Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность капитала. Рынок капитала и особенности его функционирования.

Поиск

под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов (рис. 2).

Рынок ссудных капиталов

Денежный рынок

Рынок капиталов

Ипотечный рынок

Финансовый рынок

Рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность взаимоотноше­ний, где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный ры­нок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов обслуживает среднесроч­ные и долгосрочные операции банков. Он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценны­ми бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государ­ственных институтов.

Денежный рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности, которые различаются по:

Ø статусу (акция или облигация);

Ø типу собственности (частная или государственная);

Ø сроку действия;

Ø степени ликвидности;

Ø характеру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).

Инструментарий рынка капиталов в США включает, например:

Ø казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосроч­ной политики федерального правительства США;

Ø ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на ос­нове специального разрешения правительства для финансирования раз­личных типов социальных программ через финансовую систему;

Ø муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;

Ø акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами.

Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под ин­вестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и на­копление средств производству и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике.

Поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, ин­вестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является акку­муляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы фи­нансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фир­мам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предостав­ленным средствам процент.

В отличие от ростовщического капитала, когда основ­ным источником выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируемся за счет финансо­вых ресурсов, кредитными организациями у юридических и физических лиц, а также у государства.

Причем на первом этапе развития кредитных отношений единственным источником формирования ссудного капита­ла выступали временно свободные денежные средства, на добровольной основе передаваемые кредитным организа­циям для последующей капитализации. Этот источник не потерял своей актуальности и сегодня, когда временно сво­бодные денежные средства населения составляют существен­ную часть ресурсных источников кредитных организаций.

На втором этапе развития кредитных отношений, по мере развития безналичной формы расчетов с прямым уча­стием банков, новым источником формирования ссудного капитала стали средства, временно высвобождаемые в про­цессе кругооборота промышленного и торгового капита­лов. К ним относятся:

Ø амортизационный фонд предприятий для обновления, расширения и восстановления основных фондов;

Ø часть оборотного капитала в денежной форме, высво­бождаемая в процессе реализации продукции и осу­ществления материальных затрат:

Ø денежные средства, образовавшиеся в результате раз­рыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

Ø прибыль, идущая на обновление и расширения, про­изводства.

Данные средства аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц в обслуживающих их кредитных органи­зациях. Особая привлекательность данного источника ссуд­ного капитала для банка определяется отсутствием необхо­димости:

Ø получения согласия владельца расчетного счета на ис­пользование банком находящихся на счете средств;

Ø выплаты дохода по расчетным счетам, т.е. фактическая бесплатность для банка этих ресурсов.

Таким образом, для большинства современных банков рассмотренные источники выступают в качестве основного ресурса и побуждают банки к постоянному увеличению круга обслуживаемых клиентов.

Экономическая роль рынка ссудных капиталов заклю­чается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления, что позволяет рынку активно воздействовать на концентрацию производства и капитала.

Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рын­ков можно определить как особую сферу финансовых отно­шений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала.

Основными участниками этого рынка являются:

Ø первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных фи­нансовых ресурсов, на различных условиях мобили­зуемых байками и превращаемых в ссудный капитал;

Ø специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие непосредствен­ное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

Ø заемщики – в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие временный недо­статок в финансовых ресурсах. Исходя из вышеизложенного, современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основны­ми признаками:

- временным;

- институциональным.

По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются краткосрочные кредиты (до одно­го года), и рынок капитала, где выдаются среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более).

По институциональному признаку современный рынок ссудного капитала предполагает наличие рынка (собствен­но капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, ры­нок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг и вторич­ный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует также внебиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могут быть проданы на бирже.

Оба признака рынка ссудных капиталов характерны для всех развитых стран, однако, без) словно, о состоянии на­ционального рынка судят по второму (институционально­му) признаку, в особенности по наличию и степени разви­тости его двух основных ярусов:

Ø кредитно-банковской системы;

Ø рынка ценных бумаг.

Функции рынка капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования.

