ТОП 10:

Тема 4. Эволюция рыночных отношений и конкуренция



 

План лекции:

4.1. Исторические типы рынка.

4.2. Конкуренция как ключевой элемент развития рыночных отношений.

4.3. Характеристика основных моделей рынка.

4.4. Развитие рыночных отношений в экономике переходного периода России.

 

4.1. Исторические типы рынка

 

В своем развитии рынок прошел через три основных этапа:

1) рынок простого товарного производства;

2) рынок свободной (совершенной или чистой) конкуренции;

3) рынок несовершенной конкуренции.

Зародившись в докапиталистическую эпоху, рынок простого товарного производства не имел всеобщего характера, т.к. параллельно с ним существовало натуральное хозяйство. В этих условиях значительная часть производимого продукта производилась и потреблялась вне рынка, а сам рынок охватывал лишь часть экономического пространства общества.

Рынок простого товарного производства существовал в форме торговли товарами - продуктами мелких производителей (ремесленников, крестьян), произведенными с целью продажи.

Главной структурной единицей является отраслевой товарный рынок. По своей сути – это сфера взаимодействия определенной общественной потребности и части общественного труда, удовлетворяющего данную потребность. Каждый отраслевой товарный рынок состоял из следующих основных структурных элементов:

1) массы товаров, удовлетворяющих общественную потребность;

2) спроса и предложения, как суммы продавцов (производителей) и покупателей (потребностей);

3) рыночных цен, которые уравниваются в процессе конкуренции в единую рыночную цену.

Главным субъектом хозяйствования являлся так называемый простой товаропроизводитель, стремившийся произвести одни товары для приобретения после обмена других товаров. Деятельность такого производителя реализуется как в сфере конкретного труда, так и в сфере рыночной конкуренции.

В условиях простого товарного производства центральным звеном рыночной конкуренции является цена, а главным орудием борьбы – игра на разнице между рыночной ценой, определяемой рыночной стоимостью, и индивидуальной ценой, определяемой индивидуальной стоимостью товара.

На смену рынку простого товарного производства пришел рынок свободной конкуренции, что явилось необходимым условием становления капитализма. Как правило, рынок свободной конкуренции представляет собой экономическое пространство отдельных стран. Он представлен совокупностью товарных и денежных рынков, которые распадаются на подвиды:

1) рынок рабочей силы (рынок труда);

2) рынок средств производства (рынок капитала);

3) рынок предметов потребления (потребительский рынок);

4) рынок земли (рынок к недвижимости).

Все вышеуказанные подвиды рынка функционируют параллельно, дополняя друг друга и конкурируя между собой. Отраслевые товарные рынки становятся более «проницаемыми».

Совершенная конкуренция должна отвечать целому набору требований, из которых наиболее важнейшими являются следующие:

1) наличие большого числа предприятий, производящих один и тот же товар, причем объем производства каждого предприятия представляет незначительную часть общего объема производства данного товара;

2) возможность свободного доступа в различные производственные сектора;

3) однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора; совокупность всех предприятий, которые производят одни и те же товары, будем называть отраслью;

4) совершенное знание рынка продавцами и конкурентами;

5) полная мобильность факторов производства между отраслями или между предприятиями;

6) цены на факторы производства, так же, как и цены на все другие товары, не подвержены существенным изменениям, происходящим в результате каких-либо действий отдельного продавца или отдельного покупателя.

Таким образом, если цены на производимую предприятием продукцию, равно как и на покупаемые предприятием факторы производства, не могут быть изменены в результате его действий, то у предприятия остается в распоряжении единственная возможность – комбинировать факторы производства таким образом, чтобы свести к минимуму издержки производства и за счет этого увеличить разницу между выручкой, полученной от реализации товара, и указанными издержками.

Современный рынок представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса. Но главными особенностями современных рыночных отношений являются:

1) наличие монополистических структур;

2) вмешательство государства в экономику.

Именно эти два отличительных признака являются определяющими в характеристике рынка несовершенной конкуренции. Джоан Робинсон, преподававшая более 40 лет в том же Кембриджском университете, где некогда работал Альфред Маршалл, прославилась своим трудом «Теория несовершенной конкуренции», вышедшим в свет в 1933 г. В нем она впервые предложила экономистам провести грань между совершенной и несовершенной конкуренцией. Под совершенной конкуренцией она предложила понимать ситуацию, когда продавцы и покупатели осознают общую ситуацию на рынке, но неспособны изменить соотношение спроса и предложения, а значит, и равновесную цену. В такой ситуации «невидимая рука рынка» действует в общих интересах, подталкивая и продавцов, и покупателей к выбору наиболее рационального поведения.

