ТОП 10:

ТЕМА 15. Мировая валютная система и платежный баланс



 

План лекции:

15.1. Мировая валютная система и этапы ее развития.

15.2. Валютный курс и его государственное регулирование.

15.3. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере.

15.4. Платежный баланс страны и его структура.

 

15.1. Мировая валютная система и этапы ее развития

 

Мирохозяйственные экономические отношения в условиях товарно-денежных отношений немыслимы без налаженной системы валютных отношений. Но международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики.

Валютные отношения -это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами: внешнюю торговлю, вывоз капитала, инвестиции, предоставление займов, субсидий, научно-технический обмен, туризм и др. Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платежном обороте и получали свое развитие по мере интенсификации международных обменов, движения товаров, капиталов и рабочей силы. На протяжении истории менялись формы мировых денег и условия международных расчетов. Одновременно возрастала значимость системы мирового денежного обращения и повышалась степень ее относительной самостоятельности. Стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных (региональных) валютных систем и мировой валютной системы (МВС).

Национальная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений страны, в рамках которой формируются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. Ее характеризуют следующие основные элементы: а) национальная валютная единица; б) состав официальных золотых валютных резервов; в) валютный паритет и режим валютного курса; г) условия обратимости валют; д) порядок международных расчетов страны; е) режим национального валютного рынка и рынка золота; ж) статус национальных учреждений, которые регулируют валютные отношения страны.

Национальные валютные системы формируются на основе национального законодательства с учетом норм международного права. Их особенности определяются степенью развития экономики страны, ее внешнеэкономическими связями, задачами социального развития.

На базе национальных валютных систем функционирует МВС.

Мировая валютная система- это форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. Ее составными элементами являются: а) золото и резервные национальные валюты; б) международные счетные единицы – СДР, ЭКЮ, Евро; в) состав и структура международных ликвидных активов (валютные средства и золотые резервы); г) режим валютных паритетов и курсов; д) условия обратимости (конвертируемости) валют; е) объем валютных ограничений; ж) формы международных расчетов; з) статус международных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения на наднациональном уровне; и) режим международных валютных рынков и мировых рынков золота.

Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Среди активных участников валютных отношений выделяются банки, ибо в условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляются прежде всего через эти учреждения. Крупныекоммерческие банки, располагая широкой сетью филиалов в разных странах или имея валютные счета в банках других стран, проводят через них торговые и иные внешнеэкономические операции, а клиенты имеют возможность вносить средства на счет банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте. Ныне 90% всех валютных сделок на мировом валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой – это обычная биржевая игра на курсах с целью получить прибыль. Так, в 1998 г. ежедневно в мире 2 трлн. долл. переходили из рук в руки. Но из них только 3% поступали в реальную экономику, т.е. инвестировались в создание богатств. Остальные менялись, вкладывались, изымались, прокручивались исключительно с целью наживы на самой операции. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Брюсселе, Франкфурте-на-Майне. Основными действующими лицами валютных отношений кроме банков выступают валютные брокеры, дилеры.

В развитом и сложном виде МВС возникла не сразу. Формирование МВС шло вслед за промышленной революцией, образованием мировой системы хозяйства. Она прошла в своем развитии три этапа, каждому из которых соответствует свой тип организации международных валютных отношений.

Первый этап – это период возникновения системы «золотого стандарта» (Х1Х – начало ХХ в.). Золотой стандарт представляет собой форму организаций денежно-валютных отношений, основанную на использовании золота как денежного товара. Эра золотого стандарта «официально» наступила в 1822 г., когда Британская империя объявиласвою национальную денежную единицу («фунт стерлингов») свободно обратимой в золото по установленномугосударственному курсу (чистое содержание золота в фунте стерлингов составляло тогда 7,322 г.)

Вслед за Великобританией золотой стандарт установили США, страны Западной Европы и Россия. Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период между 1880 и 1914 гг. Золотой стандарт подразделяется: на золотомонетный, золотослитковый, золото – девизный (золото – валютный).

