Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение цены и объема производства в условия несовершенной конкуренцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чистая монополия Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объясняется существованием барьеров для вступления в отрасль. Формы барьеров для вступления в отрасль. 1 Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только, если производители являются крупными, как в абсолютном выражении, так и относительно рынка (например, автомобильная, алюминиевая, сталелитейная промышленность). Новые фирмы, вступающие на такой рынок как мелкие производителя, не имеют шансов для выживания. Другой вариант — войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным. 2. В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприемлема. Такие отрасли называются естественными монополиями. (Например: электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, водоснабжение, связь). Этим отраслям предоставляется государством исключительные привилегии, а в обмен отрасль сохраняет право за собой определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены. 3. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. 4. Фирма может устранить новых конкурентов и посредством агрессивных, жестоких действий (например: давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен и т.д.). Многие из этих аспектов нечестной конкуренции запрещены законом, однако, на практике они применяются очень часто. Теперь рассмотрим поведение чистого монополиста в области ценообразования и определения объема производства. Чистый монополист будет определять объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из своих издержек и спроса. Вспомним, что для конкурирующей фирмы спрос совершенно эластичен, а цена определяется отраслевым спросом и предложением. Каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять к валовому доходу постоянную величину — свою цену. Кривая спроса монополиста во многом отлична от кривой спроса конкурирующей фирмы. Так как чистый монополист, по сути дела, является отраслью, его кривая спроса или продажи представляет собой нисходящую кривую отраслевого спроса (рис. 1). Рис. 1 Цена и предельный доход в условиях чистой монополии Существуют три следствия, обусловленные нисходящим характером кривой:
1. Монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Этот факт является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина в том, что снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукций, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции. Зависимость между кривыми спроса, предельного дохода и валового дохода изображены на графиках. Так как фирма должна снизить цену, чтобы увеличить свои продажи, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже ее понижающейся кривой спроса (D). Валовый доход (TR) увеличивается снижающимися темпами, достигает максимума и затем понижается. Так как предельный доход MR есть изменение TR, то между MR и TR существует особенная связь (рис. 2). Рис. 2 Спрос и валовый доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса TR возрастает, и, следовательно, MR является положительным. Когда TR достигает своего максимума, MR равен нулю. При движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным. Монополист никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что, поступая так, он одновременно будет сокращать валовый доход и увеличивать издержки производства, таким образом понижая прибыли. 2. Второе следствие нисходящего характера кривой спроса: монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Это не означает, что монополист "свободен" от рыночных сил и, что покупатель находится полностью во власти монополиста. Нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены — с большими объемами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены. 3. Вспомним из предыдущей лекции, что когда спрос эластичен — уменьшение цены увеличивает валовый доход, а когда спрос неэластичен — увеличение цены приводит к уменьшению валового дохода. Отсюда третье следствие — максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации "цена — количество" на эластичном отрезке. Какую именно комбинацию выберет монополист? Это зависит не только от спроса и данных о предельном доходе, но также и от издержек. Стремящийся к прибыли монополист использует то же обоснование, что и конкурентная фирма — он будет наращивать производство продукции до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками. Это можно изобразить графически (рис. 3). Рис. 3 Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии.
Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) снова показывает, что максимизирующий прибыль объем производства равен Qm. Т.е. сохраняется правило, справедливое для конкурентной фирмы. Монополист максимизирует прибыли, производя в точке MR = МС. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска и затем, под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса до вертикальной оси. Найденная цена — есть Рm. Совокупная прибыль обозначена на графике прямоугольником.
