Особенности современного финансово-экономического кризиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности современного финансово-экономического кризиса



Мировой финансовый кризис 2008-го года – это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре – октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

- дисбалансы международной торговли и движения капиталов;

- обесценение доллара США на протяжении 2002–2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках;

- перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

- высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);

- перегревом фондового рынка.

В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё – после Большой депрессии товаров потребления в 1981–2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение – до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре.

Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов.

Впоследствии Финансовый кризис в США стал детонатором глобального кризиса. По мнению аналитиков, американские инвестиционные структуры, сталкивающиеся с проблемами на внутреннем рынке, начали сбрасывать свои зарубежные средства, что вызвало отток денежных средств с рынков новых развивающихся стран. В результате чего от кризиса, возникшего в США, начал страдать весь мир.

Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков.

Государственное регулирование экономики

Макроэкономическое регулирование не может рассматриваться как суммирование методов финансового, кредитного, социального, внешнеэкономического воздействия на экономику. Все эти методы взаимопротиворечивы и могут рассматриваться только в единой системе. Для теории макроэкономического регулирования главными моментами являются: определение целей регулирования, используемые методы для достижения этих целей и оценка полученных результатов.

По мере развития экономической теории расширялся и перечень целей экономической политики. В начале XX века считалось достаточным обеспечить стабильность цен и внешнеэкономическую сбалансированность. Кейнсианство добавило к этому задачу обеспечения полной занятости. Последователи Кейнса, так называемые теоретики экономического роста, прибавили и задачу обеспечить необходимые темпы роста. Затем под влиянием социальных требований появилась и задача эффективной социальной политики. Наконец, в последнее время все настоятельнее ставится цель обеспечить экологическое равновесие.

В развитии экономики в современных условиях усилились тенденции к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в регулировании экономики. Смешанная рыночная экономическая система предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

Используя различные формы и методы государственного регулирования, государство должно создавать условия для работы рыночного механизма.

В экономической науке государственное вмешательство в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Однако, если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене равно нулю.

Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических, экологических и других последствий индивидуальных рыночных действий.

Внешние эффекты классифицируются по источникам возникновения и по объектам воздействия – производство и потребление.

Государство выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме, принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы:

- перераспределение доходов;

- регулирование занятости населения;

- антимонопольная и антиинфляционная политика;

- развитие фундаментальной науки;

- проведение региональной политики;

- реализация национальных интересов в мировой экономике.

Между целями государственного регулирования существуют серьёзные противоречия.

Противоречие между достижением полной занятости и денежной стабильностью хорошо иллюстрирует кривая Филлипса. Усиление инфляции способствует увеличению экспорта и улучшает внешнеэкономическое положение страны, а сдерживание инфляции часто ведёт к пассивному торговому балансу. Увеличение темпов роста, если оно основано на росте инвестиций, нередко сдерживает личное потребление и осложняет решение социальных задач. Экологические проблемы трудно решать при высоких темпах роста. Нередко ради решения экологических проблем приходится идти на некоторые жертвы в уровне жизни населения.

В течение многих десятилетий в мире сложились две основные системы регулирования экономики, одна из них кейнсианство, которое господствовало до 70-х годов прошлого века. Кейнс считал, что осуществлять макроэкономическое регулирование должно государство, поскольку рыночные силы это сделать не в состоянии. В последние десятилетия ведущим направлением стал так называемый монетаризм во главе с крупным ученым М.Фридменом. Это направление построено на убеждении, что рыночные силы в состояния направить экономику на решение названных задач, а вмешательство государства должно быть минимальным и в основном в области денежного обращения.

В настоящее время наиболее распространёнными направлениями стабилизационной политики государства являются фискальная (налогово-бюджетная) и монетаристская (денежная).

Вопросы для повторения

1. Каковы различия между содержанием понятий «экономическое развитие» и «экономический рост»?

2. Как определяется уровень экономического развития?

3. В чем состоят основные различия между неоклассическими и кейнсианскими концепциями экономического роста?

4. Чем объясняется цикличность развития рыночной экономики?

5. Каковы причины государственного вмешательства в рыночную экономику?

6. В чем суть монетаристского и кейнсианского подхода к макроэкономическому регулированию?

7. Какие функции выполняет государство в рыночной экономике?

8. Может ли государство, используя денежно-кредитную и фискальную политику, воздействовать на макроэкономику?

Резюме по теме

Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является стимулирование экономического роста, поддержания его темпов на стабильном уровне. Экономический рост – это положительная динамика возрастания национального производства, производственных мощностей вследствие увеличения количества факторов производства, или достижения наибольшего объема производства продукции при наименьших затратах ресурсов.

Экономический цикл – это колебания уровня экономической активности, когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики. В классическом смысле он включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем.

Государственное регулирование экономики объективно обусловлено всем ходом социально-экономического развития, необходимостью решения проблем, которые не решает рыночный механизм саморегулирования экономики. Главными целями государственного регулирования является обеспечение стабильного экономического роста и денежного обращения, полной занятости и социальной справедливости, экономического равновесия. Все цели противоречивы и требуют определения приоритетов. На практике сложились две основные системы регулирования экономики: кейнсианская и монетаристская, использующие в основном инструменты денежно-кредитного и финансового регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.86.227.103 (0.013 с.)