Золотомонетный стандарт был типичен для эпохи свободной конкуренции и просуществовал до первой мировой войны. Ему были характерны: 1) исчисление цен товаров в золоте; 2) обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев; 3) свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу; 4) отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; 5) обращение на внутреннем рынке наряду золотыми монетами и банкнотами государственных бумажных денег с принудительным курсом.

В годы первой мировой войны во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен банкнот на золото и запрещен вывоз его за границу. Золотые монеты ушли из обращения в сокровища. Однако окончательный крах золотого стандарта наступил позже. В США золотые монеты (доллары) продолжали обращаться до 1934 года. Кроме того, в 20-е годы в период временной экономической стабилизации в некоторых странах был установлен золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на золотые слитки весом в 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк их крупную сумму (Великобритании –1700 ф.ст., во Франции – 215 тыс. франков). Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот.

В остальных странах непосредственный размен банкнот на золото не был восстановлен, а предусматривался обмен кредитных денег на девизы (платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото). Эта форма золотого стандарта получила название золото – девизного стандарта.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт был отменён во всех странах.

Второй этап становления МВС датируется 1944 г. Основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На этой конференции было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы («бреттонвудской»). Данная система не имела резкого отличия от золотого стандарта. В основе лежал золотовалютный стандарт, в котором в качестве резерва выступали золото и доллары. Страны, подписавшие соглашение, зафиксировали курсы своих валют в долларах или в золоте. Доллар был увязан с золотом (35 долл. за тройскую унцию золота, которая равнялась 31,1 г) и признавалась основной, резервной и расчётной валютой. Эта система обеспечивала доллару«монопольную» позицию в МВС.

Все остальные страны участники «бреттонвудской» системы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Во время этой системы мировая экономика и торговля развивались очень быстро. Это были годы «экономического чуда»: инфляция сохранялась на низком уровне, безработица сокращалась, рос жизненный уровень европейцев. Но одновременно разрушались основания «бреттонвудской» системы. Ибо производительность труда в промышленности США оказалась ниже, чем в Европе и Японии. Это привело к уменьшению конкурентоспособности американских товаров, к снижению их импорта в Европу и, наоборот, к росту экспорта европейских и японских товаров в США. В результате в Европе скопилось большое количество так называемых евродолларов, что привело к росту долга США другим странам и создало громадный дефицит их госбюджета. К тому же часть «евродолларов» была предъявлена в конце 60-х годов центральными банками ряда европейских стран к прямому размену на золото. Золотой запас США начал уменьшаться. Все это сделало переоценку доллара неизбежной. В результате двух девальваций доллара (в 1971 и 1933 гг.) «бреттонвудская» система фактически рухнула. После официального прекращения обмена доллара на золото (1971 г.) «фиксированные» курсы валют уступили место «плавающим». В условиях плавающих курсов валютный курс определяется рыночными силами спроса и предложения.

Так начался третий этап развития МВС, который был юридически оформлен в соглашении 1976 г. в Кингстоне (о. Ямайка). Основные положения этой системы: 1) юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; 2) основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специальные права заимствования); 3) в отношении валютных курсов предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР с тем, чтобы в дальнейшем мог быть осуществлен всеобщий переход к режиму паритетных курсов национальных валют к СДР с пределами колебания от паритета + 4,5%; 4) усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ.

Окончательно создание Ямайской системы еще не завершено. Однако под прикрытием СДР сохраняет свое значение как международное платежное средство доллар США, неразменный на золото. Он служит основой для установления паритетов валют, остается главным средством валютной интервенции. На долю доллара США приходится более 2/3 официальных валютных резервов, а на долю СДР только 2,4%. Вместе с тем в рамках Ямайской валютной системы наметилась тенденция перехода от долларового к многовалютному стандарту, включающему наряду с долларом США марку ФРГ, японскую йену, швейцарский франк. Это означает дальнейшее усиление противоречий между США, Западной Европой и Японией и дальнейшее усиление валютной нестабильности.

