Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательная продажа государству всех или части поступлений зарубежной валюты.

Поиск

4. Проведение соответствующей бюджетной и кредитно-денежной политики. повышение курса национальной валюты предполагает ликвидацию бюджетного дефицита, что потребует проведения сдерживающей бюджетной политики и одновременно политики дорогих денег.

Современная валютная система. В краткосрочном периоде обеспечение сравнительной устойчивости валютных курсов. В этих целях система предусматривает периодические вмешательства государств через их ЦБ в деятельность валютных рынков. Крупномасштабные покупки или продажи иностранных валют (валютные интервенции) на валютных рынках. В долгосрочном периоде, обеспечивается гибкость валютных курсов в соответствии с тенденциями изменения рыночных условий. Это позволяет странам избежать платежных дисбалансов. Следовательно, в краткосрочном периоде применяется элемент фиксируемых валютных курсов, а в долгосрочном - плавающих.

 

Валютный рынок в том виде, в котором мы сейчас можем за ним наблюдать и работать на нем, функционирует с начала 1970-х гг. До этого мировая валютная система пережила несколько этапов эволюции.

· Система золотого стандарта (1867 — конец 1930х гг.).

· Бреттон-вудская система фиксированных паритетов (1944–1971 гг.).

· Ямайская система (Соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.).

· Европейский экономический союз и введение евро. 13 марта 1979 г. была создана Европейская вал. система базировался на ЭКЮ – европейской вал. единице. Неск. лет назад (с 99 по 02 гг) в Европе была создана единая валюта – евро.

 

56. Платежный баланс: определение, структура, основные понятия, дефицитное и активное сальдо. Платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, осуществленные в течение определенного периода времени.

Данные платежного баланса позволяют провести анализ

1. Определить, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля,

2. Дать количественную оценку доходов, полученных из-за границы и выплаченных зарубежным странам

3. Проанализировать формы привлечения иностранных инвестиций и осуществления инвестиций в экономику других стран.

4. Охарактеризовать сроки погашения внешней задолженности страны;

5 Оценить увеличения или уменьшения уровня резервов Центрального банка страны для устранения платежных дисбалансов

Практическая ценность платежного баланса страны состоит в том, что он активно используется при: разработке направлений бюджетной и кредитно-денежной политики; формировании протекционистских мер; регулировании внутреннего валютного рынка и валютного курса.

Использование балансового метода предполагает равенство сумм статей кредита и дебета.

Текущие операции осуществляются с товарами, услугами, доходами, текущими трансфертами В свою очередь, текущими трансфертами называется безвозмездная передача товара, услуги или денежных средств.

Операции с капиталом операции с активами (ресурсами) и пассивами (обязательствами). Бывают прямые, портфельные, прочие инвестиции и резервы.

Прямые инвестиции осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятием, с помощью участия в собственном капитале предприятия.

Портфельные инвестиции представляют собой небольшие пакеты акций (менее 10% всех голосов), а также долговые ценные бумаги, обращающиеся на финансовых рынках.

Государственные резервные активы находятся в собственности или контролируются органами кредитно-денежного регулирования страны. Они включают иностранную валюту, монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ).

Монетарное золото находится в собственности органов кредитно-денежного регулирования страны и используется ими как резервный финансовый актив, для покупки иностранной валюты. Операции с монетарным золотом могут происходить только между органами кредитно-денежного регулирования стран. Все прочее золото, включая то, что принадлежит коммерческим банкам, рассматривается как обычный товар

Сальдо (разность между суммарными итогами кредитовых и дебетовых статей) по счету текущих операций должно быть равно по абсолютной величине и противоположно по знаку сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами.

Статья платежного баланса «Резервные активы» является балансирующей, т.е. уравнивающей. Если страна зарабатывает иностранной валюты больше, чем тратит, то платежный баланс характеризуется как активный. Избыток иностранной валюты направляется на пополнение государственных резервов. Если страна расходует иностранную валюту в больших размерах, чем зарабатывает, платежный баланс является дефицитным. Недостаток иностранных валютных средств финансируется из государственных резервов, сокращая их. Пополнение или использование государственных резервов осуществляет Центральный банк страны в форме массовых покупок или продаж иностранной валюты (интервенций) на валютных рынках страны.

57. Основные этапы развития экономической теории. Сложность предмета экономической теории обусловила существование различных подходов к его определению. Впервые термин «экономика» был введен в оборот древнегреческим философом Аристотелем в 322—384 гг. до н.э. Этот термин состоял из двух греческих слов: «ойкос» — дом, «номос» — учение. В античный период экономические взгляды еще не выделились в самостоятельное учение и существовали и развивались в рамках философии и других наук. Только в XVI-XVII вв. зародилась собственно экономическая наука. Этот период ознаменовался становлением капитализма, углублением общественного разделения труда, развитием мануфактуры, расширением как внутренних, так и внешних рынков и, как следствие, мощным развитием товарно-денежных отношений. Предметом экономической науки этого периода считалось богатство, которое отождествлялось с деньгами, а источником богатства считалась сфера обращения. Появилась первая экономическая школа —меркантилизм. Особую известность среди меркантилистов получили Т. Мен и А. Монкрентьен.

