Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетно-налоговая политика государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – государственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору налогов. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются: - сглаживание колебаний экономического цикла; - стабилизация темпов экономического роста; - обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции. Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетноналоговой политики: - дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику; - автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроенных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономической ситуации «автоматически», без специальных решений правительства. Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов: - экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов; - рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов. Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен. При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета. Мультипликатор государственных расходов отражает изменения в национальном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле: где Δ Y – прирост выпуска; Δ G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению. Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Рис. 15.3. Влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции Если государственные расходы увеличиваются на Δ G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину Δ Y, определяемую из уравнения: ΔY = ΔG×mg. Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов. Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т.к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов. Он рассчитывается по формуле: и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу. Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле: ΔY = −ΔT×MPC/(1−MPC). Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис.15.4. Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на выпуск
Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т.е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (Δ G = Δ T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т. е. ΔY = ΔG = ΔT). Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые ставки. В результате осуществления этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в бюджет возросли на 100 тыс. руб. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Нужно определить величину изменения равновесного объема производства, вызванного указанными действиями правительства. Рассчитаем мультипликаторы государственных расходов и налогов:
В этом случае прирост Y за счет роста государственных расходов составит: Снижение Y в результате роста налогов окажется равным:
Тогда общее изменение объема национального производства составит: , то есть ту же самую величину, что и первоначальный прирост государственных расходов и налогов. Этот вывод получил название «теоремы Хаавельмо» по имени сформулировавшего его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо (р. 1911), лауреата Нобелевской премии по экономике 1989 г. Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой). Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных лагов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов. Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Главными встроенными стабилизаторами являются: прогрессивное налогообложение; государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице). Механизм действия автоматических стабилизаторов экономики представлен на рис. 15.5. Рис. 15.5. Действие встроенных стабилизаторов
На графике видно, что в фазе циклического подъема (Y2 > Yo) кривая налоговых поступлений (или доходов бюджета) располагается выше кривой государственных расходов, так как налоговые поступления при прогрессивной ставке налога автоматически увеличиваются с ростом доходов. В то же время в связи с ростом занятости уменьшаются расходы государства на выплату пособий по безработице и бедности. Следовательно, возникает и накапливается профицит бюджета, который правительство обычно «замораживает», направляет в резерв в целях снижения уровня инфляции, сопровождающей, как правило, рост экономики. В фазе циклического спада (Y1 < Y0), наоборот, кривая государственных расходов располагается выше кривой государственных доходов (налоговых поступлений), поскольку с уменьшением доходов населения снижаются налоговые поступления в бюджет. В то же время растут расходы государства на выплаты пособий по безработице и бедности. Это приводит к возникновению бюджетного дефицита, посредством которого стимулируется совокупный спрос, активизируется экономическая деятельность населения и вызывается последующий рост ВВП. Экономисты положительно оценивают действие встроенных стабилизаторов. Считается, что автоматическая бюджетно-налоговая политика способствовала более плавному развитию экономики западных стран после Второй мировой войны. Вместе с тем, встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетноналоговых рычагов. Вопросы для повторения 1. Какое экономическое содержание категории «финансы» и что включает финансовая система? 2. Дайте определение государственному бюджету и бюджетной системе. 3. Каковы источники доходов бюджетов? 4. Какова экономическая сущность налогов и налоговой системы? 5. В чем отличие пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов? 6. Каковы основные статьи расходов бюджета? 7. Каковы источники финансирования бюджетного дефицита? 8. Каковы цели и механизмы бюджетно-налоговой политики государства? 9. Что собой представляет дискреционная фискальная политика и политика автоматических встроенных стабилизаторов? 10. Что собой представляют мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор?
Резюме по теме Финансы как экономическая категория представляют систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у участников создания общественного продукта. Государственный бюджет представляет план государственных расходов и доходов. Бюджетная система страны включает: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные фонды. Через нее происходит перераспределение чистого национального продукта. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги бывают прямые и косвенные, пропорциональные, регрессивные и прогрессивные. В случае превышения расходов бюджета над его доходами возникает бюджетный дефицит, бюджетные дефициты образуют государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита может проводится за счет выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег (сеньораж) или путем займов на внутренних и внешних финансовых рынках или путем реализации части государственной собственности. Дискреционная фискальная политика - это периодическое воздействие через государственные расходы и налоги на развитие производства. Недискреционная фискальная политика осуществляется с помощью встроенных стабилизаторов, роль которых в доходной части выполняет прогрессивная ставка налогообложения, а в расходной – индексы заработной платы, пособия и др. Действие этих регуляторов носят мультипликативный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.008 с.) |