Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер конкуренции и модели рынкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкуренция-это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает вопросы что, как, для кого производить. Борьба товаропроизводителей за потребителя приводит к снижению цен, улучшению качества продукции. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую и неценовую. Ценовая предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен так же под названием «война цен». Неценовая – основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы.По отраслевой принадлежности: Внутриотраслевая – конкуренция между предпринимателями производящими однородные товары. Межотраслевая – занятые в различных отраслях производства. Сущ 4 модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Совершенная конкуренция – конкуренция между производителями, продавцов товаров, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара. Товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы: · неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними; · абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; · абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала; · абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации); · абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.); · наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами; · стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции; · отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка. Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Спикерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья». Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях — это производства одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Олигополия На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили). Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. Монополия -является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы: Основными заданиями производственной программы являются: 1.Выпуск продукции в натуральном (условнонатуральном) выражении с перечнем номенклатуры и ассортимента в соответствии с заключенными договорами. 2.Объем выпуска продукции в стоимостном выражении по укрупненным группам изделий и в целом по предприятию. 3.Календарные сроки выпуска отдельных изделий, предусмотренные в договорах с потребителями. 4.Объем кооперированных поставок сторонним организациям. 5.Качественные характеристики выпускаемой продукции.
Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. · государственные, · муниципальные, · частные, · кооперативные, · в собственности с общественной организацией. По принадлежности капитала: · национальные, · иностранные, · смешанные. По организационно-правовым нормам: · индивидуально-частное предприятие; · хозяйственные товарищества и общества; · общества с ограниченной ответственностью (ООО) – с 1.01.2010г. ликвидировано законодательством; · акционерное общество (ОАО и ЗАО) В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. Полный товарищ обязан: вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества; участвовать в деятельности товарищества в соответствии с условиями учредительного договора; Вкладчик обязан:внести вклад в складочный капитал Полное товарищество — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в уставный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов. Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения. Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы: заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителями предприятия; учредительный договор о создании предприятия; устав предприятия, утвержденный учредителями; документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет; свидетельство об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия. В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.
Предпринимательская деятельность – инновационная рисковая деятельность. Применяя новые технологии, методы организации труда производства, предприниматель рассчитывает не на потери и убытки, которые могут быть, а на предпринимательские доходы, которые он получает. Риск – хозяйственная деятельность субъектов, связанная с преодолением неопределенности в ситуации выбора, в процессе которого имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Это условия предпринимательского риска, появлению которого всегда сопутствует 3 условия: · наличие неопределенности, · необходимость выбора альтернатив, · возможность оценить вероятность осуществления выбираемых вариантов. При этом риск представляет историческую категорию, т.е. осознание человеком опасности потерь, как за собственную безопасность, так и за финансовое благополучие. Основные черты риска.
Поскольку риск – объективное явление, его следует оценивать с точки зрения возможного ущерба и потерь. В рыночной экономике существует 3 вида рисков: · производственный (возникает в процессе выпуска продукции, выполнения работ. Вызывается снижением запланированного объема производства, ростом затрат и издержек, цен на сырьевые ресурсы, изменением ставок налога); · коммерческий (возникает в процессе реализации товаров и услуг из-за изменения коньюктуры рынка, увеличения издержек обращения, возможные потери ресурсов при заготовки и хранении); · финансовый (связан с возможным изменением финансово-экономического состояния предприятия в худшую сторону. Характеризуется изменением соотношения заемных и собственных средств, ростом зависимости производства от кредитов). Каждое предприятие устанавливает приемлемую степень рисков. Но существует шкала: 0 – 10% - минимальный риск; менее 25% - приемлемый риск; менее 50% - допустимый риск; более 50%, но менее 75% - недопустимый риск; 75% - катастрофический риск. Процесс определения и степени сокращения отрицательного влияния рисков на производство включает: · определение факторов, · выявление источников и видов риска (качественный анализ), оценка влияния рисков и уточнение мер по их минимизации или исключения.
Подготовка производства включает следующие стадии:
Главная задача подготовки производства - создание и организация выпуска новых конкурентоспособных изделий. Планирование подготовки производства выражается в · составлении календарных планов выполнения работ, · определении необходимых денежных средств, трудовых и материальных ресурсов, требующихся для их выполнения, · в контроле за ходом выполнения планов. Планирование и контроль должны охватывать все этапы подготовки производства, начиная с разработки технического задания и заканчивая выпуском опытных партий изделии или первых промышленных серий в производстве. Основные задачи планирования подготовки производства: · взаимная увязка всех видов работ по созданию новой техники и установление рациональной их последовательности; · определение общей длительности работ и обеспечение их выполнения в заданные сроки; · достижение наилучшего использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, выделенных: предприятием для выполнения предусмотренных планом работ. Планы подготовки производства подразделяются: на перспективные, разрабатываемые на длительные периоды времени; текущие — планы на год и квартал; оперативные, являющиеся рабочими планами подготовки производства. Одной из основных форм плана подготовки производства новых изделий является календарный план-график, разрабатываемый по каждой исследовательской или опытно-конструкторской теме, по каждому виду продукции, создание и освоение которой предусмотрено планом предприятия или объединения. Он составляется по этапам и видам работ на весь период подготовки производства. График обеспечивает правильное распределение общего объема работ по календарным периодам, определение целесообразной последовательности выполнения различных этапов работ, равномерную загрузку подразделений. В графике перечисляются этапы и комплексы работ, указываются исполнители (службы, отделы, цехи, лаборатории), приводятся объем работ по каждому этапу, сроки их выполнения. Такой документ получил название комплексного плана-графика.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.64.68 (0.014 с.) |