Несовершенная конкуренция, по мнению Дж. Робинсон, складывается на рынке, где нет полной монополизации одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, т.к. один или несколько продавцов либо покупателей способны заметно влиять на размеры спроса или предложения, а значит, и на уровень цены. Дж. Робинсон считала монополию и несовершенную конкуренцию главными болезнями современной рыночной экономики.

В зависимости от количества покупателей и продавцов современный рынок может иметь различные типы рыночной структуры: монополия, олигополия, монопсония, олигопсония.

Введем основные понятия:

Монополия– как правило, одна крупная фирма контролирует производство и сбыт товара.

Олигополия– несколько крупных фирм монополизируют производство и объем основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию.

Олигопсония – существует монополия группы покупателей определенных товаров. Ограничение закупки товаров, вызывающее понижение его цены, обеспечивает покупателям монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

 

 

Таблица 1

 

      Предложение Спрос
  Один потребитель (покупатель) Несколько потребителей (покупателей) Много потребителей (покупателей)
  Один производитель Двухсторонняя монополия Ограниченная монополия Монополия
  Несколько производите- лей Ограниченная монопсония Двухсторонняя олигополия Олигополия предложения
Много производи- телей Монопсония Олигополия спроса Совершенная конкуренция
         

 

Монопсония – существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки, что понижает цену этого товара и обеспечивает покупателю монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Следует отметить, что совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как абсолютная монополия. В динамике по любому товару можно было бы проследить развитие всех промежуточных форм рынка, находящихся между совершенной конкуренцией и абсолютной монополией (дуополия, монополистическая конкуренция и т.д.). Конкретная форма рыночной структуры возникает в зависимости от степени развития конкурентной борьбы в отрасли, именно конкуренция и определяет состояние рынка.

 

4.2. Конкуренция – ключевой элемент развития

Рыночных отношений

 

Понятие «конкуренция» (конкурентное поведение) – достаточно многообразно. В переводе с латинского термин «конкуренция» означает столкновение. Поэтому наиболее часто встречающиеся определения характеризуют конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще. за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Некоторые русские авторы, например И. Конрад, трактовали конкуренцию как «свободное соперничество многих лиц в меновых сношениях и в хозяйственной деятельности вообще».

В литературе советского периода конкуренция определялась как свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. В законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.91 г. под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Западные экономисты, например К. Макконнелл и С. Брю, дают следующее определение конкуренции: конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его.

Указанные определения характеризуют конкуренцию в 2-х аспектах; как состояние рынка и как отношения соперничества.

В получившей распространение в настоящее время концепции Ф.Фон Хайека конкуренция определяется как наука, процедура для открытия фактов, возникающих на пути формирования спонтанного порядка, которые без конкуренции оставались бы никому неизвестны. Конкуренция – это саморегулирующийся механизм, приводящий к своего рода равновесию – спонтанному порядку, который является продуктом человеческого действия, а не человеческого разума.

В российском антимонопольном законодательстве выделяются следующие основные признаки конкурентной ситуации.

1. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя.

2. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования платежеспособного спроса.

3. На рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, ресурсам, технологиям, информации.

4. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей.

Конкуренция (конкурентное поведение) как и любая экономическая категория выполняет ряд функций: регулирования, мотивации. распределения, контроля.

Функция регулирования. Для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Так, предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка.

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их вкладами, что соответствует господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополия может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика государства в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Политика в области конкуренции предполагает:

1) технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновации под давлением конкуренции);

2) предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Интенсивность конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентом. Это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок лидера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с принципом оптимальной интенсивности конкуренции наиболее благоприятны условия для нормального соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с умеренной индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

 

4.3. Характеристика основных моделей рынка

 

Решения и успех деятельности фирмы зависят от отрасли, где она действует. Подобно тому, как не существует двух похожих отраслей, не существует и двух одинаковых рыночных структур, более того, в реальной действительности имеет место их безграничное разнообразие. Однако в целях анализа, как правило, выделяют 4 типа рыночных структур (ситуаций) или так называемых «моделей рынка»: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Каждая из выше указанных рыночных структур является отражением различной степени развития конкуренции.

Российское законодательство к настоящему времени выделяет 2 типа рыночных ситуаций: рынки совершенной и монополистической конкуренции в России.

Наибольший вклад в изучение конкуренции внесли такие западные экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, Й.Шумпетер и др.

Рассмотрим подробнее вышеназванные модели рынка.

