Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса: по цене, по доходу, перекрестная эластичность

Поиск

Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой, например, изменение объема спроса в связи с изменением цены. Такая реакция может быть слабой или сильной, и, естественно, будут менять свою форму кривые спроса и предложения. Знакомство с аппаратом эластичности начнем с эластичности спроса.

Рис. 5.15. Смещение кривых спроса и предложения

 

На рисунке представлены две кривые спроса, в первом случае изменения цены с 7 до 14 руб. не привело к резкому увеличению спроса. Спрос называется неэластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно. Во втором случае снижение цены привело к существенному увеличению объемов продаж. Спрос на товар называют эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется.

Эластичность спроса по цене (εd) показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Степень эластичности определяется с помощью коэффициента как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 до ∞. Различают следующие типы эластичности (рис.5.16):

 

 

Рис. 5.16. Смещение кривых спроса и предложения

 

а) совершенно неэластичный спрос: объем спроса не изменяется при любом изменении цены, например, спрос на продукты питания (εd =0);

б) неэластичный спрос: объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (εd < 1);

в) единичная эластичность: на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется собственно на 1% (εd = 1);

г) эластичный спрос: объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (εd > 1);

д) бесконечно эластичный спрос: объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены, например, повышение спроса при повышении доходов (εd = ∞).

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечную эластичность можно определить, если провести касательную к кривой. Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с осью х (рис.5.17).

Рис. 5.17. Точечная эластичность

 

Значение точечной эластичности обратно пропорциональна тангенсу угла наклона.

εdP

Дуговая эластичность – это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

 

εdP =

Практическая значимость эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку (TR = P х Q).

Значение эластичности будет различным в разных точках кривой. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ∞ (в точке D2). Если спрос по цене эластичный (εdP >1), то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к снижению выручки. Если спрос по цене неэластичен (εdP <1), то снижение цены приведет к падению выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки (рис.5.18).

Рис. 5.18. Связь между эластичностью и общей выручкой

 

Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной, т.к. с ростом цены объем спроса падает, но в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, поэтому знак «минус» не принимают во внимание.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов:

1) наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичней спрос на данный товар;

2) удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность;

3) размер дохода;

4) является ли товар предметом роскоши (спрос на такие товары эластичен) или предметом первой необходимости (спрос на них неэластичен);

5) размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;

6) ожидание потребителя: в краткосрочном периоде потребеление электроэнергии неэластично, т.к. мы не можем быстро отказаться от имеющихся электроприборов, а в долгосрочном – довольно эластично, т.к. мы будем заменять электроемкие приборы более экономичными.

Спрос на товар зависит также и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цен на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар ί к вызвавшему его изменению цены на товар ј:

εРίј =

Чем выше перекрестная эластичность спроса, тем выше степень заменяемости благ, т.е. если εРίј >0, то перед нами взаимозаменяемые товары, с ростом цены одного товара количество другого, на который предъявляется спрос, растет. И наоборот, чем меньше перекрестная эластичность, тем больше взаимодополняемость, т.е. если εРίј <0 товары взаимодополняемые, с ростом цены одного товара потребление другого падает.

Если перерестная эластичность равна 0, то данные товары не являются ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми, т.е. рост цен на один товар никак не связан ни с потребелнием, ни с изменением спроса на другой товар.

Одним из важнейших факторов, влияющим на спрос, является уровень дохода. При изменении доходов спрос на товар изменяется по-разному. Например с ростом доходов спрос на предметы роскоши растет (кривая Е1), на товары низкого качества снижается (кривая Е2), а на нормальные товары сначала возрастает, а затем дальнейшее увеличение доходов не приводит к росту спроса на них (Е3) (рис.5.19).

 

Рис. 5.19. Кривые Энгеля

 

Влияние дохода на спрос определяется коэффициентом эластичности:

Эластичность спроса по доходу (εId) показывает степень воздействия изменения дохода на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его дохода на 1%.

Эластичность спроса по доходу может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Численное значение эластичности по доходам тесно связана с понятием нормальных товаров и низших товаров. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса, поэтому эластичность по доходу положительная величина.

Если 0<εdI <1, то спрос на товар растет медленнее дохода, а это типично для товаров первой необходимости (одежда, продукты питания). Если εdI >1, то спрос на благо опережает рост доходов, а это характерно для товаров роскоши.

Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность (εdI <0), т.к. потребитель, став богаче, считает возможным заменить его другим более качественным, например, часть картофеля овощами и фруктами.

Эластичность предложения

Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.

Коэффициент эластичности предложения (εSP) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Предложение называется эластичным, если изменение цены ведет к существенному изменению объема предложения. Предложение называют неэластичным, если изменение цены незначительно влияет на объем предложения.

Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.5.20):

 

Рис. 5.20. Эластичность предложения

 

а) абсолютно неэластичное предложение: изменение цены не влияет на объем предложения (εs =0);

б) неэластичное предложение: изменение цены приводит к незначительному изменению объема продаж (εS < 1);

в) предложение с единичной эластичностью: изменение цены приводит к такому же увеличению объема предложения (εS = 1);

г) эластичное предложение: изменение цены на 1% приводит к существенному увеличению объема предложения (εS > 1);

д) полностью эластичное предложение: при постоянной цене объем предложения растет до ∞ (εS = ∞).

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

1) от структуры издержек: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность будет низкой, т.е. производитель пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар. Следовательно, небольшому приросту объема предложения будет соответствовать значительное изменение цены на товар, а это характерно для неэластичного предложения;

2) степени загрузки производственных мощностей;

3) наличия свободной рабочей силы;

4) быстрого перелива капитала из одной отрасли в другую;

5) важнейшим фактором является элемент времени: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода (рис.5.21).

Рис. 5.21. Эластичность предложения

 

В условиях мгновенного равновесия кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, в условиях краткосрочного равновесия предложение несколько возрастает, кривая S1 становится слегка наклонной и эластичность колеблется в переделах от 0 до 1 (0<εS <1). В условиях длительного равновесия, объем предложения возрастет и εS >1. Это объясняется приспособлением производителей к более высокой цене.

Таким образом, эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара.

Вопросы для повторения

1. Как связаны между собой цена и объем спроса на товар?

2. Чем отличается функция спроса от объема спроса?

3. Как связаны между собой цена и объем предложения товара?

4. В чем различия между предложением и объемом предложения?

5. Что понимается под равновесием на рынке?

6. Как отреагирует рынок, если объем спроса превышает объем предложения и объем спроса меньше объема предложения.

7. Какой спрос называет эластичным, а какой неэластичным?

8. Как с помощью показателя эластичности можно оценить отношение потребителей к товарам?

9. В чем различие эластичности спроса по цене от эластичности спроса по доходу?

10. Как зависит спрос на различные группы товаров от доходов потребителей?

11. Какие факторы влияют на эластичность спроса?

 

Резюме по теме

Спрос и предложение являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм подчинен действию законов спроса, предложения. Поведение потребителя определяется действием закона спроса. Согласно закону спроса, потребители при низкой цене готовы приобрести большее количество товара, чем при высокой цене. Поведение производителя описывается действием закона предложения. По более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товар, и наоборот. Когда интересы производителя и потребителя совпадают, на рынке наступает равновесие. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется равновесной ценой, а количество предлагаемого товара – равновесным объемом. Важнейшей характеристикой спроса и предложения является их эластичность. Коэффициент эластичности дает возможность прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.008 с.)