Тема 11. Модели макроэкономического равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Модели макроэкономического равновесия



Цели и задачи изучения темы

Изучение неоклассической и кейнсианской моделей макроэкономического равновесия

 

Совокупный спрос

Обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (AD) был бы равен совокупному предложению (AS), является центральной проблемой макроэкономики, т.к. несовпадение этих величин означает либо потерю ресурсов для экономики страны (если AS > AD), либо невозможность удовлетворения соответствующей части платежеспособных потребностей населения (если AD>AS).

Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

- потребление С – спрос на потребительские товары и услуги;

- инвестиции I – спрос на инвестиционные товары;

- государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

- чистый экспорт Х – разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

AD = C + I + G + X

Кривая совокупного спроса AD показывает объем товаров и услуг, который домашние хозяйства, фирмы и правительство желали бы приобрести при каждом данном уровне цен.

Рис. 11.1. Кривая совокупного спроса AD

Отрицательный наклон кривой объясняется:

1. Эффектом процентной ставки: если происходит повышение уровня цен в стране, то при постоянном объеме денежной массы происходит повышение ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. К тому же удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов, поскольку многие товары длительного пользования приобретаются в кредит. Таким образом, сокращение инвестиций и потребительских расходов приведет при более высоком уровне цен к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос.

2. Эффектом богатства: богатство домохозяйств представлено различными финансовыми активами (акции, облигации, срочные счета и т.д.), имеющими постоянную номинальную стоимость. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью. Уменьшение реального богатства приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен.

3. Эффект импортных закупок: при повышении общего уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Население увеличит потребление иностранных товаров, к тому иностранцы сократят спрос на товары данной страны. Поэтому уменьшится экспорт и увеличится импорт, объем совокупного спроса уменьшится.

Рассмотрим, каким образом изменение цен воздействует на каждую из составляющих совокупного спроса.

Таким образом, повышение общего уровня цен при прочих равных условиях приводит к уменьшению объемов производства, и наоборот. Это изменение вызывает движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако, на объем спроса воздействует множество других (неценовых) факторов, приводящих к сдвигу кривой AD.

К неценовым факторам относятся:

- изменения в потребительских расходах:

а) благосостояние потребителей: резкое уменьшение по каким-либо причинам реальной стоимости активов приводит к уменьшению благосостояния потребителя независимо от изменений в общем уровне цен. Потребительский спрос уменьшается, так как население уменьшает объемы закупок, пытаясь восстановить размеры своих сбережений. Кривая AD смещается в этом случае влево в положение AD1, и наоборот.

Рис. 11.2. Смещение кривой совокупного спроса AD

б) ожидание потребителей: изменения в потребительских расходах зависит от прогнозов, которые делают потребители. Например, если люди считают, что их реальные доходы увеличатся, то они готовы тратить большую часть своих нынешних доходов. В результате этого потребительские расходы возрастают, и кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

в) задолженность потребителей: высокий уровень задолженности потребителей, образующийся в результате прежних покупок в кредит, заставляет сокращать сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги, следовательно, потребительские расходы сократятся, и кривая совокупного спроса сдвинется влево (AD в AD1), и наоборот;

г)налоги: уменьшение ставки подоходного налога ведет к росту располагаемого дохода и увеличению совокупного спроса. Кривая AD смещается вправо в положение AD2 , и наоборот.

- изменение в инвестиционных расходах:

а) процентные ставки: увеличение процентной ставки (например, вследствие уменьшения объема денежной массы) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Кривая AD смещается влево в положение AD1, и наоборот;

б) ожидание прибыли от инвестиций: оптимистические прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличат спрос на инвестиционные товары, в результате кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

в) налоги с предприятий: увеличение налогов приведет к уменьшению прибылей от капиталовложений и, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов. Кривая AD смещается влево в положение AD1, и наоборот;

г) технологии: новые технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым увеличивают совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

д) избыточные мощности: увеличение избыточных мощностей (недоиспользованного оборудования) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и, следовательно, совокупный спрос уменьшается, кривая AD сместится влево в положение AD1. При недостатке производственных мощностей фирмы готовы увеличить инвестиционных расходы и кривая AD смещается вправо в положение AD2.

