Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.



Билет

Рис. 3 Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии.

Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) снова показывает, что максимизирующий прибыль объем производства равен Qm. Т.е. сохраняется правило, справедливое для конкурентной фирмы. Монополист максимизирует прибыли, производя в точке MR = МС. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска и затем, под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса до вертикальной оси. Найденная цена — есть Рm. Совокупная прибыль обозначена на графике прямоугольником.

 

Приведенные нами выше рассуждения разрушают некоторые распространенные заблуждения по поводу поведения монополий:

1. Бытует мнение, что монополист, пользуясь возможностью манипулировать объемом производства и ценой, назначают самую высокую цену. Глядя на график мы можем видеть, что существует много значений выше цены Рm, однако монополист избегает их, так как они влекут за собой получение прибыли меньшей, чем максимальная.

2. Монополист стремится максимизировать совокупные прибыли. а не прибыли на единицу продукции.

3. Монополия не гарантирует экономических прибылей, хотя вероятность их получения у монополиста конечно больше, чем у конкурентного продавца, кроме того, используя барьеры для вступления конкурентов в отрасль, монополист может сохранять экономические прибыли в долговременном периоде. Однако, если ситуация со спросом и издержками неблагоприятна, монополист может столкнуться с убытками в краткосрочном периоде (см. следующий график). Поскольку Рm превышает средние переменные издержки в точке Qm, он будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, для которого МС = MR (рис. 4).

Рис. 4 Минимизирующее убытки положение фирмы в условиях чистой монополии

Оценим теперь монополию с точки зрения общества. Из следующего графика видно, что монополист считает выгодным производить меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель или отрасль.

Вспомните, что кривая предложения конкурентной отрасли S является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли. Сравнивая ее с отраслевым спросом D, мы получаем чисто конкурентную цену и объем производства Qc и Pс (рис. 5).

Рис. 5 Сравнение количества продукции у монополии и чисто конкурентной фирмы

Предположим, что эта отрасль становится чисто монопольной при тех же издержках. Кривая S — теперь просто кривая предельных издержек монополиста. С точки зрения конкурирующей фирмы, спрос был совершенно эластичным и, предельный доход, следовательно, равен цене. Фирма уравнивала МС и MR (а, следовательно, и Р), максимизируя прибыли. Монополистическая фирма сама является отраслью и, таким образом, может наращивать объемы продаж, только снижая цену — это значит, что предельный доход будет меньше, чем цена — кривая MR лежит ниже кривой спроса. Выбирая положение МС = MR, монополист выбирает объем Qm меньший, чем Qc и цену Рm большую, чем Рс. Следовательно, распределение экономических ресурсов худшее, чем в условиях чистой конкуренции.

 

До сих пор мы считали, что издержки одинаковы для конкурирующей фирмы и для монополиста, однако часто это не соответствует действительности. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. Однако, это справедливо лишь для некоторых отраслей (например, предприятия общественного пользования —связь, водоснабжение и др.) и не является достаточно значимым, чтобы разрушить общий вывод об ограничительной природе монополии.

С другой стороны, эмпирические данные говорят о том, что X-неэффективность тем больше, чем меньше степень конкуренции. X-неэффективность имеет место, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные. Это отражает внутреннюю неэффективность, или "плохой менеджмент" со стороны фирмы.

Существует еще одна причина, которая может вызвать увеличение издержек и потерю эффективности для монополии — это стремление сохранить монопольные привилегии, предоставляемые государством. Расходы, связанные с этим (реклама, легальные платежи), ничего не добавляют к производству фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки.

Сравнительную оценку чистой конкуренции и чистой монополии с точки зрения общества можно дополнить с учетом отношения к научно-техническому прогрессу. Экономисты не сходятся во мнениях — какая из этих моделей рынка наиболее способствует научно-техническому прогрессу. Конкурентные фирмы, конечно, имеют стимул использовать наиболее эффективную из известных технологий — от этого зависит их выживание. Однако, конкуренция лишает фирму экономической прибыли, которая дает возможность разрабатывать новую технику или продукцию. А экономическая прибыль от внедрения новшества недолговечна.

Способность монополии получать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ, Однако, отсутствие конкурентов и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения.

