Цена производства представляет собой совокупность издержек производства и средней прибыли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена производства представляет собой совокупность издержек производства и средней прибыли.



Издержки производства - это затраты на приобретение экономических ресурсов (факторов производства).
Виды издержек производства:
1. Постоянные - не зависят от объема производства, деятельности в рамках производственной программы и присутствуют даже тогда, когда фирма ничего не производит, например, плата за аренду помещения, затраты на оборудование и коммунальные услуги
в офисе, оплата административно-управленческого персонала.
2. Переменные - меняются в прямой зависимости от объема производства, например, затраты на покупку сырья, фонда заработной платы рабочих.
По мере увеличения объема производства переменные издержки возрастают неравномерно, в их динамике характерны три тенденции:
1. После начала производственной деятельности определенного ее уровня переменные издержки по темпам роста обгоняют объем производства, что связано с большими расходами на покупку сырья, инструментов, оплату труда рабочих и т.п. в условиях пока еще небольших размеров производства.
2. Затем по мере дальнейшего расширения производственной программы начинает сказываться положительный эффект масштаба производства: появляются широкие возможности использовать более дробное распределение отдельных функций и операций между конкретными работниками и единицами оборудования. Они начинают специализироваться на выполнении отдельных видов работ. В результате повышается производительность труда, уменьшаются простои оборудования. Темпы роста объема производства значительно превышают темпы роста издержек.
3. С определенного объема производственной деятельности вновь переменные издержки начинают расти быстрее, чем масштабы производства, что связано с действием закона убывающей отдачи (производительности, доходности).

Процесс формирования цены производства предполагает внутриотраслевую конкуренцию, т. е. конкуренцию однородных товаров, в результате которой складывается рыночная стоимость и рыночная цена этих товаров. Перелив капитала между отраслями приводит к выравниванию отраслевых норм прибыли в среднюю норму прибыли, а тем самым и к превращению стоимости товаров, производимых в различных отраслях, в цену производства. Цена производства не является продажной ценой товаров. Конкретные товарные цены формируются на основе цены производства, тяготея к ней в большей или меньшей мере, но не совпадая с ней.

Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов:
1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен.
2. Постановка целей ценообразования.
3. Выбор метода ценообразования.
4. Формирование ценовой стратегии предприятия.
5. Разработка тактики ценообразования.
6. Установление первоначальной цены на товар.
7. Рыночная корректировка цены.
8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

Данный подход представляет процесс ценообразования на предприятии в самом общем виде. Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что любой из перечисленных этапов может оказать самое сильное и неожиданное воздействие на установленные ранее цены и скорректировать их.

Так, трудно переоценить значимость и влияние на установление цен факторов внешней среды, в которую входят такие факторы как конъюнктура рынка, конкуренция, спрос. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на изменение стратегии ценообразования, которая является составляющей выживания предприятия в долгосрочной перспективе.

Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние оказывается в условии монополии, минимальное - в условиях рынка совершенной конкуренции.

 

Идеальной рыночной структурой, где наиболее полно реализуются все закономерности рыночного хозяйства, является рынок совершенной (неограниченной) конкуренции. На таком рынке работает большое количество фирм-производителей, которые не имеют никакого влияния на цены: цена единая для всех субъектов рынка и устанавливается под воздействием безличных механизма ценообразования. Фирма при совершенной конкуренции принимает цену, сложившуюся на рынке как внешний фактор, на который невозможно повлиять. Она может продать любое количество продукции, которую произведет по этой рыночной цене, поэтому нет необходимости занижать цены. Отрасль или рынок с совершенной конкуренцией открыты для входа и выхода. Однако при изменении цен ему следует корректировать свою производственную программу с целью получения максимальной выгоды.
Предприятие получит прибыль, если рыночная цена больше средних общих издержек; оно будет иметь убыток, если цена окажется меньше этих издержек; при равенстве цены и указанных издержек предприятие только полностью возместит свои расходы, не получив прибыли.
Если на убыточном предприятии цена окажется меньше или равна средним переменным издержкам, то следует остановить производство
Условие обеспечения на предприятии максимальной массы прибыли или минимального убытка объем производства, при котором цена равна предельным издержкам.

 

21. Особенности рынка монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества конкурирующих фирм, выпускающих неоднородную фирменную продукцию.Само понятие монополистической конкуренции уже предполагает сочетание определенных характерных особенностей монополии и конкурентного рынка. Выделим основные черты рынка монополистической конкуренции:• ограниченное число средних и крупных фирм;• каждая фирма обладает определенной долей рынка;• фирмы обладают неценовыми преимуществами;• доступ в сферу деятельности для других фирм возможен, при условии обладания неценовыми преимуществами. Характеристика рынка монополистической конкуренции позволяет сделать вывод, что его основная особенность состоит в наличии так называемых неценовых преимуществ, благодаря которым предприятие имеет возможность устанавливать цену на свою продукцию выше рыночной, и это не отпугивает покупателей. Таким образом, фирма имеет определенную (в какой-то степени монопольную) власть над ценой. При этом на рынке представлено большое число фирм, что предполагает конкуренцию неценовых преимуществ. Неценовые преимущества включают в себя:• предоставление гарантий высокого качества товара;• улучшенное сервисное обслуживание;• особенности технологии изготовления продукции;• особенности упаковки доставки продукции;• особенности хранения продукции;• простота использования;• наличие дополнительных функций;• соответствие моде;• престижность потребления данной продукции.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В отличие от чистой конкуренции, для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм. Достаточно сравнительно небольшого их числа. Из наличия такого числа фирм вытекает следующие признаки монополистической конкуренции:

· Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над ценой.

· Тайный сговор (согласованные действия фирм) с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен невозможен.

· В отрасли нет взаимной зависимости между фирмами. Каждая из них самостоятельно определяет свою политику.

· Дифференциация продукта. При этом Дифференциация принимает ряд различных форм:

1. Качество продукта. Продукты различаются по своим физическим или качественным параметрам, включая функциональные особенности, дизайн, качество работы…

2. Услуги. Условия связанные с продажей продукта (одни придают значение качеству обслуживания клиентов и т.д.).

3. Размещение. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения или доступности. Например минимагазин или гипермаркет.

4. Стимулирование рынка и упаковка.

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко, т.к. эффект масштаба, и требующийся капитал невелики. Под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. В конкуренции на основе цен сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Производитель в условиях монополистической конкуренции может добиться временного преимущества над конкурентами с помощью манипулирования продуктом, рекламы и других приемов стимулирования сбыта.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремяться разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. Положительной чертой данного рынка является более полное удовлетворение разнообразных запросов потребителей.

Привычное на Западе, но поражающее нас многообразие вариантов в сущности одних и тех же продуктов является зачастую плодом деятельности небольших фирм, существующих в условиях монополистической конкуренции.

Именно такой тип рынка характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. На рынке действует множество фирм, причем среди них мало крупных, и они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики: для того чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция здесь все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференциации, продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение "мини-монополиста" (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание "мини-монополист" является не метафорой, а точным отражением сути ситуации.

Хотя "фрут энд нат" и "сникерс" безусловно разные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка поднять цены одной - и он переключится на другую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.012 с.)