Равновесие рынка совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие рынка совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.



 

Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.

Для определения равновесия конкурентной фирмы рассмотрим, каким будет определяться оптимальный выпуск продукции фирмой в случае изменения цены в краткосрочном периоде. Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р0.

• при Рх = Р1 фирма закроется, так как ее издержки не по­крываются, а, следовательно, объем ее предложения будет равен нулю;

• при Рх = Р2 конкурентная фирма будет покрывать свои пе­ременные издержки; ее убытки будут равны величине по­стоянных издержек, т. е. фирме все равно, закрыть пред­приятие или производить Q2 единиц продукции;

• при PX = Р4 фирма будет полностью покрывать все издерж­ки, но не получит экономической прибыли, равно как и не столкнется с экономическими убытками; объем ее индиви­дуального предложения составит Q4 единицы;

• при цене от Р2 до Р4 (например, при Рх = Р3) фирма будет минимизировать убытки, покрывая переменные издержки и частично постоянные;

• при Рх = Р5 фирма максимизирует прибыль, производя Q5 единиц товара.

 

 

Учитывая, что фирма будет осуществлять объем производст­ва только в том случае, если цена на рынке превысит минималь­ное значение средних переменных издержек, кривая предложе­ния фирмы будет совпадать с графиком ее предельных издержек на отрезке BE и выше. Кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода (MC=S).

Выявив кривую индивидуального предложения конкурент­ной фирмы, можно определить равновесную отраслевую цену. Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия. Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену Р0 и равновесный объем предложения Q0. Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена Р0 рассматривается каждой фирмой - совершенным конкурентом как данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, выгодна она или нет. Другой важной особенностью точки равновесия при совершенной конкуренции является ее устойчивость. Отраслевая кривая предложения S является суммой кривых предложения всех фирм, действующих в отрасли. Последние же представляют собой совокупность точек, максимизирующих прибыль при разных уровнях цен. Именно таким свойством обладает кривая предельных издержек (MC=S).

 

 

Предполо­жим, что отрасль состоит из 1000 одинаковых фирм, имеющих абсолютно одинаковые структуру и величину издер­жек, а значит, и идентичные объемы производства. Тогда ры­ночное предложение будет равно индивидуальному предложе­нию, умноженному на 1000. Конкурентное равновесие в краткосрочном периоде для отдельной, фирмы определяется путем совмещения кривой ее ин­дивидуального предложения и графика спроса на ее продукцию. Учитывая это обстоятельство конкурентное равновесие для фирмы и для отрасли в краткосрочном периоде графически будет выглядеть, как показано на рисунке.

 

 

Долгосрочный период позволяет фирмам вносить определенные технологические и управленческие изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде существует данное число фирм в отрасли, каждая из которых имеет постоянное, не меняющееся оборудование. Напротив, в долгосрочном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы или расширить свои производственные мощности, или, что более важно, увеличиваться, или уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. Если долгосрочные приспособления завершены, т.е. долгосрочное равновесие достигнуто, то цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы, и производство придется на ту же точку.

Этот вывод вытекает из двух основных фактов: 1) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков и 2) при конкуренции фирмы свободно вступают в отрасль и покидают ее. Если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможность получения экономических прибылей будет привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками.

Например, на рис.а цена, равная Р0, стимулирует фирму увеличивать производство, так как она получает прибыль. Данное обстоятельство привлекает новые фирмы, что будет увеличивать предложения в отрасли (сдвиг кривой S0 в положение S1) с величины Qs0 до Qs1, заставляя цену снижаться с Р0 до Р1. Если фирмы несут убытки, то это вынуждает их покидать отрасль (рис. б), при этом будет уменьшаться величина предложения с Qs0 до Qs1, а рыночная цена вырастет с P0 до Р1. Фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока на рынке не установится равновесная цена, равная минимуму долгосрочных средних издержек LAC для фирм отрасли, т.е. до тех пор, пока экономическая прибыль не станет равной нулю.

Рис. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции:
а) увеличение предложения в отрасли; б) уменьшение предложения в отрасли

Из вышесказанного можно сформулировать два условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1) предельные издержки равны рыночной цене товара (предельному доходу) (P=MR=MC) – универсальное правило;

2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, а поэтому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P=ATCmin).

Однако существует и третье условие: фирма должна быть удовлетворена размерами своего предприятия (краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным издержкам ATCmin = LATCmin). Это означает, что она полностью использует положительный эффект масштаба производства, т.е. и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах фирма выбирает самую нижнюю кривую средних общих издержек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)