Рынок совершенной конкуренции. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок совершенной конкуренции. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах



Рынку в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты.

Во-первых, на этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара.

Во-вторых, фирмы отрасли производят один и тот же (гомогенный) товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.

В-третьих, отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции любая фирма отрасли в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене товара Р, т.е. МR=AR=P, поэтому кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.

Существует два подхода к решению проблемы выбора оптимального объема производства фирмой.

На графике (рис.8.1) представлен подход «совокупный доход – совокупные издержки».

 

Рис. 8.1. Определение равновесия фирмы на основе совокупного дохода и совокупных издержек

 

Максимальная совокупная прибыль достигается при выпуске Q1 единиц продукции. Она исчисляется разницей между совокупным доходом и совокупными издержками.

 

Рис. 8.2. Определение равновесия фирмы на основе предельных издержек

 

Рассмотрим «предельный подход» (рис. 8.2). Для нахождения наиболее прибыльного объема выпуска можно сопоставить предельные издержки и предельный доход. Для максимизации прибыли фирма должна расширять объемы производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки, и тотчас прекратить выпуск, как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход. На графике видно, что до выпуска в Q1 единиц кривая предельных издержек расположена ниже кривой предельного дохода и потому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает прибыль. Как только объем выпуска превосходит точку, соответствующую Q1 единицам, кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода и идет над ней, поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции уменьшает прибыль. Максимальная прибыль – это точка пересечения восходящей ветви кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. Она соответствует той точке на рисунке, где вертикальное расстояние между кривой совокупного дохода и кривой совокупных издержек является наибольшим.

Это правило называется: MC=MR.

Теперь попытаемся рассмотреть ситуацию, при которой цена на рынке падает на непродолжительное время и перед фирмой встает вопрос о том, продолжать производство или закрыть фирму. В рассмотренном примере фирма могла получить прибыль при цене P1. Однако рыночные условия не всегда бывают столь благоприятны. Представим себе, что цены упали, например, до P2. Падение рыночной цены тождественно сдвигу вниз кривой спроса на продукцию, если спрос на нее совершенно эластичен. В условиях совершенной конкуренции фирма находится в положении «прайс-тейкера». Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Наша фирма реагирует на изменение ситуации только корректировкой объема производства.

Очевидно, не существует такого выпуска продукции, при котором фирма может получить прибыль при цене P2 долларов. Если фирма не в состоянии получить прибыль, ей следует сосредоточить свое внимание на минимизации убытков. Если рыночная цена единицы равна P2, то минимум потерь наблюдается при выпуске Q1 единиц.

На двух графиках изображены два подхода к ситуации, в которых оказалась фирма. На рис. 8.3. представлен подход «совокупный доход – совокупные издержки».

 

 

Рис. 8.3. Минимизация убытков фирмы

 

Рис. 8.4. Минимизация убытков фирмы

 

Расстояние между кривыми совокупного дохода и совокупных издержек минимально при объеме выпуска, равном Q1 единицам продукта. Оптимальный объем производства достигается при объеме производства Q1, при котором MC=MR (предельный подход рис. 8.4).

На рис. 8.4 представлена та же ситуация, но рассмотренная в аспекте «предельного» подхода. Поскольку кривая спроса (а это кривая предельного дохода и кривая цены) проходит ниже, чем кривая средних общих издержек, фирма несет убытки от каждой проданной единицы продукции. Тем не менее, кривая спроса лежит выше, чем кривая средних переменных издержек . Это значит, что доход, приносимый каждой единицей выпуска, более чем достаточен для покрытия переменных издержек и, следовательно, каждая проданная единица продукции вносит хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек. В этой ситуации убытки меньше, чем они могли бы быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции. Дело в том, что постоянные издержки все равно должны непрерывно покрываться, даже при падении выпуска до нулевой отметки.

Для того чтобы лучше представить себе логику принятия решения в ситуации, требующей минимизации убытков, представим себе на минуту, что единственным видом переменных издержек фирмы является заработная плата, а арендная плата за пользование помещениями – единственным видом постоянных издержек. В точке минимума убытков, отмеченной на графике, фирма получает доход, размеры которого более чем достаточны для выплаты заработной платы (покрытия переменных издержек), остающаяся часть дохода может быть израсходована на аренду. Если же фирма временно прекратит производство, то ей придется выплачивать арендную плату без привлечения каких бы то ни было текущих доходов. Это будет означать, что она понесет убытки, равные размеру арендной платы. Эти убытки, очевидно, больше, чем убытки, которые связаны с ежедневным производством Q1 единиц продукции.

Логика продолжения производственных операций с целью минимизации убытков применима только для краткосрочного временного интервала, когда фирма должна нести издержки, идущие на компенсацию постоянных затрат вне зависимости от объема выпускаемой продукции. Очевидно, что фирма не может продолжать функционировать долгое время, если цена на ее продукцию ниже общих издержек.

