Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон ограниченности, цель экономики и проблема выбора.

Поиск

Закон ограниченности, цель экономики и проблема выбора.

Закон ограниченности природных ресурсов - в экологии - закон, согласно которому все природные ресурсы и условия Земли конечны.

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходиться решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. При этом люди ведут себя рационально. Рациональность поведения предполагает, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т.е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желаемого результата при наименьших затратах, т.е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

Из-за ограниченности ресурсов целью экономики является повышение эффективности их использования, что означает получение большего количества материальных благ и услуг от данного объема примененных ресурсов. Это требует постоянного поиска выгодных комбинаций производимых товаров и услуг, с одной стороны, и используемых ресурсов - с другой.
Приходится делать выбор, отвечая на три главных вопроса:
1. Что и сколько производить из ограниченных ресурсов?
2. Для кого производить - для каких общественных групп населения?
3. Как организовать производство, какую технологию и ресурсы использовать, чтобы была возможность приспосабливаться к меняющимся условиям рынка, включая спрос, поставку ресурсов, появление новейших технологических разработок и т.п.

 

Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не всегда является «правильным» с позиции норм морали. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.

С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов.

С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость товара или услуги – это то количество товаров или услуг, от которых отказываемся в пользу выбранного. При этом альтернативная стоимость определяется наилучшим из отвергнутых вариантов.

Например, на имеющиеся деньги можно купить мороженое или шоколадку. Предположим, что человек купил шоколадку. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т.е. альтернативной стоимостью шоколадки.
Экономические ресурсы, которые может использовать человечество в целом, отдельные страны, предприятия, домашние хозяйства и отдельные предприниматели для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Но экономическая теория различает понятия абсолютная и относительная ограниченность.

Абсолютная ограниченность ресурсов связана с недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.

Относительная ограниченность ресурсов характеризуется тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.

Поэтому, если мы будем пытаться одновременно удовлетворить все потребности людей, столкнемся с абсолютной непреодолимой ограниченностью ресурсов. Если же мы ограничим круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной. Любое экономическое действие, направленное на удовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной или нескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно, это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство в экономику.

Выбор идет между экономическими вариантами использования ресурсов, которые проявляются в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно, что каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей, а также различной может быть и технология его использования. Исходя из этого, смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступает поиск наилучшего варианта применения ресурсов из всех возможных, до какого объема следует увеличивать затраты, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Для этого необходимо сопоставить расходы на производство дополнительной единицы продукции и доход, полученный в результате принятия такого решения. Рациональные люди сравнивают предельные издержки и предельную выгоду.

4. Производственные возможности и закон повышающихся вмененных издержек. Предельная норма замещения. Факторы, влияющие на смещение кривой производственных возможностей.В экономике часто приходится решать вопрос не о том, осуществлять ли затраты вообще или не стоит этого делать, а до какого объема следует увеличивать затраты, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Для этого необходимо сопоставить расходы на производство дополнительной единицы продукции и доход, полученный в результате принятия такого решения. Рациональные люди сравнивают предельные издержки и предельную выгоду.

Предельные издержки – это издержки, связанные с производством еще одной, дополнительной единицы продукции. Предельная выгода (доход) – это выгода, полученная от производства еще одной дополнительной единицы продукции.

Увеличивать объем производства следует до тех пор, пока предельные издержки не превысили предельную выгоду. Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях. Кривая производственных возможностей – это кривая, которая показывает возможности данной экономики по производству двух товаров при имеющихся ресурсах и их эффективном использовании (КПВ). Для построения КПВ необходимо принять допущения:

  1. экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов,
  2. имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;
  3. неизменная технология.

Предположим, что в стране производятся потребительские товары, т.е. ресурсы используются для производства предметов потребления и средств производства. Построим график производственных возможностей данной страны. По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат – количество предметов потребления.

Кривая производственных возможностей

реальный вариант предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами, достаточными, чтобы производить 7 ед. предметов потребления и 2,5 ед. средств производства, а т. К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

Итак, любая точка на этой кривой показывает возможность эффективного производства данный страны (точки А,С, Д,В), любая точка вне КПВ показывает, что ресурсы страны или используются не полностью (точка К), или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг (точка Е).

Выпуклая форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.
Вмененными издержками (альтернативными издержками, альтернативной стоимостью, издержками упущенных возможностей, упущенной выгоды) прироста объема данного товара (вида деятельности) является количество других товаров (стоимость других видов деятельности), от которых необходимо отказаться.