В начале XVII в. сформировались научные взгляды по вопросам хозяйственного развития. Экономическая наука выделилась в самостоятельное направление. В 1615 г. француз А. Монкрентьен опубликовал «Трактат политической экономии», в котором определил экономическую науку (политическую экономию) как науку о законах, управляющих общественным хозяйством. В дальнейшем экономическая наука обогатилась новыми положениями и теориями.

В соответствии с различными исследовательскими подходами трактовка предмета экономической теории отличается в разных экономических школах. Так, в XVII-ХVIII вв. физиократы перенесли исследование из сферы торговли в сферу производства, но при этом они считали, что главной задачей экономики является развитие сельского хозяйства, промышленность же — бесплодная сфера.

В XVIII-XIX вв. представители классической политэкономии А. Смит и Д. Риккардо исследовали условия производства накопления и распределения национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включали промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др. Они заложили основы трудовой теории стоимости, рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему, отрицали необходимость вмешательства государства в экономику.

XIX в. был ознаменован появлением марксизма, оказавшего заметное влияние на экономическую науку и общественную жизнь в XIX и XX вв. Создатели этого учения К. Маркс и Ф. Энгельсположили в основу своей теории рассмотрение социально-экономических отношений как общественной формы развития производительных сил. Разработанная ими политическая экономия стала изучать производственные отношения общественных формаций, последовательно сменяющих друг друга, с позиции классового подхода.

В конце XIX в. возник маржинализм. Основоположниками этого направления стали экономисты австрийской школы — К. Менгер, Ф. Визер, Е. фон Бем-Баверк. Они исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. На первый план выдвигалась проблема полезности благ. Ими была разработана теория предельной полезности. Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

В 1890 г. А. Маршалл, основатель Кембриджской школы, в книге «Принципы экономикса» впервые употребил термин «экономикс». Предметом исследования «экономикса» является анализ поведения «экономического человека» в процессе взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения.

В 30-е гг. XX в. появилось радикально новое направление —кейнсианство, названное по имени его основателя Дж.М. Кейнса. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа и обоснования необходимости государственного регулирования экономики.

После Второй Мировой войны появились новые теории и направления, например, неоклассическая школа, провозгласившая доктрину монетаризма, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.. Основателем ее является американский экономист М. Фридмен. Он выступал против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Главным регулирующим фактором экономики Фридмен считал деньги.

Теория неоклассического синтеза, автором которой является американский экономист П. Самуэльсон, представляет собой сочетание идей неоклассической школы, придающей решающее значение денежному обращению, и кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономики. П. Самуэльсон, среди множества определений предмета экономической теории (экономикс), указывал, что это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения для достижения поставленных целей.

Экономическая теория постоянно развивается потому, что изменяется ее объект и предмет, постепенно накапливаются знания, позволяющие переходить к научной системе более высокого уровня.

58. Закономерности потребительского поведения: количественная и порядковая теории выбора. Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.

Количественная теория была предложена в последней трети XIX в. У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.

Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах. В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.

Анализ поведения потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование следующих гипотез.

1. Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ.

2. Каждый потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру.

3. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип убывающей предельной полезности часто называют «первым законом Госсена».

Принятие трех названных гипотез означает, что в основе плана потребления индивида

лежит составленная им таблица полезностей, названная по имени первого ее составителя

таблицей Карла Менгера, в которой каждая единица всех потребляемых благ имеет

количественную оценку полезности в ютилях (utility – полезность).

потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. - utility - полезность).

Согласно количественной (кардиналистической) теории, рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем. В этом случае достигается состояние равновесия.
условие потребительского равновесия, может быть выражено следующими образом:

где - предельная полезность благ a, b, c;
- цена благ a, b, c.
Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике. В противовес кардиналистической теории некоторые экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. В соответствии с представлениями сторонников этой теории потребитель делает выбор, исходя из предпочтительности того или иного набора товаров.
Порядковая теория основывается на менее жестких предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

Суть порядковой теории заключается в том, что здесь используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого товарного набора, и не ставится вопрос о том, насколько один товарный набор предпочтительнее другого.

Порядковая теория базируется на следующих гипотезах.

Множественность видов потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров.

Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими.
Транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко).

Взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя.

Убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага.

В порядковой теории понятие «полезность» означает порядок предпочтения товаров (товарных наборов) потребителем. Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов.

График оптимального выбора:

 

Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя.

Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.

Карта кривых безразличия в порядковой теории полезности выполняет ту же роль, что и таблица Менгера в количественной теории. На ее основе индивидуум формирует план потребления, максимизирующий при данном бюджете его удовлетворенность.

59. Понятие и условия потребительского равновесия. Главное допущение, на базе которого строится теория поведения потребителя, состоит в том, что потребители стремятся разместить свои ограниченные денежные доходы на покупку имеющихся товаров и услуг таким образом, чтобы максимизировать свою удовлетворенность (полезность). Другими словами, потребители всегда пытаются достичь состояния равновесия при как можно более высоком уровне удовлетворенности между тем, что они готовы покупать, и тем, что они способны купить.

