Факторы дезэкономии на масштабах производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы дезэкономии на масштабах производства



Человек, без возможности реализовать свой творческий потенциал, не будет трудиться эффективно. Возрастающей трудностью координации работы подразделений крупного предприятия. Коллектив менеджеров-профессионалов - косный бюрократический аппарат. Трудно согласовать работу слишком большого числа разнообразного оборудования, возникают узкие места, простои. Возрастающие транспортные издержки.

 

23. Износ и амортизация. Основные направления использования амортизационных средств.

Износ - это постепенная утрата капитальными благами своей ценности.

Под физическим износом понимают потерю средствами труда своих потребительских качеств, т. е. технико-производственных свойств. Первый род - изнашивание средств труда в результате их непосредственной эксплуатации в ходе изготовления продукции. Второй род - разрушение бездействующих средств труда под влиянием сил природы или в результате плохого обслуживания, неправильной эксплуатации.

Моральный износ. Моральный износ первого рода обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешевых средств труда. Моральный износ второго рода связан с появлением новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных, производительных. В результате ценность старых капитальных благ уменьшается. Обе формы морального износа являются следствием технического прогресса.

Амортизация

Амортизационные отчисления -

1) отражают оценку величины износа (затрат) капитальных ресурсов, т. е. являются одной из статей издержек;

2) служат источником воспроизводства капитальных благ.

Норма амортизации

К = (1: N) × 100%,

где К – это норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости, N – срок пользования.

Норма амортизации рассчитывается с учетом темпов как физического, так и морального износа. Она показывает, за сколько лет должна быть возмещена стоимость основных фондов.

Ускоренная амортизация в мире и в России – путь привлечения инвестиций (ускоренная амортизация).

 

24. Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

 

Условия совершенной конкуренции

 

Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях.

 

Рассмотрим их последовательно.

 

Однородность продукции

 

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы1 (являются полными товарами-субститутами).

 

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

Малые размеры и многочисленность субъектов рынка

 

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

 

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки любимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Невозможность диктовать цену рынку

 

Данные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

 

Смешно полагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», или является ценополучателем (price-taker).

 

Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента  сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически не обоснованным (эти товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль), продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.

 

И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предложения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом играет в функционировании рынка совершенной конкуренции большую роль.

 

Отсутствие барьеров

 

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они  мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

 

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что  увы!  можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель  заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.

Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

 

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

 

Совершенная информация

 

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

25. Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли.

Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:

1) производство ради максимизации прибыли;

2) производство ради минимизации убытков;

3) прекращение производства.

при низком. Кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.¾ при среднем уровне цен и TR3 ¾ при высоком уровне цен на продукцию фирмы, TR2 ¾Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис. 7.3. На нем показана стандартная динамика валовых общих издержек (см. 6.2.2) некоей фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые сложатся: TR1

Рис. 7.3. Принципиальные варианты поведения фирмы, действующей в краткосрочном периоде

1) выделен на рис. 7.3 жирной линией.pЛегко видеть, что кривая валового дохода только в первом случае (TR1) оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек (ТС). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот уровень производства, где прибыль максимальна. Графически это будет та точка (Q1), где кривая TR1 будет выше кривой ТС на максимальное расстояние. Размер прибыли (

2). А потом начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2 единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.p неодинаков. Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума (¾ а именно так графически отражается размер убытка ¾Во втором случае (TR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми

3).pаконец, в третьем случае разрыв между издержками и доходом (кривая TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство, смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере валовых постоянных издержек (

 

26. Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях минимизации убытков.

27. Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях прекращения производства

28. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение сле­дующих условий:

1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была со­вершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию од­нородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предпри­ятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-суб­ститутами).

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетиче­ской фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в це­нах есть единственная причина, по которой покупатель может предпо­честь одного продавца другому.

 

2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продав­цы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совер­шенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких про­давцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из ги­гантского числа крошечных атомов.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом прода­жи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что ре­шение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни де­фицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замеча­ет» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки люби­мого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные огра­ничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конку­ренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Смешно полагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхоз­ном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка у них совершенно одинако­вая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая от­дельная фирма-продавец получает цену или является ценополучателем (price-taker).

Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в усло­виях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в со­гласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые реше­ния. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после де­вальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента - сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.

И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предло­жения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убе­димся позже, играет в функционировании рынка совершенной конкурен­ции большую роль.

3. Отсутствие барьеров. Следующим условием совершенной конку­ренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести се­бя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в горо­де мог только член гильдии (цеха).

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что - увы! - можно наблюдать на многих рынках крупных горо­дов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разре­шения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правитель­ство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переоде­тых работников милиции (цель - заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устране­ние барьеров входа на рынок.

Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барь­еров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного ви­да деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочте­ния при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

 

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его инте­ресам.

Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменив­шиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принима­ются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

 

29. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:

P = MC.

На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.

Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.

Равновесие потребителя достигается при равенстве его потребностей и возможностей, когда он максимизирует свое благосостояние (удовольствие от потребляемых благ). Аналогично равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства.

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В принципе это может быть сделано путем прямого сравнения валового дохода и валовых издержек. Маленькие фирмы, не имеющие мощных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. Они чисто опытным путем перебирают соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливаются на том из них, который обеспечивает наилучший финансовый результат.

30. Общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

Реальные рынки, на которых действуют реальные фирмы,— это практически без исключений рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а зна­чит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рын­ка) действуют на них не в полной мере. Соответственно не так, как при совершенной конкуренции, строится и работа менеджера. Преж­де всего он оказывается перед необходимостью считаться с теми условиями в экономике, которые порождают несовершенную струк­туру рынка.

Наиболее распространенными предпосылками несовершенной конкуренции являются:

· значительная доля рынка (или обособленного сегмента рын­ка) у отдельных производителей;

· наличие барьеров проникновения в отрасль;

· неоднородность продуктов;

· несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

В дальнейшем мы убедимся, что каждый из этих факторов в от­дельности и их разнообразные комбинации препятствуют функцио­нированию рынка по образцу совершенной конкуренции, описан­ной нами в предыдущей главе. Так, монополистическую конкуренцию делает несовершенной прежде всего неоднородность продуктов, олигополию — значительная доля рынка, приходящаяся на крупных производителей, монополию — наличие непреодолимых барьеров на пути проникновения в отрасль.

Центральной для дальнейшего анализа является проблема на­хождения той степени отклонения реальных условий от идеальных, которая делает рыночные процессы несовместимыми с совершен­ной конкуренцией. Насколько велика должна быть доля крупней­ших участников рынка, чтобы сделать конкуренцию несовершенной? В какой мере должны различаться продукты разных фирм, чтобы их неодинаковость привела к тем же последствиям?

Для ответа на подобные вопросы теория сформулировала об­общающий критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к категории несовершенных, а именно критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и иен с ростом вы­пуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулиров­ка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если установлено, что на неком рынке рост спроса на продукцию фирмы возможен лишь при условии парал­лельного снижения иен, это означает, что препятствующие свобод­ной конкуренции факторы здесь достаточно сильны, чтобы превра­тить его в рынок несовершенной конкуренции.

Иначе говоря, при несовершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы подчиняется общему закону спроса (чего при совершенной конкуренции на уровне фирмыне наблюдается). Эко­номический смысл этой закономерности состоит в том, что боль­шие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовать только снижая иены.

Понятны и причины этого явления: поведение фирмы — несо­вершенного конкурента значимо в масштабах отрасли. Действитель­но, при совершенной конкуренции цена оставалась одинаковой, сколько бы продукции ни выпустила фирма, потому что ее размеры были незначительны по сравнению с общей емкостью рынка. На­против, наличие обратной зависимости между масштабами произ­водства и уровнем цен прямо указывает на заметную роль фирмы в масштабах всего рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение жигулей, то возникнет дефицит легковых автомоби­лей и иены подскочат, чего явно не произойдет с иенами на сигаре­ты, если предложение уменьшит табачный ларек.

Так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной кон­куренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать

не только размеры, но и другие факторы, скажем, уникальность вы­пускаемой продукции. Но обратная зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Изучая закономерности спроса, мы приводили алгебраическое выражение закона спроса для простейшего слу­чая линейной зависимости между количеством товаров, на которое существует спрос (Q), и уровнем цен (Р):

Q=a-bP,

Где а, Ь— положительные числовые коэффициенты.