Рассмотрим такую ситуацию, когда цена на продукцию падает настолько низко, что фирма должна приостановить выпуск продукции, чтобы свести убытки к минимуму на краткосрочном интервале, поскольку совокупные издержки превышают совокупный доход (рис.8.5).

 

Рис. 8.5. Остановка производства

 

Предположим, что цена на компьютеры установилась в размере P1 за штуку (рис.8.6). Предельные издержки начинают превосходить предельный доход при выпуске Q1. При этом выпуске фирма получает убытки.

Если же фирма приостановит производство, то убытки снизятся. Сигналом для приостановки производства служит ситуация: кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода в точке, расположенной ниже кривой средних переменных издержек.

Рис. 8.6. Остановка производства (предельный подход)

 

Как показывает опыт, короткие остановки производства – нормальный способ регулирования товарооборота с целью приспособления к изменяющимся условиям спроса и предложения. Приостановка выпуска отнюдь не тождественна полному отстранению от дел. В тот период, когда фирма приостанавливает производственную деятельность, она поддерживает предприятие в состоянии полной готовности к возобновлению выпуска продукции, платит арендную плату, и, следовательно, несет все виды постоянных издержек. Как только рыночные условия изменяются, а рыночная цена вновь возрастает, фирма сразу сможет вновь возобновить работу. И лишь в том случае, когда улучшение рыночных условий не предвидится, фирма будет всерьез рассматривать способы свертывания всех своих операций и полного выхода из данной сферы деятельности.

В случае приостановки производства нецелесообразно следовать правилу, согласно которому необходимо расширять выпуск до тех пор, пока предельные издержки не будут превышать предельный доход. При цене P1 эта точка достигается при выпуске Q1 единиц в день. Этот объем производства действительно приносит фирме меньший ущерб, чем остальные. Почему? Причина того, что производство Q1 единиц не приводит к минимизации издержек такова: в данной точке кривая спроса лежит ниже кривой средних переменных издержек. Вновь представим себе, что все переменные издержки фирмы идут на выплату заработной платы, а постоянные – арендной платы. При выпуске Q1 единиц продукции доход фирмы не покроет даже расходов на зарплату персонала. В этой ситуации владельцам фирм гораздо выгоднее отпустить рабочих домой, экономя на их заработной плате и внося из собственного кармана арендную плату.

Как построить кривую предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции?

Возьмем цену в 500 долл. (рис.8.7). Оптимальный объем производства достигается при условии MC=MR. Следовательно, при цене в 500 долл. оптимальный объем производства составит 19 единиц.

Рис. 8.7. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде

 

 

При цене 400 долл. перечисление MR и МС происходит в точке Е2 и оптимальный объем производства составит 16 единиц.

При цене, равной 250 долл. достигается нижняя точка кривой средних переменных издержек. В этот момент фирма находится на грани остановки производства. Она покрывает переменные издержки и только. Убытки фирмы равны постоянным издержкам. При любой более низкой цене фирма будет минимизировать свои потери, остановив производство. Поэтому точка Е4 – низшая точка кривой предельных издержек, которая еще может рассматриваться как точка кривой предложения фирмы.

Приведенные рассуждения описывают процесс принятия решений на уровне фирмы в части предложения продукции на краткосрочном временном интервале. Они могут быть обобщены следующим образом:

кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале в условиях совершенной конкуренции, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек.

Условия долгосрочного равновесия фирмы при совершенной конкуренции следующие.

1. МС=MR=P.

Фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия. Это означает, что краткосрочные предельные издержки должны быть равны краткосрочному предельному доходу. Иными словами, условие краткосрочного равновесия является также и условием долгосрочного равновесия.

2. SATC=Р.

Это условие означает, что не существует мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые фирмы – к выходу из отрасли. Равенство цены и общих средних издержек говорит о том, что фирма получает нулевую экономическую прибыль. Если экономическая прибыль положительна, то это привлечет в отрасль новые фирмы. Если же она будет отрицательна, это вызовет уход из отрасли старых фирм.

3. SATC=LATC=P.

При выполнении этого условия каждая фирма удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия.

Представим графически фирму, находящуюся в условиях совершенной конкуренции, для которой выполняются все три указанных условия.

 

Рис. 8.8. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде

 

На графике (рис. 8.8) видно, что выполнены все три условия.

Все три условия долгосрочного равновесия можно в обобщенном виде сформулировать в виде следующего уравнения:

МС=MR=SATC=LATC=P.

8.3. Особенности и виды монополий. Проблема определения цены и объема производства для монополиста

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Ее основные черты: 1) в условиях монополии потребителям противостоит один единственный производитель-гигант; 2) не существует хороших или близких заменителей; 3) чистый монополист диктует цену в силу того, что он контролирует общий объем предложения; 4) существуют барьеры для вступления в отрасль.