Совершенная конкуренция полиполия – это такая рыночная структура, которая состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, т.е. однородного товара. Для нее характерна полная свобода входа на рынок и выхода с него, равный доступ к информации. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не продавцов.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на рынке. Примером такого рынка служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Другой отличительной чертой чистой конкуренции является стандартизованная продукция. При данной цене покупателю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Примером могут служить оптовые фирмы, закупающие и реализующие шоколад фирмы «Марс» по одинаковым ценам. Вследствие этого покупатели будут рассматривать этот товар как точные аналоги других фирм, а следственно, будет отсутствовать основание для неценовой конкуренции, которая возникает на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не осуществляют контроль над ценой продукции. Дело в том, что каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, а значит – и цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тысяч звукозаписывающих компаний, каждая из которых выпускает по 1000 аудиокассет. Общий объем предложения – 1000 000 кассет. Предположим, что одна из 1000 компаний - А сокращает свое производство на 500 кассет. Объем совокупного предложения составит 999500 кассет. Данная компания А не может запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, это было бы бесполезно. Так, покупатель не купит ничего у компании А по 11 руб., если ее 999 конкурентов продают идентичный товар по 10 рублей.

Другой отличительной чертой является свободное вступление и выход из рынка, т.е. новые фирмы – свободно покидать чисто конкурентные рынки. В частности, не существует никаких серьезных препятствий, которые могли бы существенно помешать возникновению фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка и существует только в нескольких сферах деятельности. Большинство же фирм старается убедить покупателей в том, что их товары являются специфическими или уникальными, обладающими новыми, улучшенными качествами. Такой рынок с относительно небольшим числом продавцов в отрасли, предлагающих схожие, но не идентичные товары, экономисты называют монополистической конкуренцией.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую ситуацию, при которой относительно небольшое число небольших производителей предлагает дифференцированную продукцию, совершая сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Покупателям предлагаются различные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Из небольшого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. При относительной малочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов. Этому правилу можно следовать, т.к. влияние действий одной фирмы на каждого из конкурентов настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия данной фирмы.

3. Дифференциация продукта может принимать ряд форм:

1) Качество продукта. Продукты могут различаться своими качественными и физическими параметрами (вес, размер, мощность и т.д.). Наиболее важными среди них являются функциональные особенности, материалы и качество работы. Приведем пример. Фирма «Вист» - «Арти-системс» продают компьютеры. Фирма ««Вист» - «Реntium – 166», а «Арти» –«Pentium-300». Естественно, что компьютеры фирмы «Арти-системс» будут иметь большой спрос, т.к. более универсальны, имеют более мощную аппаратуру, программное обеспечение и т.д., нежели компьютеры фирмы «Вист».

2) Услуги и условно, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.

3) Размещение. Магазин, расположенный в оживленном районе, намного рентабельнее, чем аналогичный магазин, расположенный в более отдаленном районе города.

4. Стимулирование сбыта и упаковка. Покупатель предпочтет сделать покупку в магазине, где за покупку он получит подарок, фирменную гарантию, услуги по доставке и т.д.

Следовательно, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром. Она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от условий конкурентов, хотя эта власть и ограничена наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними фирмами существуют и достаточно крупные фирмы. При такой модели рынка фирмы стремятся расширить свою область предпочтений с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые подчеркивают различия в товарах.

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. Но по сравнению с чистой конкуренцией могут возникать дополнительные финансовые трудности, связанные с потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурента.

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой немногочисленное число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен.

Основным параметром олигополии является немногочисленность (3-5). Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг, то такая отрасль называется олигополистической. На мировом уровне это, например, автомобильное и компьютерное производство, изготовление покрышек, моющих средств, сигарет и других товаров.

Различают «жесткую» и «расплывчатую» олигополию. Так, при господстве на рынке 2 – 3-х фирм – это «жесткая» олигополия, а если 6-7 фирм занимают до 80% рынка, то это «расплывчатая» олигополия.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д., а дифференциация продукта – на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их соглашениям, тайному сговору – по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень конкуренции производства (больше число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают. Чем меньше будет такой информации, тем более конкурентным будет поведение фирмы.

Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенно конкурентном рынке они пульсируют непрерывно в зависимости от спроса и предложения, то при олигополии цены имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто.

Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок. Один из таких барьеров – высокая стоимость выхода на рынок. Другой барьер создается патентной защитой. Во многих технологически передовых технологиях, таких как алюминиевая, химическая, электротехническая, продукция защищена патентом. Для выхода на такой рынок конкуренты должны заплатить владельцу патента за право использовать эту технологию в своем производстве или изобрести собственную технологию.