- изменение чистого экспорта:

а) национальный доход в зарубежных странах: рост национального дохода приводит к росту спроса на товары данной страны, ее экспорт возрастает, а импорт снижается. Кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

б) валютные курсы: при понижении курса национальной валюты ее экспорт возрастает и уменьшается объем импорта, следовательно, растет чистый экспорт и совокупный спрос.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом заданном уровне цен в стране. Кривая совокупного предложения отражает изменение реального объема производства в связи с изменением общего уровня цен.

 

Рис. 11.3. Кривая совокупного предложения AS

 

Под совокупным предложением понимают совокупный реальный объем выпуска продукции. AS можно приравнять к величине валового национального продукта или к величине валового внутреннего продукта:

AS = ВНП = ВВП

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала):

AS =зарплата + рента + процент + прибыль.

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приведет к росту производственных мощностей и, следовательно, к росту AS. Кривая совокупного предложения состоит из трех участков: горизонтального (кейнсианского), промежуточного и вертикального (классического).

На горизонтальном отрезке (0 – Q1) рост реального ВВП не сопровождается ростом цен. По мнению Кейнса, на горизонтальном отрезке экономика находится в депрессивном состоянии, ресурсы используются не полностью, большинство машин и механизмов простаивают. В этот период нет роста заработной платы (рабочие, бывшие без работы несколько месяцев, не требуют повышения заработной платы), в производство вовлекаются ранее незагруженные мощности, поставщики физического капитала не требуют повышения ставок арендной платы за услуги капитала, и поэтому нет роста цен, зато имеются безработные.

На промежуточном отрезке (Q1 – Qb) рост реального объема производства сопровождается ростом цен. Это объясняется следующим: экономика состоит из бесчисленного числа отдельных рынков товаров и услуг. В отдельных отраслях уже заняты все трудовые ресурсы и производственные мощности, а в молодых, динамично развивающихся, отраслях ощущается их недостаток. В такой ситуации для того, чтобы расширить объем реального ВВП необходимо повысить цены на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь поставщиков машин, оборудования, сырья и т.д. К тому же во многих отраслях для увеличения выпуска продукции вовлекается морально и физически устаревшее оборудование. Таким образом, рост цены труда и цен на другие ресурсы повлечет за собой рост издержек, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, фирмы вынуждены повысить цены на свою продукцию.

На вертикальном отрезке при объеме Qb (Qb – потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости) в обществе достигнута полная занятость. Экономика работает на полную мощность и любое повышение цен не приводит к росту производства, так как одна фирма может предложить более высокие цены на ресурсы и при этом увеличить выпуск продукции, другие же и не снижают выпуск продукции. В результате цены растут, а реальный объем производства нет.

Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Издержки не изменяются на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном (растет зарплата – как один из важнейших элементов издержек).

Как уже сказано выше, кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Но при анализе кривой необходимо учитывать и неценовые факторы, смещающие кривую.

 

Рис. 11.4. Смещение кривой совокупного предложения

 

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

- изменение цен на факторы производства: удорожание факторов приведет к смещению кривой влево в положение AS1, а снижение – к смещению вправо – AS2;

- производительность факторов: увеличение производительности приводит к снижению издержек и кривая AS смещается вправо в положение AS2, и наоборот;

- изменение правовых норм:

а) налоги: увеличение налогов ведет к сокращению предложения, кривая AS смещается в положение AS1, а предоставление субсидий наоборот увеличивает предложение и кривая AS смещается в положение AS2;

б) государственное регулирование: высокорегулируемая экономика повышает объем канцелярской работы и, следовательно, издержки растут и предложение уменьшается, кривая смещается влево в положение AS1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.014 с.)