Приведем примеры чистой монополии: все службы в городе, связанные с газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, обеспечением телефонной связи. Классическим примером частной нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85 % мирового предложения алмазов.

Можно указать следующие барьеры для вступления в отрасль.

Во-первых, экономические преимущества крупного производства. Здесь играет роль эффект масштаба производства. При наличии этого эффекта предполагается, что с ростом объемов производства издержки на единицу продукции снижаются. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь высокие издержки производства и не смогут конкурировать с крупными фирмами. Крупному предприятию итого сложнее войти на рынок. Ему будет очень трудно получить денежный капитал.

Во-вторых, легальными барьерами для вступления в отрасль являются патенты и лицензии. Изобретателю патент дает исключительное право контролировать продукцию. Патент защищает изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, что пошли на его разработку.

В-третьих, собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

В-четвертых, реклама. Зачастую издержки на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасль (например, табачная промышленность и шоу-бизнес в США).

Различают следующие виды монополий.

Во-первых, закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита.

Во-вторых,естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товаров близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства в каждой будут неэффективно малы.

В-третьих, о ткрытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу нескольким видам монополии, например, относиться и к естественной и к закрытой монополии. Или же другой пример, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале.

Покажем связь между выпуском продукции, ценой и доходом.

 

АВ – участок эластичного спроса

ВС – участок неэластичного спроса

 

Рис. 8.9. Кривые предельного и общего дохода

 

Из графика на рисунке видно, что до объема выпуска Q1 совокупный доход растет и после этого падает. Кривая предельного дохода выше горизонтальной оси, когда совокупный доход растет, и ниже, когда совокупный доход падает.

Если кривая спроса имеет вид прямой линии, то кривая предельного дохода пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью, точно в середине. Если кривая спроса имеет форму, отличную от прямой, то кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось не обязательно в середине.

 
Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Причем снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене.

Таким образом, при увели­чении объема продаж монопо­лист получает от каждой новой проданной единицы все мень­шую добавочную выручку. В какой-то момент очередное уве­личение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выруч­ки, а затем предельная выруч­ка становится отрицательной.

Кривая предельной выручки монополиста пересе­кает ось абсцисс в точке Q1. Понятно, что при объеме вы­пуска Q1 общая выручка бу­дет максимальной (рис.8.10). Иными словами, общая выруч­ка монополиста достигает своего максимального значения, когда MR=0.

С точки зрения подхода «совокупный доход-совокупные издержки» прибыль фирмы максимальна, когда максимальна разница между совокупным доходом и совокупными издержками (при объеме Q1), что отражает график на рисунке 8.10.

 

Рис. 8.10. Максимизация прибыли монополиста

 

Подойдем теперь к максимизации прибыли с точки зрения предельного подхода. Здесь применяется правило МС = МR как и в условиях совершенной конкуренции. Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода дает объем выпуска, при котором достигается равновесие монополиста (рис.8.11).

Рис. 8.11. Максимизация прибыли монополиста

 

Из точки пересечения МС и МR поднимем вертикальную линию до ее пересечения с кривой спроса. Это будет точка Qm. Проекция точки Qm на линию цены – это точка РM.. Это цена, которую установит монополист на свою продукцию.

Ценовая дискриминация

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если эта разница в ценах не связана с различиями в издержках фирмы, то можно говорить, что фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Например, театр устанавливает разные цены для взрослых и детей. Это и есть ценовая дискриминация.

Под ценовой дискриминацией понимают прак­тику установления разных цен на один и тот же то­вар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для раз­ных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рас­сматривается вариант дискриминационного поведе­ния продавца как наиболее часто встречающийся.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назна­чения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации мо­жет подвергаться как один и тот же покупатель, на­пример, в зависимости от закупаемого количества то­вара, так и разные покупатели.

Чтобы реализовать названные предпосылки в пра­ктической деятельности фирм, необходимы опреде­ленные условия.

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дис­криминации обычно ведется в контексте монополь­ной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма наме­рена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу поку­пателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.

Во-вторых, у покупателей не должно быть воз­можности покупать там, где продают дешевле.

Ограничение возможности покупать блага по бо­лее низким ценам достига­ется по-разному. На рынке услуг существует есте­ственная граница, разделяющая покупателей. Не­льзя перепродать по сходной цене собственную при­ческу или исцеление. На товарных рынках, если гео­графическая удаленность не останавливает перекуп­щиков или потребителей, могут использоваться ис­кусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры и т.п.).

Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации.

Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

Ценовая дискриминация по объему покупки. Со­вершенная ценовая дискриминация трудно осуще­ствима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для раз­ных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупке крупных партий то­вара.

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для раз­ных категорий покупателей (сегментов рынка). Пред­полагается, что эти категории могут быть легко иден­тифицированы (наличие студенческого билета, пен­сионного удостоверения и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.046 с.)