Еще один недостаток монополии в том, что, используя ценовую дискриминацию, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт или услуга продается по более чем одной цене, при чем эти ценовые различия не обусловлены различием в издержках (например: различные тарифы на междугородние телефонные услуги в зависимости от времени суток, различные цены на электроэнергию для промышленных потребителей и населения и т. п.).

Действия монополистов, направленные на недораспределение ресурсов и получение экономических прибылей можно ограничить или полностью устранить, используя регулирование цен. Цена. при которой достигается эффективность распределения ресурсов называется общественно оптимальной ценой. "Общественно - оптимальная цена" (Рr) устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и предельных издержек (точка R). Однако общественно-оптимальная цена приведет к убыткам для регулируемой фирмы в краткосрочном периоде, а в долговременном периоде приведет к банкротству. Поэтому регулирующие органы устанавливают цену "обеспечивающую справедливую прибыль" (Pf), которая позволяет монополисту обеспечить безубыточное производство, однако не исправляет полностью ситуацию недораспределения ресурсов (рис. 6).

Рис. 6 Регулируемая монополия

Билет.

Модель Курно

Первая модель была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках: на рынке присутствуют только две фирмы; каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск. Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 4 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до, и от до,.

Рис. 3. Модель Курно

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D -- спрос; MR -- предельный доход; МС -- предельные издержки. Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X. Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 4 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y-- соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рис. 4. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

 

MC – предельные издержки

 

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

 

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:

P = MC.

На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.

Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.

Билет 31

Билет 32

Билет 33.

Кривая спроса на труд

Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Отрицательный наклон кривой иллюстрирует тенденцию увеличения спроса на труд при низкой заработной плате и, соответственно, уменьшение спроса на труд при высокой заработной плате.

Факторы, определяющие спрос на труд:

Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.

Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.

Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится. Данную зависимость иллюстрирует кривая предложения труда.

Кривая предложения труда

Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной предложения труда (L). Каждая точка на кривой предложения труда (SL) показывает, какой будет величина предложения труда при определенном уровне заработной платы.

Факторы, определяющие предложение труда:

Величина реальной заработной платы. Зависимость между реальной заработной платы и объемом предложения труда является прямой (чем выше заработная плата, тем больше предложение труда).

Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования.

Время. Человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, — эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Т.е. при достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия, он все большее время уделяет для отдыха и другого времяпрепровождения. При этом им учитывается упущенный заработок, который мог бы быть при отказе от досуга.

 

Билет 34

Билет 35

Билет 36

Цена земли и арендная плата

Цена на землю определяется путем капитализации ренты. К. Маркс, анализируя рентные отношения в Великобритании, заметил закономерную связь между ценой земли и арендной платой. Он отметил, что в этой стране покупная цена земли исчисляется по известному числу покупаемых годовых доходов, полученных земельным собственником. Покупается фактически рента, уплаченная на несколько лет вперед. Поэтому цену земли К. Маркс назвал капитализированной рентой. Чем выше рента, тем дороже земля. С другой стороны, цена земли зависит от величины процента, который банк платит по вкладам. Если ежегодная рента меньше, чем платит банк по вкладу, то у предпринимателя пропадает интерес к покупке земли. Гораздо выгоднее положить деньги в банк.

Но когда годовая рента приносит денег больше, чем доход, полученный по вкладам в банк, покупка земли становится выгодной сделкой.

Этот пример показывает, что цена земли находится в зависимости от величины учетной ставки процента. Чем выше процент, тем меньше спрос на землю, поэтому ниже и ее цена.

Цена земли — это сумма денег, с которой бывший собственник земли получал бы банковский процент на вложенный капитал.

По сути, определить цену земли значит определить альтернативную стоимость для собственника земли. Изменение цены земли в зависимости от уровня ссудного процента представляет собой разновидность дисконтирования такого экономического ресурса, каким является земля, ее недра, полезные ископаемые, расположенная на ней недвижимость.

Дисконтированный размер ренты необходим при заключении договоров об использовании этих факторов производства на тот или иной период. Дисконтирование, т.е. исчисление будущего размера дохода в виде ренты, осуществляется следующим образом:

DR = R/r,

где DR — дисконтированный размер ренты; R — годовая рента; г — норма процента.