Приведенные нами выше рассуждения разрушают некоторые распространенные заблуждения по поводу поведения монополий: 1. Бытует мнение, что монополист, пользуясь возможностью манипулировать объемом производства и ценой, назначают самую высокую цену. Глядя на график мы можем видеть, что существует много значений выше цены Рm, однако монополист избегает их, так как они влекут за собой получение прибыли меньшей, чем максимальная. 2. Монополист стремится максимизировать совокупные прибыли. а не прибыли на единицу продукции. 3. Монополия не гарантирует экономических прибылей, хотя вероятность их получения у монополиста конечно больше, чем у конкурентного продавца, кроме того, используя барьеры для вступления конкурентов в отрасль, монополист может сохранять экономические прибыли в долговременном периоде. Однако, если ситуация со спросом и издержками неблагоприятна, монополист может столкнуться с убытками в краткосрочном периоде (см. следующий график). Поскольку Рm превышает средние переменные издержки в точке Qm, он будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, для которого МС = MR (рис. 4). Рис. 4 Минимизирующее убытки положение фирмы в условиях чистой монополии
Оценим теперь монополию с точки зрения общества. Из следующего графика видно, что монополист считает выгодным производить меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель или отрасль. Вспомните, что кривая предложения конкурентной отрасли S является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли. Сравнивая ее с отраслевым спросом D, мы получаем чисто конкурентную цену и объем производства Qc и Pс (рис. 5). Рис. 5 Сравнение количества продукции у монополии и чисто конкурентной фирмы
Предположим, что эта отрасль становится чисто монопольной при тех же издержках. Кривая S — теперь просто кривая предельных издержек монополиста. С точки зрения конкурирующей фирмы, спрос был совершенно эластичным и, предельный доход, следовательно, равен цене. Фирма уравнивала МС и MR (а, следовательно, и Р), максимизируя прибыли. Монополистическая фирма сама является отраслью и, таким образом, может наращивать объемы продаж, только снижая цену — это значит, что предельный доход будет меньше, чем цена — кривая MR лежит ниже кривой спроса. Выбирая положение МС = MR, монополист выбирает объем Qm меньший, чем Qc и цену Рm большую, чем Рс. Следовательно, распределение экономических ресурсов худшее, чем в условиях чистой конкуренции.
До сих пор мы считали, что издержки одинаковы для конкурирующей фирмы и для монополиста, однако часто это не соответствует действительности. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. Однако, это справедливо лишь для некоторых отраслей (например, предприятия общественного пользования —связь, водоснабжение и др.) и не является достаточно значимым, чтобы разрушить общий вывод об ограничительной природе монополии. С другой стороны, эмпирические данные говорят о том, что X-неэффективность тем больше, чем меньше степень конкуренции. X-неэффективность имеет место, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные. Это отражает внутреннюю неэффективность, или "плохой менеджмент" со стороны фирмы. Существует еще одна причина, которая может вызвать увеличение издержек и потерю эффективности для монополии — это стремление сохранить монопольные привилегии, предоставляемые государством. Расходы, связанные с этим (реклама, легальные платежи), ничего не добавляют к производству фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Сравнительную оценку чистой конкуренции и чистой монополии с точки зрения общества можно дополнить с учетом отношения к научно-техническому прогрессу. Экономисты не сходятся во мнениях — какая из этих моделей рынка наиболее способствует научно-техническому прогрессу. Конкурентные фирмы, конечно, имеют стимул использовать наиболее эффективную из известных технологий — от этого зависит их выживание. Однако, конкуренция лишает фирму экономической прибыли, которая дает возможность разрабатывать новую технику или продукцию. А экономическая прибыль от внедрения новшества недолговечна. Способность монополии получать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ, Однако, отсутствие конкурентов и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения. Еще один недостаток монополии в том, что, используя ценовую дискриминацию, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт или услуга продается по более чем одной цене, при чем эти ценовые различия не обусловлены различием в издержках (например: различные тарифы на междугородние телефонные услуги в зависимости от времени суток, различные цены на электроэнергию для промышленных потребителей и населения и т. п.). Действия монополистов, направленные на недораспределение ресурсов и получение экономических прибылей можно ограничить или полностью устранить, используя регулирование цен. Цена. при которой достигается эффективность распределения ресурсов называется общественно оптимальной ценой. "Общественно - оптимальная цена" (Рr) устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и предельных издержек (точка R). Однако общественно-оптимальная цена приведет к убыткам для регулируемой фирмы в краткосрочном периоде, а в долговременном периоде приведет к банкротству. Поэтому регулирующие органы устанавливают цену "обеспечивающую справедливую прибыль" (Pf), которая позволяет монополисту обеспечить безубыточное производство, однако не исправляет полностью ситуацию недораспределения ресурсов (рис. 6). Рис. 6 Регулируемая монополия
Билет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.240 (0.008 с.) |