Действие закона повышающихся вмененных издержек объясняется рядом причин.
1. Отсутствие равноценной взаимозаменяемости экономических ресурсов. Из-за дефицита приходится использовать менее пригодные ресурсы для производства конкретной продукции, что увеличивает затраты предприятия (например, отходы сырья).
2. Необходимость повышенной оплаты за ресурсы для их привлечения на данное предприятие, если они уже заняты.
Ещё причина – в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью мастерить мебель. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

Предельная норма замещения (MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная норма замещения, Х на Y (записывается как МRSxy), означает количество единиц У, от которых следует отказаться, чтобы приобрести одну дополнительную единицу X при соблюдении условия постоянной общей полезности.

Факторы, влияющие на смещение кривой производственных возможностей. экономический рост определяется смещением кривой производственных возможностей вправо. Рост количества и качества ресурсов и совершенствование технологии обеспечивает возможность такого сдвига, а для его реализации существенны полная занятость и оптимальное распределение ресурсов. Каждая точка на кривой представляет некий максимальный объем производства указанных двух видов продуктов (товаров). Комбинацию этих товаров можно варьировать: больше инвестиционных товаров означает меньше потребительских и наоборот. Выбор экономикой позиций на кривой для данного момента способствует определению кривой в будущем. Выбор в пользу потребительских(экон.наст.) товаров приведет лишь к умеренному смещению вправо в будущем, а в пользу инвестиционных(экон.буд.) - будет иметь своим следствием гораздо большее смещение кривой вправо.

 

5. Экономическая система: понятие, основные модели.

Экономическая система - способ управления экономикой страны, методы и соответствующие учреждения, с помощью которых осуществляется это управление.

Существуют два главных признака, по которым различаются экономические системы:
1. Форма собственности на ресурсы.
2. Способ управления и принятия экономических решений.


Экономическая система – это способ организации общества.

Разнообразие этих способов зависит от существующей в обществе формы собственности, механизмов принятия экономических решений, специфики функциональных связей в экономике, структуры институтов (субъектов, норм, правил экономического поведения) и методов привлечения людей к экономической деятельности.

Собственность – это реализация прав владения, пользования и распоряжения.

Виды экономических систем:

традиционная В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеетмелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально- экономический прогресс.Для традиционной системы характерна такая особенность —активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную частьнационального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. командно – административная Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зару­бежных стран. Экономической основой является централизован­ное планирование. центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность.Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство.Характерными чертами административно-командной системы являются общественная(а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Рыночная

рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

В современном мире соединение и переплетение различных форм хозяйства, различных формаци­онных образований, различных систем, а также более сложных сочетаний элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (сме­шанной экономике). Их отличительная особенность — разнородность вхо­дящих в них элементов. смешанная сочетание частного и государственного сек­торов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью.Од­нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Признаки традиционная командная рыночная смешанная
1. форма собственности общинная государственная частная частная с элементами государственной
2. способ организации хозяйственной деятельности по традициям по плану рыночный рыночный
3. роль государства   ведущая практически отсутствует ограничена
4. примеры племена Африки Северная Корея, Куба Не существует ни одной страны, где бы государство не принимало участия в экономических отношений США, Россия, Европа, Япония и т.д

 

6. Рынок: понятие, виды. Основные субъекты и функции рынка.В самом общем виде рыночный механизм можно определить как такую форму организации хозяйства, при которой потребители и производителивзаимодействуют посредством рынка с целью решения основных проблем

экономики.

Поэтому в экономической науке под рынком понимается совокупностьотношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализациятоваров и окончательное признание общественного характера затрат на ихпроизводство. Рынок выступает в качестве господствующего и определяющегоспособа связи между обособленными производителями на основе общественногоразделения труда. В условиях товарного производства рыночные связиохватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В составрынка входят и предприниматели, и работники, продающие свою рабочую силу, иконечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценныхбумаг и т.д. Соответственно современная рыночная экономика — это целаясистема рынков: товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, ценныхбумаг, валютный рынок и др. Однако любой рынок, независимо от егоконкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и

предложении, конкуренции. Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.

Основные свойства экономики рыночного типа:

  • распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;
  • охват рынком всех регионов страны.

Субъекты (участники) рынка:

  • домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;
  • фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;
  • государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка — товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:

  • свобода хозяйственной деятельности;
  • свобода ценообразования;
  • личный экономический интерес;
  • высокая мобильность факторов производства;
  • полная ответственность за результаты деятельности;
  • ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.

Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.

Основные функции рынка: В процессе регулирования общественного воспроизводства рыноквыполняет шесть функций: Информационная, т.е. распространение различной информации,необходимой человеку в рыночных условиях. дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности. Посредническая. В условиях развитого разделения трудаэкономически обособленные производители могу обмениваться результатамисвоего труда. сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Стимулирующая функция Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг. Ценообразующая функция. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально оптимально формируются структурные пропорции иобъем производства; б) обеспечивается рациональное распределениеорганических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболеетехнологические способы производства и достигается минимизация издержек при

высоком качестве продукции. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

Регулирующая функция Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества. Функция пропорциональности. Рынок способствует установлениюсоответствия между производством и потреблением. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике. Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбыпроисходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.


Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:

  • по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);
  • по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;
  • по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;
  • по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;
  • по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции;
  • по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;
  • по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.

Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.

Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование. Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями

Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

 

7. Спрос и закон спроса, закон убывающей предельной стоимости (полезности) товара, эффекты дохода и замещения. Спрос - это платежеспособная потребность, а именно те конкретные товары и услуги, которые люди выбирают и готовы покупать по определенной цене в течение данного отрезка времени.
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Ониобнаруживаются в особенностях экономиче­ского реагирования участников рынкана соотношения количе­ства обмениваемых товаров и их цен. Так, одним изважнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообра­зования наконкурентном рынке выступает закон спроса (Закон спроса состоит в том, что величина спроса на товар или услугу падает по мере роста их цены и растет по мере снижения этой цены). Спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой.Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между ценой и количествомпокупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будеткуплено потребителями. И наоборот, если цена снижается —количество покупокданного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынкевозрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь приснижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров нарынках вызовет тенденцию повышения их цен. Закон спроса выявляет и другую важную особенность: посте­пенное убываниеспроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижениеколичества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены,но и вследствие насыщения потребностей. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка: 1) обратную зависимость между ценой и покупаемым количе­ством товаров;2) постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а такжетенденцию по­степенного убывания спроса можно показать на графике в видекривой, называемой функцией спроса На оси абсцисс показано количество товаров (Q) или объем их продаж, а наоси ординат — цены этих товаров (Р). Кривая dd (от англ. Demand— спрос) на нашем графике — это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном,характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменных цены иколичества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кри­войиллюстрирует описанное выше постепенное убывание спро­са и снижающуюсяполезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.Проследить эти характерные для спроса особенности можно с помощью нескольких,произвольно взятых точек на кривой dd (А, В, С, D- точки на график). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества покупок товара по этой цене. Перемещаясь из одной точки в любуюдругую, можно обнару­жить лишь изменяющиеся соотношения обратной зависимостицен и покупок. Точка А — это высокая цена и наименьшее коли­чествотовара, которое может быть куплено по этой цене; точка В — несколькоснизившаяся цена, вследствие чего количество покупок товара возросло; в точке С можно проследить тенденцию снижения цен и соответствующего возрастания количества продаваемых по этой цене товаров.

Кривая спроса представляет все возможные варианты соотношения цены и объема спроса.
Форма кривой спроса обусловлена действием трех причин:

1. Закона убывающей предельной (дополнительной) полезности, который формулируется так: по мере насыщения потребностей в данном товаре или услуге каждая дополнительная их единица ценится меньше и люди готовы покупать ее за более низкую цену.
2. Эффекта дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, снижение цен делает человека реально богаче, т.к. увеличивает покупательную способность его денежного дохода и расширяет объем спроса.
3. Эффекта замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Потребитель замещает покупки относительно более дорогих товаров примерно такими же, но более дешевыми.

Следует различать два понятия:
изменение величины спроса - это перемещение по конкретной кривой спроса под влиянием изменения только цены данного товара или услуги;
изменение в спросе - это смещение вправо или влево самой кривой спроса под влиянием неценовых факторов спроса.