Если рента равняется 400 долл., а ставка ссудного процента — 5%, то иена земли составляет 400/5% = 400/0,05 = 8000 долл.

Цена земли — это бессрочное вложение капитала.

Первоначально земельная рента была настолько «уважаемой» категорией, что экономисты XVII—XVIII вв. (Д. Норе, Дж. Локк, А. Тюр-го) даже ссудный процент оправдывали земельной рентой и выводили по аналогии с ней. Позднее роли поменялись. Политическая экономия XIX в. (Г.И. Кэри и др.) для оправдания земельной ренты проводит аналогию со ссудным процентом. Даже К. Маркс в томе III «Капитала» сначала рассматривает капитал, приносящий проценты, и лишь затем превращение добавочной прибыли в земельную ренту. Такое внимание со стороны политической экономии к аграрной сфере вообще и к земельной ренте в частности объяснялось тем, что 150 лет назад в аграрной сфере передовых стран Западной Европы и Северной Америки создавалось не менее 50% национального дохода, около половины которого присваивалось земельными собственниками. В настоящее время доля национального дохода, создаваемого в аграрной сфере, исчисляется несколькими процентами, а частные земельные собственники получают и того меньше. В США, например, меньше 1 % (хотя официальная статистика занижает этот показатель).

Проблема земельной ренты исследовалась различными теоретическими школами. Неоклассика часто использует термины «рента» и «арендная плата» как синонимы.

В действительности рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику.

Арендная плата включает кроме ренты амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал. Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен и возместить стоимость этих сооружений, и получить процент на затраченный капитал (ведь он мог положить капитал в банк и спокойно жить, получая проценты). Строительство зданий и сооружений на земле, затраты, связанные с улучшением плодородия, развитие инфраструктуры приводят к тому, что в составе арендной платы все большую долю составляют амортизация и процент на капитальные вложения — рента «разбухает». Происходит это потому, что земельный собственник стремится учесть эти вложения, поднимая арендную плату.

Чем короче по времени контракт, тем быстрее можно поднять арендную плату, мотивируя это улучшенными качествами земли или развитой инфраструктурой хозяйства. Поэтому арендаторы стремятся осуществить такие вложения, которые полностью окупятся за период аренды. Отсюда известная противоположность интересов. Собственники земли стремятся сократить сроки аренды, а арендаторы стремятся ее увеличить. Не случайно, что в Западной Европе сложилась традиция сдачи земли под постройки сроком на 99 лет. За этот период стоимость могла быть целиком списана, а само здание приходило в полную негодность. Арендный договор в Бельгии (где в начале 90-х годов арендовалось 68% всех земель) заключается обычно на срок не менее 9 лет, хотя в этой стране существует практика договоров и на более длительный срок.

Величина арендной платы в Западной Европе колеблется от 80—90 экю в Шотландии до 200—250 экю в Германии и Нидерландах, что составляет 1—3% цены земли. Это сравнительно низкий показатель капиталоотдачи, однако многие землевладельцы рассматривают покупку земли как форму страхования от инфляции и полагают, что со временем цена земли может возрасти.

Современная экономическая теория понятие арендной платы относит не только к земле, но и к остальным факторам производства, имея в виду, что каждый фактор используется в определенное время и берется как бы напрокат. В этом значении выступает цена труда как цена использования рабочей силы за определенное время. Цена средств производства рассматривается как своеобразная прокатная оценка. Таким образом, арендная плата имеет в виду ту цену, которую следует платить за пользование любым фактором производства. Такой подход позволяет вычленить чистый доход предпринимателя, который должен подняться над этими величинами, обеспечивая предприятию необходимую конкурентоспособность.

 

Билет

Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.

Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

Различают, три типа условий, при которых фирма становится монопольным поставщиком продукции на рынок: закрытая, естественная, открытая монополия.

Закрытая монополия — монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом фирма владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

Естественная монополия — монополия, возникающая вследствие объективных причин: фирма владеет либо уникальной технологией производства продукта и ее средние издержки минимальны, либо уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия — монополия, возникающая вследствие выхода фирмы на рынок с новой продукцией. Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент.

Данная классификация весьма условна, многие фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Нас интересует монополия как вид рыночной структуры, с помощью которой мы исследуем рынок.