Равновесие потребителя. Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволит ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

Существуют ограничения потребительского выбора. Возможный выбор для потребителя связан с бюджетными ограничениями. Бюджетное ограничение обслуживает выбор тех комбинаций благ, который потребитель может позволить себе купить на свой доход. Графическим изображением этой взаимосвязи является бюджетная линия.

Потребитель максимизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ. В результате такого выбора достигается потребительское равновесие - при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки разных товаров при имеющемся бюджете. И которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращение полезности от потребления другого блага.

Осуществление потребительского выбора характеризуется при помощи набора безразличия - набора вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Графическим отображением набора безразличия является кривая безразличия. Она отображает изменяющиеся сочетания двух разных благ в условиях, когда общая их полезность для потребителя остается неизменной. Набор кривых безразличия для одного потребителя и для одной пары благ составляет карту кривых безразличия.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) показывает возможные комбинации благ, которые он может приобрести при заданном уровне своих доходов и существующих ценах. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую от покупки двух различных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии - наиболее высокой точке из всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наибольшее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия.

60. Производственная функция. Производственная функция, также функция производства — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, (затраты ресурсов, уровень технологий и др.) может выражаться как множество изоквант.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

,

где - объем выпуска;
K- капитал (оборудование);
М- сырье, материалы;
Т – технология;
N – предпринимательские способности.

Производственная функция Кобба-Дугласа — зависимость объема производства Q, от создающих его труда L и капитала K.

Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба – Дугласа, с помощью которой раскрывается взаимосвязь труда (L) и капитала (К). Эти факторы взаимозаменяемы и взаимодополняемы

,

где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30-40 лет);

K, L- капитал и труд;

-коэффициенты эластичности объема производства по затратам капитала и труда.

Расчет производственной функции фирмы - это поиск оптимума, выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, такого, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках.

61. Дисконтирование и рыночная стоимость капитальных активов.

Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы: энергия и идеи; программное обеспечение и разнообразная информация экономического содержания. Как видно из этого перечисления, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Рынок факторов производства. Специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения. Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала.

Процент.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами. Оценка прибыльности осуществляется на основе чистой производительности капитала, исчисляемой, во-первых, после всех платежей от прибыли, и, во-вторых, в сопоставлении с осуществленными затратами. Эффективный инвестиционный проект Ч это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку.

Дисконтирование

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием. Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осуществляется расчет дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле

D=D./(1+r), где D - текущая дисконтированная стоимость актива; D/.- ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный 1 лет, r - норма банковского процента. Промышленные и другие инвестиции имеют экономический смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование которых связано с риском. Цены на инвестиционные товары, такие, как оборудование, сырье, материалы и т.п., устанавливаются в зависимости от будущих доходов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дисконтирования. Инвестиционные решения обосновываются исходя из таких параметров текущего момента, как цена приобретаемых на рынке инвестиционных товаров, норма процента, уровень годового дохода от применения этих товаров, цены их возможной реализации по остаточной стоимости в конце срока службы. 62. Основные черты рынка неограниченной конкуренции. Характеристика модели рынка совершенной конкуренции * Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. * Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производятстандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание длянеценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.* «Принимающие цену» применяется единая система (принципы) ценообразования, На чисто конкурентном рынке отдельные фирмыосуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.* Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могутсвободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

 

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один произво­дитель не может получить доходпутем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний пот­ребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары.Эти изменения отражаются на цене факторов производст­ва, которые, таким образом, привлекаются в одни, отрасли или устра­няются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к

тем сферам, куда устремляется спрос.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть чётко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д. Чистая конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

Также совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

Мы уже ознакомились с условиями существования совершенной конкуренции и таким образом можем сказать, что совершенная конкуренция могла бы существовать только там, где не было бы никаких элементов монополии, то есть никакого контроля над предложением товаров. Но это бывает очень редко. На практике же в рыночной экономике не существует ни совершенной конкуренции, ни абсолютного монополизма.

63. Рыночная власть и ее измерение.

Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой ры­ночной властью (фактически на большинстве мировых рын­ков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую ценапревышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену. Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как властьмонополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, чтопроизводство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительскийизлишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для тогочтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужноустанавливать и регулировать цены. Как единственный производитель товара монополист находится вуникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему неприходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену,захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти иполностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной дляпродажи.Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой ифирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельнымиздержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельныеиздержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти являетсявеличина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельныеиздержки.Мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: L = (P - MC)/P. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1.Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем большемонопольная власть.

Так или иначе при определении рыночной власти фирмы учитывается превышение цены на продукцию над предельными издержками производства.

64. Индекс потребительских цен и потребительская корзина. Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. минимальный набор продуктов питания В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина разрабатывается для трех основныхсоциально-демографических групп населения", трудоспособное население,пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации.

При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия,национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов.

Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг.

Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления.

Индекс потребительских цен определяется по формуле: (Стоимость потребительской корзины за данный год разделить на стоимость потребительской корзины за прошлый год)умножить на 100% Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) - основной показатель инфляции он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.).


65. Модель экономического кругооборота в макроэкономике. Под макроэкон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.013 с.)