По только что описанным причинам в условиях несовершен­ной конкуренции она (или иные, нелинейные формулы обратной зависимости) применима не только для отрасли в целом, но и для спроса на продукцию отдельной фирмы.

 

31. Перечислите и охарактеризуйте основные черты рынка монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта.

Как показывает практика, в реальной жизни условия, прису­щие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко со­блюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, нахо­дящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной кон­куренции. Одна из таких рыночных структур — монополистиче­ская конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершен­ной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополи­стическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элемен­ты, характерные для чистой монополии. Особенности монопо­листической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, но численно их меньше, чем при совер­шенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинако­вую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рын­ка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следова­тельно, контроль рыночной иены товара отдельной фир­мой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации от­расли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рын­ке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производи­мым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные с продажей про­дукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкури­ровать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассорти­мент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые раз­личия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бы­товая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену про­даваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю от­раслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относитель­но самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегмен­те доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, зна­чит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. По­скольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при мо­нополистической конкуренции могут возникнуть дополнитель­ные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосроч­ном периоде не получают экономических прибылей, функцио­нируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсут­ствия экономической прибыли, функционирование в точке без­убыточности в долгосрочном периоде не может долго удовле­творять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополисти­ческой конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производи­мой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономиче­ские и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует не­сколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необ­ходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы неценовой конку­ренции состоит в том, что идет приспособление потреби­тельских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения са­мого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встре­чающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной тор­говли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отрас­лей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особен­но учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

 

32. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном периоде

Как и в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом. При монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что спрос на рынке монополистической конкуренции не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичный, чем при чистой монополии. Причиной этого является дифференциация продукта и число конкурентов.

В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы во многом аналогично поведению монополии. Точка равновесия фирмы Е определяется пересечением кривых МС и МR, т.е. МС=MRесть условие максимизации прибыли и равновесия фирмы (рис.5.1).

Рис. 5.1. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (максимизация прибыли).

Максимизирующий прибыль объем QEнаходится на пересечении кривых предельного дохода и предельных издержек. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой, поскольку цена выше предельных издержек. Но, так как РЕпревышает средние издержки, фирма получает прибыль, которая показана заштрихованным прямоугольником. Если спрос на продукцию фирмы снизится, то фирма может нести убытки. И если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, то фирма может минимизировать потери, продолжая функционировать и производить объем продукции, при котором МС=МR(рис. 5.2.)

Рис. 5.2 Минимизация убытков фирмы Рис. 5.3. Закрытие фирмы

Если спрос совсем снизится и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, то фирма прекращает выпуск продукции, что означает закрытие предприятия (рис.5.3).

3. Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде ситуация изменяется в связи с тем, что здесь имеет место вход и выход на рынок новых фирм. Поскольку прибыльные отрасли стимулируют вступление туда других фирм. Вхождение новых фирм отвлекает часть потребительского спроса от существующих там ранее фирм. В результате спрос на продукцию старых фирм будет сокращаться, эластичность спроса увеличится и сократит экономическую прибыль. При возникновении убытков фирмы начинают покидать рынок. Уменьшение числа фирм повысит спрос на продукцию, снизит его эластичность, что вызовет рост экономической прибыли. В результате этого восстановится долгосрочное равновесие (рис.5.4.) при котором кривая спроса на товар любой фирмы отрасли является на графике просто касательной к долгосрочной кривой средних общих затрат фирмы. Точка равновесия находиться на кривой АТС, экономическая прибыль ровна нулю, доход равен издержкам. Фирма функционирует безубыточно.

Однако, находясь на кривой АТС, точка долгосрочного равновесия всегда находится выше минимума средних издержек. Ее несовпадение с точкой минимума средних издержек обуславливает две особенности монополистической конкуренции: во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде выше равновесной цены, которая имела бы место при совершенной конкуренции. Во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее количество товара, чем при минимальных средних долгосрочных издержках. Разница между количеством товара, соответствующим LATCminи количеством продукции выпускаемой фирмой, называется избыточной мощностью.

Рис. 5.4.Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.

 

33. Почему фирма - монополистический конкурент имеет нулевую экономическую прибыль в долгосрочном периоде? Что она может сделать, чтобы сохранить прибыль?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.087 с.)