Эффект мультипликатора. Принцип акселератора. Парадокс бережливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект мультипликатора. Принцип акселератора. Парадокс бережливости



Увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объектов производства, занятости и доходов. Эти закономерности наблюдаются не только применительно к инвестициям, но и в связи с любыми другими видами расходов, в том числе пока не рассмотренными нами государственными расходами и чистым экспортом.

В связи с тем что частные инвестиции слишком «капризный» компонент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной занятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокупного спроса особую роль отводил государственным расходам G.

Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить «эффективный спрос» для достижения полной занятости. В связи с частными инвестициями и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку «эффективного спроса».

Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов. На рис. 11.17 показано, как изменения в частных и государственных инвестициях влияют на величину равновесного объема выпуска и уровня дохода.

Рис. 11.17. Мультипликационный эффект в кейнсианской модели

 

Приросты дохода ΔY1 и ΔY2 оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях ΔI1 и государственных расходах, которые обозначены как ΔI2. Это и есть графическая иллюстрация эффекта мультипликатора.

В обычном виде этот эффект можно представить следующим образом:

ΔY=K x ΔI,

где – ΔY прирост дохода; ΔI – прирост инвестиций; K – мультипликатор.

Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост национального дохода.

Другими словами, мультипликатор – это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

Допустим, что в экономике инвестиции возросли на 10 млрд. руб. Если благодаря этому совокупный (национальный) доход страны увеличится на 30 млрд. руб., то в такой экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение дохода составило бы 50 млрд. руб., то мультипликатор был бы равен 5.

В чем же причина этого явления? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.

Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной продукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т.п.

Увеличение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спроса и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а, следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность, в конечном счете, приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения расходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде.

Чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. от предельной склонности к потреблению МРС участников последовательности событий.

Обратимся к примеру, который поможет понять, почему мультипликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кирпичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проекта участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. руб. дополнительного дохода.

Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.).

Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следующей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на предыдущей стадии.

Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана лишь тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере 100 тыс. руб. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, которая поддается арифметическому расчету:

Сумма увеличивающего дохода составит: 100 тыс. + 80 тыс. + 64 тыс. +... = 100 тыс. (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 +...). Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:

В этом уравнении 100 тыс. руб. – прирост инвестиций ΔI, а знаменатель дроби (1–0,8) – величина, равная (1–МРС). Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, то мультипликатор равен 5.

Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов. Тот же самый результат можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если MFC = 0,8, то MPS = 0,2:

 

Общая формула мультипликатора имеет следующий вид:

 

Из данной формулы следует, что, чем больше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это значит, что тем больший будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.

Мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат, вызвавших прирост дохода:

 

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается в экономике, находящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недоиспользованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов.

Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находилась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в повышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS, и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рассмотрим необычное явление, получившее название парадокс бережливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста национального дохода. Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S=f(Y).

Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y*. В данном случае увеличение сбережений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния (рис. 11.18).

Рис. 11.18. Эффект усиления бережливости в рамках традиционной модели AD-AS

 

С ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и занятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следствием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим образом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приводят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято называть производными или индуцированными, поскольку они зависят от возросшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с первоначальными, т.е. автономными, инвестициями усиливают экономический рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора (accelerator – ускоритель).

АКСЕЛЕРАТОР – это коэффициент, указывающий, во сколько раз вырастают новые инвестиции в ответ на изменение национального дохода.

Однако увеличение инвестиций и дохода, а значит, и склонности к сбережению означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хозяйства будут сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что обернется снижением доходов различных категорий граждан и национального дохода страны в целом.

Таким образом, парадокс бережливости показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, сокращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений.

Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций. Особый вред бережливости состоит именно в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры. По-человечески понятно, когда люди, опасаясь наступления кризиса и потери роботы, начинают усиленно откладывать на «черный день». Однако увеличение сбережений означает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних – это доходы других. Если кому-то удалось сберечь больше, то только потому, что кто-то другой был вынужден залезть в долги или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населения сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к сокращению национального дохода.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите составляющие совокупного спроса и объясните их влияние на увеличение национального дохода.

2. Каковы особенности кривой совокупного спроса? Почему горизонтальный участок кривой получил название кейнсианского?

3. Какие неценовые факторы существенно влияют на совокупный спрос и совокупное предложение?

4. Возможно ли существование равновесного уровня дохода при неполной занятости?

5. От каких факторов зависит Ваше решение сберегать или инвестировать?

6. В чем суть основного психологического закона Дж. М. Кейнса?

7. В чем состоит влияние сбережений и инвестиций на уровень национального дохода?

8. В чем суть эффектов мультипликатора и акселератора?

Резюме по теме

Центральной проблемой макроэкономики является обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос был бы равен совокупному предложению. Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Совокупное предложение – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом заданном уровне цен в стране. Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от потребления и сбережения, являющихся функцией дохода. С ростом дохода люди увеличивают потребление, но не в той мере, в какой увеличится доход. Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости в силу эффекта мультипликатора. Суть эффекта мультипликатора в следующем: увеличение любого из компонентов совокупных расходов приводит к росту национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Увеличение сбережений уменьшает потребление, приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП, к уменьшению национального дохода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.13 с.)