При существовании олигополии ценовая конкуренция менее эффективна. Компании знают, что если они понизят цены, конкуренты сделают то же самое. Тогда вместо возросшего объема продаж, компенсирующего снижение цены, как при совершенной конкуренции, снижение цен приведет просто к уменьшению доходов.

Для увеличения рыночной власти происходит слияние нескольких конкурирующих фирм, что приводит к увеличению прибыли и позволяет добиваться более низких цен и издержек производства.

Монополияявляется антиподом чистой конкуренции. Чистая (абсолютная) монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем товара, у которого нет близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что для него нет приемлемых альтернатив. В результате покупатель должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок. Примерами естественных монополий могут служить электрические и газовые компании, предприятия общественного пользования, линии связи и т.д.

Процесс образования монополий свидетельствует о стремлении предприятий к получению дополнительных прибылей путем завоевания рынков в процессе конкуренции, что достигается уменьшением издержек производства, улучшения качества и количества выпускаемой продукции, применения новых достижений технического прогресса.

Формирование монополий происходило на фоне концентрации, централизации и обобществления производства, установления хозяйственных связей между предприятиями, обмена технологиями. Так, в США к началу 80-х годов 0,5% корпораций располагали 25% всей рабочей силы и давали 32% объема производства. С одной стороны, монополии способствуют развитию производительных сил, с другой стороны, устанавливая монопольно высокие цены, ограничивая объем производства, они приводят к не всегда рациональному использованию ресурсов.

Первые монополистические объединения формировались во второй половине прошлого века с целью завоевания рынка и установления на нем монопольной цены на товар. Картель представляет собой самую раннюю форму монополистического объединения, где отдельные производители договариваются и заключают соглашение о ценах, рынках сбыта, объеме производства и распределении прибыли. Однако при этом сохранялась полная свобода в торговле той продукцией, которая не входила в картельное соглашение. В результате некоторые предприятия получали дополнительные прибыли. Следующая форма монопольного объединения – синдикат, приводящий к сосредоточению функций снабжения и сбыте продукции, производственные функции осуществляются предприятиями самостоятельно.

Трест приводит к управлению предприятиями из единого центра. Различают одноотраслевой, комбинированный и многоотраслевой трест.

Концерн – высшая форма монополистического объединения. В него входят предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, торговля, транспорт, кредитные учреждения. Его цель заключается в специализации и интеграции входящих в него предприятий в единый экономический комплекс. Конгломерат объединяет не связанные друг с другом компании, предоставляя им полную свободу. При этом контролируется лишь часть финансовых показателей.

В настоящее время процессы поглощения и слияния фирм происходят наиболее интенсивно в аэрокосмической, нефтяной, газовой, электронной промышленности. Основываясь на капитале собственной страны или других стран, формируются международные монополии. Слияние транснациональных компаний происходит для реализации сверхсложных проектов и конкуренции на глобальном уровне. Западные экономисты характеризуют этот процесс как постимпериализм.

Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, то должны быть причины такому отсутствию конкуренции. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления в отрасль. Важнейшими среди них являются патенты, лицензии, а также собственность на важнейшие виды сырья.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер в своей знаменитой книге «Теория экономического развития» взглянул на проблему монополий в новом свете. Шумпетер утверждал: время старых монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло: если они и встречаются, но главенствующей роли уже не играют. На смену им пришли новые, в основе могущества которых – достижение технического прогресса, позволяющие предложить рынку новый товар или изготавливать старый, но с меньшими затратами. Отсюда вывод: монопольная прибыль – это награда за роль пионеров технического прогресса. Он писал: «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней – нет развития». Обобщенная характеристика основных моделей рынка по всем важнейшим параметрам приведена в табл. 2.

 

 

Таблица 2

 

Обобщенная характеристика основных моделей рынка

 

Параметры Совершенная конкуренция Монополистичес-кая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм, производя-щих продукт Много независимых фирм. Нет контроля над рынком Относительно немного фирм в отрасли, производящих схожие товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги Один продукт и одна фирма
Контроль над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние Практически полный контроль
Товарная дифферен-циация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качествам Товары и услуги дифференцированы Существенна для определенных продуктов (автомобилей). Мала для стандартизованных продуктов (бензин) Нет
Неценовая конкурен-ция Отсутствует Значительна Очень типична, особенно при дифференциации продукта Нет
Легкость вступления в отрасль Очень легкие. Препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Трудные. Часто требует больших инвестиций Практически невозможно
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды и обуви Производство стали, бытовых приборов, сельскохозяйственного инвентаря Муници-пальные организации

 

 

4.4. Развитие рыночных отношений в России

 

Становление рыночной экономики в России столкнулось и с монополизмом особого рода. Российский монополизм – результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Именно государство составило ось, вокруг которой формировались все элементы монопольных структур. В отличие от рыночных монополий российские ведомственные (управленческие) монополии создавались волевым путем. Государственный монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях управления экономикой. В современной России концентрация экономической власти на верхних уровнях управления если и снизилась, то незначительно, административный диктат даже усилился.