Выделяют пять основных функций рынка ссудных капи­талов[2]:

Ø первая – обслуживание товарного обращения через кредит;

Ø вторая – аккумуляция денежных сбережений юриди­ческих, физических лиц и государства, а также иност­ранных клиентов;

Ø третья – трансформация денежных фондов непосред­ственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса про­изводства;

Ø четвертая – обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

Ø пятая – ускорение концентрации и централизации ка­питала для образования мощных финансово-про­мышленных групп.

Необходимо отметить также, что:

Ø во-первых, первые три функции стали активно исполь­зоваться в промышленно развитых странах лишь в послевоенный период;

Ø во-вторых, в первых четырех функциях рынок высту­пает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;

Ø в-третьих, все функции направлены на обеспечение эф­фективного функционирования системы государствен­но регулируемой экономики.

 

3. Особенности функционирования рынка капиталов в России

Ни одно государство не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный сектор составляет большую, чем в России, долю валового национального продукта, например Франции, необходим динамичный рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать частный сектор экономики.

Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое место в мире по доле жилья, находящегося в частной собственности. У многих россиян имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

Политическая неопределенность и экономическая нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются в лучшем случае как чересчур рискованные, а в худшем – как «выброшенные на ветер». В результате десятки миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных банков или под матрасами в домах россиян, финансируют развитие каких угодно экономик – США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

Отсутствие четкой, последовательной и согласованной стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно было бы выстраивать приоритеты и планировать действия, а также определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов и участников рынка, призывающие выработать стратегию привлечения капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как развить и применить такую стратегию.

Сложная, обременительная и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная система и бюрократия вместе взятые создают у предприятий стойкое отвращение к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает стремление руководства предприятий и его ближайшего окружения «погреть руки» на подконтрольных активах и коррупцию, которые могут быть легко замаскированы.

Слабое принуждение к исполнению законов и произвольное, не единообразное их применение, что объясняется частично огрехами законотворчества, частично – недостатком ответственности, а частично – слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи ресурсы недостаточны для обеспечения их эффективной работы, поддержания независимости и компетентности.

Отсутствие реальной банковской системы, заключающееся в осуществлении расчетно-платежных функций и предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных сбережений, но также, вкупе с недостатками налоговой системы, увековечивает практику неденежных взаимных расчетов, зачетов и кредитования между предприятиями.

Сменяющие друг друга российские правительства и по сей день не могут создать и поддержать законодательные и практические рамки, необходимые для существования рынков капитала, способных вызвать доверие у граждан и зарубежных кредиторов и инвесторов[3]. Недостаточное развитие реально действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбережения населения ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют финансовую систему на волю капризных приливов и отливов иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

Ø для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития

Ø жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;

Ø эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;

Ø эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;

Ø организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы;

Ø граждане и организации, имеющие средства и доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги;

Ø деньги не могут эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.

Необходимо, чтобы существовала решимость создать условия для развития динамичного рынка капиталов. Половинчатые настроения, способные создать только иллюзию рынка без всякого содержания, в этой ситуации еще хуже, чем отсутствие всякого настроения. Целью должны стать выработка ясной стратегии и принятие обязательства неуклонно следовать ей.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип – рынки капиталов по указу не появляются. Идея о том, что предприятия можно заставить использовать рынки капиталов, а инвесторов – покупать ценные бумаги, не выдерживает критики. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

Четвертый принцип – рынки капиталов – это не те «двое из ларца», которые выпрыгивают из-под земли в полной готовности, только позови. Политика их развития должна быть долгосрочной, последовательность мер – продуманной и непротиворечивой.

Если все будет делаться должным образом, несомненно, Россия станет преуспевающей страной, какой она и должна быть, принимая во внимание ее ресурсы и интеллектуальный потенциал. Если делом строительства рынка капиталов не заняться, то ей неизбежно грозит дальнейшее скольжение по наклонной плоскости по сравнению с другими странами.

 

Билет 33.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.009 с.)