Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель кривой производственных возможностей и закон возрастающих альтернативных издержек

Поиск

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов.

При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает «homo economicus» – разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт. Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели.

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, профсоюз – доходов его членов, государство – уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора, престижа политиков. В реальной жизни люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками (opportunity costs), издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100 рублей, самолетом – 250 рублей. В путешествие отправляются трое: Абрамов, Борисов и Венгеров. Часовая ставка оплаты труда Абрамова – 20 рублей в час, у Борисова – 30, у Венгерова – 50. Каким видом транспорта поедут эти люди? 100 рублей в данном случае – неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транспорт ни выбрать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными (предельными) затратами являются 250–100=150 рублей. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8–3=5 часам. Предметом анализа является сопоставление этих 150 рублей и 5 часов времени. Абрамов за эти 5 часов заработает лишь 100, его альтернативные издержки (100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (150). Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Часовая ставка Борисова – 30. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 150 рублей. Следовательно, экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с точки зрения рационального поведения все равно, ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и «отработать» перерасход ресурсов. Что же касается Венгерова, то очевидно, что для него «время – деньги», так как за 5 часов он сможет заработать 250 рублей, что значительно больше дополнительных затрат на авиабилет. Итак, с точки зрения рационального поведения: Абрамов поедет поездом, Венгеров полетит самолетом, а Борисову все равно.

Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономических решений. Они принимаются, когда дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных (предельных) издержек: MB > МС, где MB (marginal benefit) – предельные выгоды, МС (marginal cost) – предельные издержки.

Производственные возможности (production capacity) – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания (см. рис. 1.1).

Рис.1.1. Кривая производственных возможностей

 

Из таблицы видно, что всякое увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 т), и наоборот. Линия АБВГДЕЖ, которую называют кривой производственных возможностей (production possibility curve), показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внутри кривой, означают неполное использование ресурсов, например, точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И).

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере использовать в производстве ракет сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Поэтому каждая дополнительная ракета требует все большего сокращения производства зерна (и наоборот). Производство первой ракеты вызвало сокращение производства зерна на 0,2 млн. т, второй – на 0,3 млн., третьей – на 0,6 млн. т и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности.

Кривая производственных возможностей исторична, она отражает достигнутый уровень развития технологии и степень использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвигается вверх и вправо (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Смещение КПВ

 

Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симметрично смещается до положения А'Ж'. Если происходит одностороннее увеличение эффективности технологии производства одного из благ, то сдвиг носит асимметричный характер. При одностороннем расширении производства зерна кривая АЖ смещается до положения А1Ж, при увеличении производства ракет – до положения АЖ1.

Вопросы для повторения

1. Какими причинами вызвано появление экономической теории как науки?

2. Что является предметом изучения экономики?

3. В чем отличие предмета политической экономики от «экономикс»?

4. Какую информацию для анализа дает кривая производственных возможностей?

5. Что понимается под альтернативными (вмененными) издержками?

6. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?

7. Почему потребности каждого человека не могут быть удовлетворены в той степени, в какой он этого хочет?

8. Чем отличаются экономические законы от законов природы и от юридических законов?

9. С помощью каких методов можно изучать экономические отношения?

10. Какие функции выполняет экономическая теория?

 

Резюме по теме

Предметом экономической теории являются отношения между людьми в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Выбора варианта распределения ограниченных ресурсов демонстрирует кривая производственных возможностей.

В качестве основного средства познания экономических явлений применяется метод научной абстракции, на основе которого, анализируя экономические категории, исследователи получают истинное представление о реальной действительности. Экономическая теория взаимосвязана с другими сферами экономических знаний, служит для них фундаментальной основой. Основными функциями теоретической экономики являются: познавательная, методологическая, прогностическая.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.009 с.)