Живучесть государственного монополизма объясняется тем, что в настоящее время происходит лишь чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги, к примеру «Роснефть», «Росуголь», «Чермет», «Цветмет» и др. В этой связи весьма показательны данные о концентрации в промышленности РФ в 1997 г. Так, доля восьми крупнейших производителей составила: в электроэнергетике – 21,2%, в топливной промышленности - 28,9%, в черной металлургии – 55,5%, в металлургии – 48,6%.

Объективной основой монополизма рынков отечественных производителей является чрезвычайно высокая степень концентрации производства. Резко меняется и лицо современного монополиста в России. Так уставной капитал РАО «Газпром» составляет 236,7 млрд. руб., что превышает уставной капитал Российского акционерного общества энергетики и электрофикации в 3,5 раза. Газпром является классическим примером монопольного рынка со всеми атрибутами в области экспорта, цен, доходов.

Газпром – естественный монополист. В Башкортостане к естественным монополиям можно отнести такие как «Башкирэнерго», «Башводоканал», «Баштеплосети» и др.

Другой тип монополии (олигополии) сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные по принципу вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий от скважин до бензоколонки. Организационно такие структуры являются холдингами. Первая российская интегрированная компания государственный концерн «ЛУКОЙЛ» была создана в 1991 г. на основе трех нефтедобывающих объединений. Оставшиеся предприятия нефтекомплекса закрепились за госпредприятием «Роснефть». В настоящее время в нефтедобыче сложилась олигополистическая структура рынка.

С точки зрения создания монопольных структур представляет интерес и тенденция к ускоренному формированию финансово-промышленных групп. К настоящему времени их число составило 72, среди участников следует отметить: РАО «Норильский никель», «АВТОГАЗ», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты «ОНЕКСИМ – банк», «Российский кредит», «АВТОВАЗ банк» и т.д.

Таким образом, российская промышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайно монополизируемого комплекса. Однако, несмотря на проводимую борьбу с монополизмом, степень монополизации не только не снижается, но и увеличивается, несмотря на уменьшение количества предприятий-монополистов. Развитие рыночных отношений в России происходит в условиях чрезвычайно низкого спроса, а также практически при полном отсутствии инвестиционных ресурсов.

 

 

Тема 5. Фирма в условиях рынка

План лекции:

5.1. Фирма как экономический субъект рыночной экономики.

5.2. Цели и функции фирмы. Конкурентное преимущество.

5.3. Организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки. Основные типы предприятий в России.

 

5.1. Фирма как экономический субъект

Рыночной экономики

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, государство и предпринимательские фирмы. Под домохозяйством в экономической теории понимаются люди, покупающие товары и услуги для удовлетворения собственных потребностей. Деньги на покупку товаров и услуг потребители зарабатывают, представляя принадлежащие им факторы производства предпринимателям или государству. Под государством понимаются все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и достижения целей государства. Под предприятием (фирмой) понимается самостоятельная экономическая единица, стремящаяся к максимизации прибыли, использующая факторы производства и вступающая в экономические отношения с домохозяйствами, государством и другими фирмами.

Обычно термины «фирма и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, и тогда они будут выступать как составные части этой фирмы, то есть фирма - это обобщенное название предприятия.

Связь между тремя основными субъектами рыночной экономики опосредствована товарно-денежными потоками и представлена на рис. 3.

 


Рис. 3. Схематическое изображение классической рыночной экономики

 

Основным и первичным звеном экономики является предприятие, так как именно здесь идет непосредственный процесс производства материальных благ и услуг и его организация. Оценка предприятия как первичного звена означает, что это самая дробная (мелкая) самостоятельно хозяйствующая экономическая ячейка.

 

5.2. Цели и функции фирмы

 

Конечной целью фирмы является извлечение максимальной прибыли. Достижение этой цели осуществляется через определенные целевые установки тактического и стратегического характера, такие как:

- увеличение объема продаж;

- достижение более высоких темпов роста;

- увеличение доли рынка;

- увеличение доли прибыли по отношению к вложенному капиталу;

- изменение структуры капитала и др.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и такжестадией цикла жизни самого предприятия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.024 с.)