Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические воззрения социалистов-утопистовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Параллельно развитию классической доктрины развивается социалистическая социально-экономическая доктрина, критикующая негативные стороны капиталистического развития. Томас Мор (1478–1535 гг.) Самая знаменитая его работа «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве Утопии» (или «Утопия» – нигдея) вышла в начале XVI в.. В первой части Мор пытается найти причину обнищания основой массы населения. Он указывает на то, что люди, занятые необходимым трудом живут в нечеловеческих условиях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным», а жизнь тунеядцев «протекает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. По мнению Мора причиной происходящего является частная собственность. Во второй части Т. Мор дает систему идеального социального строя, и показывает, каким должно быть здоровое общество, в котором отсутствует частная собственность. Жизнь на остове Утопия идеальная, в условиях коллективной формы собственности все трудятся, нет ни бедных, ни богатых, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Каждый горожанин обязан два года отработать в сельском хозяйстве (это позволит преодолеть различия между городом и деревней). Все обязательно заняты физическим трудом, а наукой и искусством люди заняты в свободное время. Люди, занятые в общественном производстве, за свой труд не получают денег, так как они вообще отсутствуют. Благодаря отсутствию денег на острове нет преступности, зависти, жадности, а золото является презренным металлом, и провинившиеся перед обществом жители носят золотые украшения. Роберт Оуэн (1771 – 1858 гг.) – английский социалист-утопист, автор работ «Об образовании человеческого характера», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Книга о новом нравственном мире» и др. Он предвосхитил многие, ставшие сегодня обыденными, мероприятия по решению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации общественного производства. Он для своих рабочих еще в начале XIX в. строил специальные благоустроенные жилища, столовую, лавки, сберегательную кассу, детский сад и ясли и т.д. По мнению Оуэна, господство частной собственности является решающей причиной бесчисленного множества «несправедливостей, преступлений и бедствий», испытываемых человеком, а машины, которые могут быть «величайшим благодеянием», становятся ее «величайшим проклятием». В своих работах он пытается обосновать концепцию «разумного устройства общества», считая, что основным требованием при переходе к новому обществу является принятие «разумных законов», устраняющих одну из причин бед «всей социальной системы» – «ничего не производящих потребителях», т.е. Оуэн предлагает устранить от власти тех, кто не занят производительным трудом. Например, им предлагается постепенно скупить землю «по ее рыночной цене у тех, кто не желает на ней трудиться, и превратить ее в общественную собственность с тем, чтобы она служила единственным источником государственных доходов», т.е. он предлагает отменить право наследования на землю у тех, кто ее не обрабатывает. Оуэн против насильственного переворота, замена несправедливого общественного строя, по его мнению, должна осуществляться «постепенно, мирно и мудро» при условии реализации «научных начал». К числу таких условий им отнесены: – широкое применение в ассоциациях машин для замены ручного труда в различных сферах, включая домашнее хозяйство; – превращение труда в единственное мерило ценности; – обеспечение изобилия богатства после того, как человечество уничтожит металлические деньги и заменит их «национальными деньгами» – бонами труда; – использование различных методов просвещения населения и особенно посредством периодической печати; – ликвидация «бесполезной частной собственности», а соответственно, и прибыли благодаря контактам производителей без посредников и др. Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760 –1825 гг.) – французский социалист-утопист, автор «Письма Женевского обитателя к современникам», «О промышленной системе», «Катехизис промышленников» и др. Для Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции – это этап, располагающий всем необходимым, мирно и быстро перейти к обществу социальной справедливости, основанному на «индустриальном равенстве». Этот переход исторически неизбежен, при этом он ссылается на науку, разум и передовые идеи, растущий потенциал которых приближает грядущие перемены. Сен-Симон считает, что в индустриальном обществе исчезнут антагонистические классы, а правительство будет выполнять сугубо экономические функции. Однако Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею». Таким образом, общество будущего, по Сен-Симону, должно быть основано на научной и планово организованной крупной промышленности, но при сохранении частной собственности. Господствующая роль в этом обществе им отводится ученым и промышленникам. В воображаемом обществе конкуренцию заменит ассоциация. Все будут обязаны трудиться, но каждый работает по способностям. Труд каждого оценивается по принципу: от каждого – по способностям, каждому – по его делам. Но для создания