Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы производства и субъекты экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

Поиск

 

Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по группам (факторампроизводства).

1. Труд - это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода.

2. Земля. Данный термин следует понимать в его расширенном значении:

а).Место где находился человек. Живет, трудится, отдыхает.

б).на земле расположены производственные и другие предприятия

в).служит объектом сельского и лесного хозяйства

г).является источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов.

3. Капитал - все средства производства длительного и краткого пользования: сырье, машины оборудование, производственные сооружения и др.

4. Предпринимательская способность - особый род деятельности, которую осуществляет предприниматель

5. НТП. Лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованной в новой технологии техническим прогрессом.

Основные субъекты экономики:

1. Домашние хозяйства – обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов.

2. Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

3. Го сударство - собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.

Кругооборот продукта:

1. Производство – процесс создания полезного продукта.

2. Распределение – звено, где устанавливаются количественные соотношения при производстве благ, размещение работников и орудий труда по видам хозяйственной деятельности.

3. Обмен – форма связи между людьми, обмен способностями и деятельностью.

4. Потребление - заключает этап движения продукта: удовлетворение личных нужд людей. То есть движение экономических благ возвращается к исходному пункту.

Кругооборот капитала.

Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, находясь в постоянном движении.

Три стадии кругооборота:

1. Денежная – на этой стадии оборотный капитал из формы денежных средств переходит в форму производственных запасов.

2. Производственная – состоит в переходе капитала из сферы обращения в сферу продукции.

3. Товарная - состоит в реализации изготовляемой продукции и получении денежных средств. Оборотный капитал поступает из производства в стадию обращения и в процессе реализации

 

 

Сущность и функции денег (исторический и современные подходы). Формы денег.Особенности структуры денежной массы России.

 

Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты.

 

СПРОС

Два вида спроса: - потенциальный (выражает общее желание иметь товар. Не имеет количественного измерения)

- платежеспособный (равен той сумме денег, которую покупатель способен заплатить за товар. Имеет количественное измерение.)

Фирмы - производители ориентируются на платежеспособный спрос, а потенциальный является основой для прогнозирования производства товара. Будущий платежеспособный спрос основывается на сегодняшнем потенциальном.

Закон спроса гласит: потребитель приобретет тем больше товара, чем ниже его рыночная цена при прочих равных условиях.

Факторы, влияющие на спрос:

Ценовой

2) неценовой: * качество

* мода, сезонность

* кол-во потребителей

* доходы потребителей

* инфляционные ожидания потребителей

* налоги

 

Исключения из правил закона спроса:

1) Товары Гиффена. Группа товаров у которой растет величина спроса при росте цены.

а) продукты первой необходимости

б) товары, без которых человек не может жить (например, лекарства)

 

2) Эффект сноба. Человек не желает покупать, то что покупают другие. Он покупает дорогие, недоступные многим другим покупателям товары. График такой же как у товаров Гиффена.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

ЭФФЕКТ ДОХОДА – изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены увеличивает реальный доход потребителя и он может покупать большее количество товара.

Эффект замещения — это когда снижение цены на продукт делает его более привлекательным для покупателя. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ (ЗАМЕЩЕНИЯ) – замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.01 с.)