Фирма-монополист находится в уникальном экономическом положении, так как она полностью контролирует объем выпуска продукции всей отрасли. Принимая решение о повышении цены на товар, она не боится потерять часть рынка, не беспокоится о конкурентах, устанавливающих более низкие цены. Однако, это не означает, что фирма-монополист может назначать очень высокие цены на свою продукцию с целью максимизации прибыли.

Для максимизации прибыли фирма-монополист должна определить:

— рыночный спрос;

— издержки на производство своей продукции;

— объем производства и продаж;

— цену единицы продукции.

Поскольку фирма-монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на ее продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Цена и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса.. В этом случае цена не является заданной величиной; чем больше продукции фирма-монополист произведет, тем меньше будет возможная цена реализации. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Это означает, что монополист может увеличить число продаж, но при этом необходимо назначить цену на единицу продаваемых товаров, а не только на последнюю (см. таблицу 4).

Таблица 4 Спрос, совокупный доход, предельный доход монополии Доход Выпуск Цена — совокупный предельный 1 ЗО ЗО 26 2 28 66 26 3 26 78 • 22 4 24 96 18 5 22 110 14 8 20 120 10 7 16 126 6 8 16 128 2 9 14 126 -2 10 12 120.6 11 10 110 -10 12 8 96 -14 13 6 78 ' -18 14 4 56 -22 15 2 30 -26 16 0 0 -30

Из таблицы видно, что фирма-монополист может продать по 30 долл. только одну единицу своей продукции; чтобы продать две единицы, она должна снизить цену до 28 долл. как на первую, так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы —

цена должна быть 26 долл. на каждую единицу товара. Между изменениями цен и количеством проданной продукции существует обратная зависимость. В этих условиях кривая спроса на продукцию будет убывающей.

Вследствие того, что фирма-монополист снижает цену для того, чтобы больше продать, увеличить свои доходы за счет расширения объема реализации, предельный доход во всех случаях, кроме первого, меньше цены (МС<-Р). Поэтому кривые спроса и предельного дохода не совпадают (рис. 4).

В условиях совершенной конкуренции наблюдается равенство предельного дохода и цены. Для фирмы-монополиста кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса.

С увеличением выпуска продукции совокупный доход растет (рис. 5).

1 3 5 7 9 11 13 15 16 Q'

Рис. 4. Цена и предельный доход фирмы-монополиста

1 3 5 7 9 11 13 15 16o

Рис. 5. Кривая валового дохода

Поскольку совокупный доход равен произведению цены на количество проданной продукции, то дополнительно реализованная единица увеличит валовой доход на свою цену. Можно продать две единицы по 28 долл. или три единицы по 26 долл. Понизив цену с 28 до 26 долл., фирма продает три единицы и получает дополнительный доход, который равен:

(26 х 3) - (28 x 2) = 22 долл.

Существует связь между совокупным и предельным доходом. Совокупный доход растет, предельный доход больше нуля при движении вниз по эластичному отрезку спроса. При выпуске продукции, равном 8 единицам, совокупный доход достигает максимума и после этого падает. Когда совокупный доход TR = шах, -то MR = О. При движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса совокупный доход снижается, предельный доход меньше единицы. В связи с этим, фирма-монополист будет снижать цену товара до тех пор, пока совокупный (валовой) доход увеличивается;

как только он начнет падать, фирма-монополист прекратит снижение цены.

Таким образом, особенностью поведения фирмы-монополиста, в отличие от совершенной конкуренции, является одновременный выбор цены и объема продукции; выбор такой цены, при которой будет произведено и реализовано оптимальное количество продукции.

Таблица

Доход и издержки фирмы монополиста Доход Издержки Выпуск Цена При-сово- пре- сово- пре- средние быль купи- дель- куп- дель- сово-

ный ный ные ные купные 1 ЗО ЗО 40 40 -10 2 28 56 26 56 16 28 0 3 26 78 22 68 12 22,66 10 4 24 96 18 78 10 19,5 18 5 22 110 14 85 7 17 25 6 20 120 10 89 4 14,8 31 7 18 126 6 92 3 13,14 34 8 16 128 2 93 1 11,6 36 9 14 126 -2 97 4 10,77 29 10 12 120 -6 • 104 7 10,4 16 11 10 110 -10 114 10 10,3 -4 12 8 96 -14 128 14 10,66 -32 13 6 78 -18 149 21 11,5 -71 14 4 56 -22 181 32 12,9 -125 15 2 30 -26 221 40 14,7 -191 16 0 0 -30 269 48 16,8 -239

Для определения максимальной прибыли фирма-монополист выбирает цену и объем производства, исходя из сравнения совокупного дохода и совокупных издержек, либо — предельных издержек с предельным доходом (см. таблицу 5).

