Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности современного финансово-экономического кризисаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировой финансовый кризис 2008-го года – это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре – октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Возникновение кризиса связывают со следующими факторами: - дисбалансы международной торговли и движения капиталов; - обесценение доллара США на протяжении 2002–2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках; - перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса; - высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть); - перегревом фондового рынка. В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё – после Большой депрессии товаров потребления в 1981–2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение – до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре. Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов. Впоследствии Финансовый кризис в США стал детонатором глобального кризиса. По мнению аналитиков, американские инвестиционные структуры, сталкивающиеся с проблемами на внутреннем рынке, начали сбрасывать свои зарубежные средства, что вызвало отток денежных средств с рынков новых развивающихся стран. В результате чего от кризиса, возникшего в США, начал страдать весь мир. Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. Государственное регулирование экономики Макроэкономическое регулирование не может рассматриваться как суммирование методов финансового, кредитного, социального, внешнеэкономического воздействия на экономику. Все эти методы взаимопротиворечивы и могут рассматриваться только в единой системе. Для теории макроэкономического регулирования главными моментами являются: определение целей регулирования, используемые методы для достижения этих целей и оценка полученных результатов. По мере развития экономической теории расширялся и перечень целей экономической политики. В начале XX века считалось достаточным обеспечить стабильность цен и внешнеэкономическую сбалансированность. Кейнсианство добавило к этому задачу обеспечения полной занятости. Последователи Кейнса, так называемые теоретики экономического роста, прибавили и задачу обеспечить необходимые темпы роста. Затем под влиянием социальных требований появилась и задача эффективной социальной политики. Наконец, в последнее время все настоятельнее ставится цель обеспечить экологическое равновесие. В развитии экономики в современных условиях усилились тенденции к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в регулировании экономики. Смешанная рыночная экономическая система предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Используя различные формы и методы государственного регулирования, государство должно создавать условия для работы рыночного механизма. В экономической науке государственное вмешательство в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Однако, если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене равно нулю. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических, экологических и других последствий индивидуальных рыночных действий. Внешние эффекты классифицируются по источникам возникновения и по объектам воздействия – производство и потребление. Государство выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме, принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы: - перераспределение доходов; - регулирование занятости населения; - антимонопольная и антиинфляционная политика; - развитие фундаментальной науки; - проведение региональной политики; - реализация национальных интересов в мировой экономике. Между целями государственного регулирования существуют серьёзные противоречия. Противоречие между достижением полной занятости и денежной стабильностью хорошо иллюстрирует кривая Филлипса. Усиление инфляции способствует увеличению экспорта и улучшает внешнеэкономическое положение страны, а сдерживание инфляции часто ведёт к пассивному торговому балансу. Увеличение темпов роста, если оно основано на росте инвестиций, нередко сдерживает личное потребление и осложняет решение социальных задач. Экологические проблемы трудно решать при высоких темпах роста. Нередко ради решения экологических проблем приходится идти на некоторые жертвы в уровне жизни населения. В течение многих десятилетий в мире сложились две основные системы регулирования экономики, одна из них кейнсианство, которое господствовало до 70-х годов прошлого века. Кейнс считал, что осуществлять макроэкономическое регулирование должно государство, поскольку рыночные силы это сделать не в состоянии. В последние десятилетия ведущим направлением стал так называемый монетаризм во главе с крупным ученым М.Фридменом. Это направление построено на убеждении, что рыночные силы в состояния направить экономику на решение названных задач, а вмешательство государства должно быть минимальным и в основном в области денежного обращения. В настоящее время наиболее распространёнными направлениями стабилизационной политики государства являются фискальная (налогово-бюджетная) и монетаристская (денежная). Вопросы для повторения 1. Каковы различия между содержанием понятий «экономическое развитие» и «экономический рост»? 2. Как определяется уровень экономического развития? 3. В чем состоят основные различия между неоклассическими и кейнсианскими концепциями экономического роста? 4. Чем объясняется цикличность развития рыночной экономики? 5. Каковы причины государственного вмешательства в рыночную экономику? 6. В чем суть монетаристского и кейнсианского подхода к макроэкономическому регулированию? 7. Какие функции выполняет государство в рыночной экономике? 8. Может ли государство, используя денежно-кредитную и фискальную политику, воздействовать на макроэкономику? Резюме по теме Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является стимулирование экономического роста, поддержания его темпов на стабильном уровне. Экономический рост – это положительная динамика возрастания национального производства, производственных мощностей вследствие увеличения количества факторов производства, или достижения наибольшего объема производства продукции при наименьших затратах ресурсов. Экономический цикл – это колебания уровня экономической активности, когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики. В классическом смысле он включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем. Государственное регулирование экономики объективно обусловлено всем ходом социально-экономического развития, необходимостью решения проблем, которые не решает рыночный механизм саморегулирования экономики. Главными целями государственного регулирования является обеспечение стабильного экономического роста и денежного обращения, полной занятости и социальной справедливости, экономического равновесия. Все цели противоречивы и требуют определения приоритетов. На практике сложились две основные системы регулирования экономики: кейнсианская и монетаристская, использующие в основном инструменты денежно-кредитного и финансового регулирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.007 с.) |