало большой урожай на свеклу может привести к сокращению доходов сельскохозяйственных производителей? Проиллюстрируйте эту ситуацию на графике?,

 

11. Предположим, что эластичность спроса на лыжные ботинки равна 0,8. Что это означает? Рассмотрите данную ситуацию:

а) со стороны покупателя;

б) со стороны продавца.

Может ли производитель обуви в данном случае ожидать, что, если он снизит цену на свой товар, это приведет к повышению объема его продаж и, следовательно, к росту его прибыли. \

12. Рассмотрим следующую блага: а) молоко, услуги зубного врача, напитки; б) конфеты, жевательные резинки, еду; в) развлечения, кинофильмы, путешествия. Укажите для каждого из данных благ, каков, по вашему мнению, будет спрос по цене - эластичным или неэластичным? В дополнение к этому проранжируйте эластичности спроса внутри каждой группы благ, где это возможно. Объясните ваши ответы.

 

13. Что показывает эластичность спроса по доходу? Какие возможны варианты зависимости спроса от дохода?

 

14. Система метрополитена стала убыточной, и было решено поднять цену за проезд, чтобы попытаться увеличить доходы и уменьшить потери метрополитена. Что определяет, является ли этот шаг верным?

 

15. Что показывает перекрестная эластичность спроса? От чего зависит знак коэффициента перекрестной эластичности спроса?

 

16. Что показывает эластичность предложения по цене?

 

17. Как влияет фактор времени на эластичность предложения?

 

18. Почему оказывается затрудненным судить об эластичности спроса или предложения исключительно по внешнему виду кривых спроса на графике?

 

19. В каком периоде - мгновенном, коротком или длительном - налоговое бремя производителей больше? Почему? Проиллюстрируйте ответ графиками.

 

20. Объясните, почему, если эластичность спроса на некий товар не равна 1 и если потребительский доход зафиксирован, то изменения цены этого товара должно оказывать влияние на спрос, по крайней мере, на один какой-нибудь другой товар.

 

21. Сравните две страны: Мексику, где доход ниже, и Канаду, где доход выше. Как вы полагаете, в какой из стран большая часть потребительских расходов приходится на:

а) продукты питания;

б) косметику;

в) электричество.

 

22. Приведите конкретные примеры, когда снижение цены на товар может привести к уменьшению спроса. Объясните почему.

 

 

Задачи

Задача № 1. Владелец крупного торгового комплекса с видеосалоном на 200 посадочных мест дал поручение менеджеру представить обоснование: стоит ли изменить цену на билеты, чтобы максимизировать доходы? Текущая рыночная цена за билет установилась в 1 ден.ед. при средней заполняемости зала на 75 %. Менеджер провел следующие исследования:

При цене 1,0 - 0,75 ден.ед. Е=0,5.

При цене 1,0 - 1,20 ден.ед. Е=1,2.

При цене 1,2 - 1,50 ден.ед. Е==2,0.

Определите доходы от реализации билетов за один сеанс при цене: 0,75; 1,0; 1,2; 1,5 ден.ед.

Если бы Вы были на месте менеджера, какое резюме Вы бы представили владельцу видеосалона?

 

Задача № 2. В табл. 3.1. представлен объем спроса на мороженное при различных уровнях цены.

Таблица 3.1.

 

Цена на порцию, ден.ед. Объем спроса, тыс.шт. Расходы (выручка), ден.ед. Коэффициент эластичности спроса
2,10      
1,80      
1,50      
1,20      
0,90      
0,60      
0,30      

 

а) начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество порций мороженного - на горизонтальной;

б) предположим, что цена порции мороженного равняется 1,20 ден.ед. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 0,30 ден.ед.? Будет ли ответ иным, если на 0,30 ден.ед. сократится любая другая цена?

в) определите расходы на мороженное при каждом из значений цены;

полученные данные занесите в таблицу;

г) рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу;

д) начертите кривую расходов на мороженное, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса на горизонтальной;

е) при какой цене выручка окажется максимальной?

ж) при какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1?

з) при каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?

 

Задача № 3. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене.

Средняя цена на клубнику в мае составила 400 ден.ед. за 1 кг, в июне средняя цена составила 200 ден.ед. При этом реализация в овощном магазине увеличилась с 10 тонн до 50 тонн.

В первой 15-дневке июля ожидается, что средняя цена увеличится до 300 ден.ед. Используя рассчитанный коэффициент эластичности, спрогнозируйте спрос на клубнику. Считаете ли Вы данный прогноз относительно достоверным? Рассчитайте сумму валовой выручки в каждом месяце.

 

Задача № 4. Эластичность спроса населения на товар по цене равна 0,25, по доходу - 0,6. В плановом периоде дохода населения возрастут на 5 %.

Определите как уменьшится объем спроса, если:

а) уровень цен не изменится;

б) цена уменьшится на 3 %.

 

Задача № 5. Рассчитать коэффициент эластичности спроса по доходу, если

известно, что при доходе 2000 ден.ед. в год объем спроса составляет 40 кг, а при доходе 3000 ден.ед. - 52 кг.

 

Задача № 6. Определите общую денежную выручку, тип эластичности и коэффициент эластичности, заполнив соответствующие строчки в ниже приводимой таблице 3.2

Таблица 3.2.

  Куртки Автомобили Видеомагнитофоны
Цена, ден.ед.            
Количество, шт.            
Денежная выручка, ден.ед.            
Тип эластичности            
Коэффициент эластичности            

 

Задача № 7. Эластичность спроса на картофель по цене равна 0.3; не кефир - 1,0; на мебель - 1,2. Кто пострадает больше от введения косвенного налога, уплачиваемого с единицы проданного товара: производители или потребители? В ответе используйте графические построения.

 

Задача № 8. Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы исходя из следующих данных об объемах продаж при разных ценах:

Таблица 3.3.

 

Объем продаж, шт.              
Цена, ден.ед.              

 

Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объема продаж?

 

Задача № 9. С повышением заработной платы потребителей с 10 млн.грн. до 15 млн.грн. спрос на продукцию фирмы вырос на 15 %. Какова эластичность спроса по доходам.

 

Задача № 10. Цена товара Х выросла от 100 ден.ед. до 200 ден.ед., в результате спрос на товар Y повысился с 2000 до 2500 шт. ежедневно. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары Х и Y взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?

 

Задача № 11. В будущем периоде прогнозируется увеличение цен на нефть на 160 %. В результате цены на вазы для цветов из пластмассы, основу которой составляют продукты нефтепереработки, увеличатся на 175 %, что приведет к снижению спроса на этот товар приблизительно в 6 раз.

Определите насколько чувствителен спрос на пластмассовые вазы от изменения цен на нефть?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.269 с.)