Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График «Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде»

Поиск

Итак, оба дуополиста - совершенно одинаковые, ничем не отличающиеся компании. Предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая MC идет строго горизонтально.

Допустим вначале, что фирме №1 твердо известно, что конкурент не собирается вообще ничего выпускать. В этом случае фирма №1 фактически является монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) поэтому совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек MC=MR, фирма №1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае = 50 ед.).

50).=50 - 25). Если же цена будет опущена до Р3, то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы №1 составит 50 ед. (100=50 -А если фирме №1 станет известно, что ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции? На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму №1 отказаться от производства. Однако это не так. Если фирма №1 установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на нее действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой №2. Но если фирма №1 установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. (см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма №2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы №1 останется 25 ед. (75

Легко понять, что перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы №1 сформируется новая кривая спроса D1 и соответственно новая кривая предельного дохода MR1. Снова использовав правило MC = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед.).

Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы. При олигополии объем производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции.

QM < Qolig < QC.M > Polig > PC.

ПM > Пolig > 0

Очевиден и общий вывод из анализа краткосрочного равновесия в модели Курно: каждому уровню выпуска одного из дуополистов соответствует особая кривая спроса на продукцию второго дуополиста. Иными словами, для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

 

40. Нескоординированная олигополия: модель ценовой войны. Что такое демпинг? В чем заключается роль государства в условиях нескоординированной олигополии.

Фирма олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.

Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов, но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.

Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.

Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д.

Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.

Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами, крайним из которых является физическое разрушение оборудования и продукции последних. К таким методам относится и хищническое ценообразование, при котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать определенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает вести себя как монополист.

К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.

Взаимозависимость фирм олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением.

В силу этого олигополист:

-не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
-не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
-не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
-не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы.

41. Нескоординированная олигополия. Модель ломанной кривой спроса.

42. Дайте характеристику поведения фирм в условиях нескоординированной олигополии. Объясните, используя графические иллюстрации.

43. Основные принципы картельного соглашения. Механизм координации действий олигополистов. Графическая интерпретация установления квот.

44. Картелеподобная структура рынка. Механизм координации действий олигополистов. Олигополистическое ценообразование по принципу «лидерство в ценах» и «издержки плюс».

45. Характеристика монополии как рыночной среды. Рыночное равновесие в условиях монополии в краткосрочный период.

46. Отличительные черты административной, естественной и искусственной монополий. Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.

47. Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.

48. Основные черты монополии. Оптимизация деятельности монополии в модели TC-TR и MR-MC. Социально- экономические последствия монополии.

49. Социально- экономические последствия монополии. Проблема монополизации российского рынка.

50. Проведите сравнительный анализ объемов выпуска и цен для фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции и монополии.

51. Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.

52. В чем состоят преимущества, и каковы недостатки метода ценового регулирования естественных монополий, ориентированного на предельные издержки? Объясните и покажите на графике.

53. Как измеряется степень концентрации производства? Какие показатели применяются? Назовите и охарактеризуйте их.

54. Дайте характеристику политике ценовой дискриминации. Приведите графическую интерпретацию и практические примеры.

55. Дайте характеристику ценовой дискриминации и ее видов. Приведите графическую интерпретацию.

56. Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов. Равновесие на рынке ресурсов.

57. Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.

58. Характеристика рынка труда в условиях совершенной конкуренции.

59. Характеристика монопсонии на российском рынке труда. Особенности монопсонии на российском рынке труда.

60. Произведите сравнительный анализ ситуации совершенной конкуренции и монопсонии на рынке труда.

61. Рынок труда в условиях действия профсоюзов. Какие виды профсоюзов существуют, в чем их отличие. Цели профсоюзов и их противоречие. Дайте графическое обоснование.

62. Сравните преимущества и недостатки основных форм заработной платы и систем оплаты труда.

63. Характеристика капитала как фактора производства. Равновесие на рынке капитала.

64. Какова структура капитала предприятия? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный? Характеристика основного и оборотного капитала.

65. Характеристика процента как дохода на фактор «капитал». Теории процента.

66. Дисконтирование: общая характеристика. Чистая дисконтированная стоимость инвестиционного проекта NPV.

67. Фондовая биржа и ее функции в экономике. Характеристика рынка ценных бумаг.

68. Характеристика рынка природных ресурсов. Равновесие на рынке земли.

69. Характеристика земли как фактора производства. Дайте характеристику видам земельной ренты.

70. Дайте характеристику земельной ренты и ее видам. Как распределяется земельная рента? Рента и арендная плата.

71. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?

72. Невозобновляемые природные ресурсы, их роль в современной российской экономике.

73. Организационно-правовые формы предприятий.

74. Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.

75. Информация как фактор производства. Информационная асимметрия и рынок «лимонов».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.009 с.)