такого справедливого общества недостаточно изменить одни только материальные условия жизни, необходимо еще и духовное перевоспитание людей. В этом обществе также сохраняется доход на капитал. Поскольку работа предпринимателя, подчиняющегося научному руководству, признается полезной для общества, поэтому требует постоянного поощрения. Шарль Фурье (1772 – 1832 гг.) французский социалист-утопист. Наиболее значительными публикациями являются «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «О трех внешних единствах» и др. Для социальной гармонии необходимо правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это – фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда. Люди работают сериями по 1,5 – 2 часа, все время меняя место работы и профессию, поэтому они не устают, и труд приносит им радость. Люди живут в фаланстерах – дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фаланстеры дают экономию времени, поскольку индивидуальный быт, отнимающий много времени, отсутствует. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех и ведущим к осуществлению социетарного строя. По его мнению, экономика свободной конкуренции неоправданно расширяет армию «торговцев и торговых агентов». К недостаткам этой системы он также относит социальный хаос; ограбление бедняков и обогащение богачей; неопределенность возрастания народонаселения. Марксизм Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818–1883) оставил глубокий след во всех общественных науках. Но в первую очередь он был экономистом. Многие люди и сегодня считают К. Маркса величайшим экономистом всех времен и ищут ответа в его теории на вопрос о том, как должна быть устроена экономическая жизнь общества, чтобы в ней не было бедных, обездоленных, не существовало вопиющего неравенства, несправедливости, продажности. Принципиальное отличие экономической теории Маркса от предшествующих прежде всего в том, что капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй вовсе не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс. Причем свое отрицание капитализма Маркс выводил вовсе не из нравственного негодования. Он доказывал, что капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему объективных противоречий, которые нельзя разрешить, не изменив само экономическое и в целом общественное устройство. Обоснованию этого фундаментального положения посвящены, по существу, все экономические труды К. Маркса, и прежде всего – знаменитая книга «Капитал», первый том которой увидел свет в 1867 году. Фундаментом марксистской политической экономии является трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах А. Смита. Однако Маркс внес в эту теорию принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным», и «конкретным». Причем абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми, а конкретным трудом – материально-вещественная форма товара, которую он назвал «потребительной стоимостью». Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительную стоимость. Причем первая определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, причем полностью оплачивая ее стоимость. Но заставляет пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. И весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает. Хотя внешне отношения капиталиста и наемного рабочего выглядят как равноправные, в действительности же за ними скрывается факт эксплуатации наемного труда капиталом. Та часть стоимости, которую капиталист присваивает в результате эксплуатации, называется у Маркса «прибавочной стоимостью», а учение о ней составляет краеугольный камень его экономической теории. Главный вывод, который сделал Маркс из учения о прибавочной стоимости, состоит в том, что положение и интересы буржуа и пролетариев диаметрально противоположны и нет никакой возможности примирить их в рамках капиталистической системы, которая непрестанно вновь и вновь делит общество на два полюса: собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего, кроме этой рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голоду. Но такое положение будет сохраняться не вечно. В процессе накопления капитала постоянно возрастает та его часть, которая представлена «прошлым трудом», т. е. для производства товаров требуется все больше машин, механизмов, технологических линий и все меньше живого человеческого труда. Этот процесс Маркс назвал ростом органического строения капитала. Происходит он потому, что в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологии и машины, заменяя ими менее производительный живой человеческий труд. Такая стратегия капиталиста имеет далеко идущие последствия. Во-первых, она ведет к все большей концентрации производства и капитала в руках немногочисленной верхушки общества, которая несказанно обогащается на фоне обнищания огромного большинства, во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит растет число безработных, не имеющих средств к существованию, в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, ибо, по Марксу, новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше. Итог этого процесса, как считал Маркс, будет печальным для буржуазии и капиталистического строя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.009 с.) |