Основные статьи доходной части бюджета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные статьи доходной части бюджета



1.Налоговые поступления.

2.Доходы от государственной собственности.

3.Государственные займы.

4.Денежная эмиссия.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

50. Определение и виды налогов. Понятие налоговой ставки и объектов налогообложения. Налоговая нагрузка и механизмы ее перераспределения.

Налогявляется обязательным платежом, взимаемым государством с юридических и физических лиц.

Объектом налогообложения, или налогооблагаемой базой являются стоимость имущества, размер доходов, цена товара или услуги до налогообложения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой процентное отношение суммы налоговых выплат к налогооблагаемой базе.

Виды налогов:

1. По территориальному признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные.

2. По формам взимания налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество конкретных юридических и физических лиц. К их числу относятся налог на прибыль, имущество, за пользование природными ресурсами, на операции с ценными бумагами, подоходный налог с граждан, отчисления в дорожные фонды и т.п.

Косвенными налогами облагаются отдельные единицы товаров и услуг. Они выплачиваются неопределенными участниками экономических отношений в момент совершения соответствующих операций. Косвенные налоги непосредственным образом включаются в рыночные цены, увеличивая их. Примером данных налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС), с продаж, акцизный налог, импортные и экспортные Таможенные пошлины и т.п.

3. В зависимости от характера изменения налоговых ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Особенностью пропорциональных налогов является постоянство налоговых ставок. При прогрессивных налогах их ставки растут по мере увеличения размера доходов, стоимости имущества, а при регрессивных снижаются.

Налог на прибыль акционерных обществ может быть распределен между акционерами (в форме уменьшения- размера дивидендов), покупателями продукции (посредством повышения цен) и поставщиками ресурсов (через снижение закупочных цен).

Налог на имущество зачастую перераспределяется на арендаторов путем повышения арендной платы. Но сами арендаторы-производители могут переложить налоговую нагрузку на потребителей своей продукции или услуг, включая арендную плату в издержки производства и тем самым увеличивая рыночные цены.

Возможности перераспределения налоговой нагрузки между отдельными субъектами экономики в отношении косвенных налогов зависят от эластичности спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса, тем большую часть налоговой нагрузки приходится нести производителю в форме уменьшения прибыли. Но при высокой эластичности предложения налоговая нагрузка в большей степени может перекладываться на покупателей продукции или услуг путем повышения цен.

 

51. Понятие государственного долга. Причины бюджетного дефицита и методы его финансирования.

Государственным долгом признаются обязательства гос-ва перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Он обеспечивается полностью и без условий всем государственным имуществом, составляющим казну.

Бывает внутренний образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства и внешний задолженность государства правительствам организациям или гражданам других стран в национальной и иностранной валюте.. может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций

Бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе

должны быть сбалансированы.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Причины бюджетного дефицита:

1.Экономический спад и депрессия, в том числе под влиянием роста издержек общественного производства.

2.Кризис неплатежей, когда предприятию или организации не возвращают в срок долги, поэтому они не платят зарплату и не возвращают кредиты.

3. Крупномасштабные обороты теневой экономики.

4. Несовершенство налоговой системы.

5. Неоправданно раздутые расходы на содержание государственного аппарата, неэффективное финансирование военно-промышленного комплекса, социальных программ др.

 

Методы финансирования бюджетного дефицита:

1. Внутренние и внешние государственные займы в форме продажи государственных ценных бумаг или получения прямых кредитов. Внутренние займы - это с народом, предприятиями, а внешние заимствования это взаимодействие с зарубежными субъектами экономики и международными финансовыми организациями.

2. Увеличение налоговой нагрузки.

3. Дополнительная денежная эмиссия.

52. Дискреционная и автоматическая бюджетная политика. Инструменты стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.

Дискреционная бюджетная политика — комплекс мер, посредством которых законодательная власть манипулирует системой налогообложения и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста в целях поддержания высокого уровня экономической активности.

Во время экономического спада и депрессии проводится стимулирующая бюджетная политика. Увеличение совокупных расходов (потребления, инвестиций, государственных расходов, чистого экспорта).Дефицитный бюджет, который предусматривает рост государственных расходов, снижение налоговой нагрузки.

В условиях инфляции спроса необходима сдерживающая бюджетная политика. Ее меры носят противоположный характер - сокращение государственных расходов, увеличение налоговой нагрузки. Такой бюджет будет профицитным.

Автоматическая бюджетная политика - это экономический механизм, корректирующий развитие экономики с целью сдерживания намечаемых нежелательных тенденций автоматически, т.е. не требуя пересмотра налогового законодательства, системы трансфертных платежей, утверждения или реструктуризации государственного бюджета.

Если в стране наблюдаются высокие темпы экономического роста, то велика вероятность инфляции. Однако она будет удерживаться благодаря увеличению налоговых поступлений и уменьшению суммы трансфертных выплат из государственного бюджета. Расширяется налогооблагаемая база (увеличиваются валовая прибыль, суммарный фонд оплаты труда, совокупная стоимость имущества), сокращается число предприятий, нуждающихся в субсидировании, а также уменьшается численность населения, в отношении которого осуществляются выплаты пособий (количество бедных, безработных).

Во время экономического спада рассмотренные процессы протекают в обратном направлении, что противодействует нежелательному уменьшению величины ВВП.

Факторы, снижающие эффективность бюджетной политики:

1. Инерционность системы принятия и реализации необходимых решений. В результате экономическая ситуация в стране может измениться и потребовать проведения других мер.

2. При небольшом сроке до новых выборов законодательных органов политические деятели вряд ли будут принимать такие непопулярные решения, хотя это может потребовать экономическая обстановка.

3. Внешнеэкономические отношения. Например, в условиях экономического спада или депрессии в стране проводится стимулирующая бюджетная политика. Такая политика увеличивает спрос на деньги частных инвесторов. Приток иностранной валюты в страну увеличивается поднимая курс национальной. Это ограничивает экспортные возможности страны и стимулирует импорт. Сокращается национальное производство, ориентированное на экспорт. Уменьшение величины ВВП.

4. Инфляция, в условиях которой, как уже отмечалось, запланированный прирост расходов в реальном исчислении заметно сокращается, эффект мультипликатора совокупных расходов ослабляется, что уменьшает величину прироста реального ВВП. Кроме того, инфляция влияет на рост процентных ставок в стране. Это еще больше сокращает частные инвестиции в производство, ограничивает текущее потребление населения и приводит к негативному воздействию на экономику.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Инструментамифискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

53. Принцип сравнительных преимуществ и его влияние на международную специализацию и торговлю, взаимодействие мировых и национальных рынков.

Существует абсолютное и сравнительное преимущество страны в производстве отдельных видов продукции.

Абсолютное преимущество - это более высокая эффективность использования факторов производства, измеряемая отношением объема продукции к количеству затраченных факторов производства.

Сравнительное преимущество выявляет такой показатель, как альтернативная стоимость (альтернативные, вмененные издержки, издержки упущенных возможностей, упущенной выгоды).

Абсолютное и сравнительное преимущества влияют на производственную специализацию по странам и состав, направления товарных потоков международной торговли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.009 с.)