8. Неценовые факторы спроса.
Рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на обмен товароввлияют не только цены, но и другие, неценовые, факторы. Количество товаров,которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не толь­ко отцены, но и от так называемых неценовых факторов. Их воздействие как бынейтрализует влияние цены, во всяком слу­чае изменения количества закупаемыхтоваров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от ихдвиже­ния.
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денеж­ные доходы покупателей. Например, если денежные доходы по­купателей по каким-либо причинам возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не измени­лись и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наобо­рот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров количество их покупок снизится. Во-вторых, изменения количества купли-продажи может произойти под воздействием фактора так называемых покупательских ожиданий.Причины изменения ожи­даний могут быть самые разные: как экономические(инфляция), так и неэкономические (например, погодные, предпраздничные,сезонные условия). Под их воздействием количество покупок мо­жет каквозрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемыхтоваров. В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителя­ми вне зависимости отцены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынкахвзаимозаменяемых и взаимо­дополняемых товаров. Так, спрос на говядину можетвозрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, ба­ранины,птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассорти­мента рассредоточит спрос всоответствии с предпочтениями по­купателей, снижая его по каждой отдельнойгруппе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынкаможно отнести, например, сахар и другие сладости в дополне­ние к такимнапиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара спо­собно вызвать падение просана чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими,невзирая на спе­цифическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «до-полнители» и «заменители» и наличие их на товарных рынках способносущественно изменить покупательский спрос.

Сопряженные (взаимосвязанные) товары, услуги представляют собой две группы:
взаимозаменяемые - удовлетворяют примерно одинаковые потребности (например, поездки на различных видах транспорта);
взаимодополняемые - необходимы в комплекте (например, плееры и диски к ним).

В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и та­кие неценовыефакторы, как субъективные предпочтения и вку­сы потребителей, их отношение кмоде, дизайну товаров. Суще­ственную роль может сыграть конкуренцияпокупателей, а также специфика покупательской психологии (например, эффекттол­пы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают всеи т.д.). Неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, не­зависимо от уровня их цены. Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фак­тором, может бытьпоказано смещением всей кривой спроса вправо вверх.И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение по­требительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его мож­но сместившейся кривой спроса влево вниз. Спрос - это платежеспособная потребность, а именно те конкретные товары и услуги, которые люди выбирают и готовы покупать по определенной цене в течение данного отрезка времени.
Закон спроса состоит в том, что величина спроса на товар или услугу падает по мере роста их цены и растет по мере снижения
Кривая спроса представляет все возможные варианты соотношения цены и объема спроса.
изменение в спросе - это смещение вправо или влево самой кривой спроса под влиянием неценовых факторов спроса.
Неценовые факторы спроса:
1. Средний размер доходов населения 2. Ожидания потребителей
3. Цены на сопряженные товары, услуги
4. Число покупателей
5. Вкусы покупателей (например, мода).

9. Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения. Предложение - это произведенные и предложенные к продаже товары и услуги, а также их количество, которое производитель желает и способен произвести, а затем предложить к продаже за определенную цену.
Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицувремени по данной цене. Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения. Закон предложения состоит в наличии прямой зависимости между ценой товара или услуги и тем их количеством, которое может быть предложено для продажи.
Действие закона предложения связано с тем, что принципы рациональногоповедения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме поболее высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможнапоставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этомвправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).
Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара. Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой натовар и величиной предложения его на товарном рынке.Кривая предложения имеет положительный наклон.

Следует различать два понятия:
изменение величины предложения - это передвижение по конкретной кривой предложения под влиянием изменения только цены данного товара или услуги;
изменение в предложении - это смещение вправо или влево самой кривой предложения под воздействием неценовых факторов предложения.

Смещение кривой предложения - изменение предложенияИзменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов:· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличениюпредложения;· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологийувеличивает предложение;· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарныхрынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложениесельскохозяйственной продукции;· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бременидействует в сторону снижения предложения, а предоставление дотацийпроизводителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются натоварных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.Соответственно факторами изменения предложения следует считать изменениесовокупности ситуационных условий, затра­гивающих сферу производства товаров,а не существующую ры­ночную цену данного товара. Каковы эти условия?Если их перечислить лишь с кратким комментарием, то ука­зать следует преждевсего следующие. Во-первых, уровень технологии производства данных това­ров, если подтехнологией, или «ноу-хау» понимать и пропор­ции, и качество применяемыхфакторов производства. Это ква­лификация применяемого труда, автоматизированнаятехника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда идругие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержеквыпускаемой продукции. Во-вторых, существенным условием изменения предложения выступаетгосударственная налоговая политика, политика под­держки субсидиямипредпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторыспособны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуярасши­рению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налогво всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребительможет оплатить покупая ее, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной,завы­шенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно:сокращение производства, т.е. предложения товаров. В про­тивоположномнаправлении влияют на уровень издержек про­изводства субсидии, льготные кредитыи т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предприн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.012 с.)