Из таблицы видно, что, сравнивая совокупный доход и совокупные издержки, фирма определяет совокупную прибыль; в данном случае она равна 35 долл., а это соответствует 8 единицам выпуска. Используя «предельный подход», основанный на принципе равенства предельного дохода предельным издержкам, фирма определяет комбинацию «цена — объем производства», которая приносит максимальную прибыль. Но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, где предельный доход был величиной постоянной и MR = Р, для фирмы-монополиста важно, чтобы предельный доход превышал предельные издержки, т. е. увеличение выпуска продукции на единицу увеличивает совокупный доход больше, чем совокупные издержки, и MRПредставим сравнение предельного дохода и предельных издержек графически (рис. 6).

1234567 810 11 12 13 14 15 16 Q AW чї

В свою очередь, объему выпуска Q соответствует точка F на кривой спроса и цена Р. Р — это цена, которая дает фирме-монополисту максимальную прибыль. Она равна высоте кривой спроса Q единиц выпуска продукции.

Фирма-монополист не всегда находится в благоприятной экономической ситуации и имеет гарантированную прибыль. В случае, если фирма не получает прибыль, то ее задачей является минимизация потерь и продолжение выпуска продукции. Это возможно при P>AVC. Но если только цена падает ниже средних валовых (совокупных) издержек, фирма прекращает свою деятельность.

Особенностью поведения фирмы-монополиста является создание барьеров для других фирм, желающих проникнуть в отрасль. Наиболее эффективным способом считается поддержание более низкой цены, чем та, которая обеспечивает максимальную прибыль. Монополист снижает цену, отказывается от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Одним из способов расширения рынка сбыта является ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация — это реализация фирмой-монополистом своей продукции потребителям по различным ценам, учитывая потребности покупателя и эластичность спроса. Она проводится при следующих условиях:

— после приобретения товара покупатель не может его перепродать;

— существуют группы покупателей, каждая из которых готова платить определенную цену за товар;

— спрос со стороны покупателей имеет различную степень эластичности.

Таким образом, рационально организованная ценовая дискриминация позволяет монополисту, во-первых, увеличить доход, во-вторых, расширить и контролировать круг покупателей.

Монополия как тип рыночной структуры оказывает неоднозначное влияние на эффективность и научно-технический прогресс. С одной стороны, обеспечиваемая монополией концентрация усилий и ресурсов в какой-либо отрасли позволяет сравнительно быстро решать возникающие организационные и технологические проблемы. Однако, с другой стороны, объективные условия максимизации дохода заставляют монополиста производить меньше продукции по более высокой цене, чем это имело бы место при совершенной конкуренции.

Кроме этого, отсутствие конкурентного давления лишает монополиста важных стимулов для снижения издержек, непрерывного обновления производства и повышения его гибкости. Финансовые, технологические и организационные барьеры зачастую закрывают доступ в отрасль для небольших, но весьма эффективных фирм-новаторов. В силу этого общий экономический потенциал рыночной системы используется на более низком уровне.

Для того, чтобы нейтрализовать эти негативные тенденции, присущие монополистической организации рынка, государство должно изыскивать и практиковать административные, юридические и экономические меры, направленные на ограничение и контроль чрезмерной концентрации экономической власти в руках монополий. Чаще всего для этого используется антимонопольное законодательство, меры по государственному стимулированию мелкого и среднего бизнеса, могущего составить конкуренцию монополиям, реже — меры дискретного, разового характера, направленные против конкретных монополий, несущих угрозу нормальному функционированию целых секторов национальной экономики. Примеров таких экстраординарных правительственных мер может служить судебное решение о разукрупнении американской компании АТТ на восемь относительно небольших компаний, принятое в США в начале 80-х годов в результате иска, возбужденного администрацией Р. Рейгана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.083 с.)