В рамках МВС на региональном уровне с 1979 г. функционирует Европейская валютная система (ЕВС), призванная оградить ЕС от экспансии доллара и основанная на использовании европейской валютной системы ЭКЮ. Страны-члены ЕЭС все более полно координируют свои действия в валютно-финансовой области. Созданная на базе евровалют ЭКЮ до конца столетия носит расчетный характер. Ныне идет формирование валютного союза. Он предусматривает введение единой валюты (евро), которая призвана постепенно полностью заменить в обращении национальные валюты и стать полноценным платежным средством на всей территории Евросоюза. Согласно Маастрихтскому договору (1991 г.), являющемуся своеобразной экономической Конституцией Евросоюза, и дополнившему его Амстердамскому соглашению глав государств и правительств стран ЕС (июнь 1997 г.) переход к единой валюте займет несколько лет.

Впервые со времен Римской империи на мировом рынке с января 1999г. появилась единая европейская валюта. Миллионы европейцев стали пользоваться единой валютой – евро. Правда, в ближайшие три года только для безналичных расчетов. Наличные евроденьги в кошельках граждан очутятся далеко не сразу. Практически уйти в прошлое предстоит национальным валютам 11 европейских стран, имеющим многовековую историю. Это: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Все 11 национальных валют больше не будут котироваться на валютных биржах, в них не будут исчисляться ставки процентов, в них не будут выражаться индексы фондовых бирж. Все эти ключевые экономические и финансовые показатели уже представлены только в евро. Наличные валюты 11 государств станут постепенно, в течение трех лет, заменять на наличные евро. Швеция, Дания, Великобритания предпочли пока остаться в стороне, а Греция не удовлетворяла необходимым критериям для приема в Экономический и Валютный Союз (ЭВС), но с января 2001г. к зоне евро она присоединилась, хотя в Англии евро будет легальным платежным средством (совсем как в России доллар) и будет приниматься практически везде.

Факты говорят о том, что большая часть жителей Европы пока не приемлет идею введения евро. Их еще предстоит убедить, что это не какая-то «валюта эсперанто» и что выгоды от ее введения перевешивают проблему психологического характера, связанных с необходимостью отказаться от дорогих сердцу валют. Скептики замечают, что на создание ФРС, послужившей одной из моделей для Европейского центрального банка (ЕЦБ), у США ушло 124 года, а ЕС собирается выполнить аналогичную задачу за несколько лет. В ответ бывший президент ЕЦБ Вим Дейзенберг ответил, что главное – это завоевать доверие жителей Европыпутем проведения жизнеспособной и последовательной валютной политики. На ЕЦБ возложена ответственность за успешное введение евро на территории 12 стран-членов Экономического иВалютного Союза. В целом ЕЦБ будет иметь в своем распоряжении около 39 млрд. евро в наличной валюте и в золотом эквиваленте, которые будут переведены ему центральными банками стран, входящими в еврозону.

Введение «евро» существенным образом меняет ситуацию в мировой финансовой системе: американский доллар получил небывалого конкурента. Взаимоотношения ЕС, США и Японии приобретают новые формы, что находится в русле общемировой тенденции усиления конкурентных начал в мировой экономике.

 

15.2. Валютный курс и его государственное

Регулирование

 

На валютном рынке национальная валюта обменивается на иностранные валюты. Цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве денежных единиц национальной валюты, называется валютным (или обменным) курсом. Чем же определяются уровень валютного курса и его динамика?

Валютный курс определяется на основе паритета покупательной способности. Этот паритет есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрестина национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Но объективность может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух стран. Так, если в России такая корзина стоит 900 руб., а в США – 30 долл., то поделив 900 руб. на 30 долл., получим, что цена 1 долл. (т.е. его валютный обменный курс) равна 30 руб. Но если цены в России вырастут в 2 раза, а в США останутся неизменными, то при прочих равных условиях обмена курс доллара к рублю удвоится.

Большая сложность состоит в том, что не существует единого способа определения состава потребительской корзины. В разных государствах структура товаров и услуг, входящих в нее, весьма отличается, поэтому сравнивать «корзины» очень сложно. Установившийся валютный курс находится в поле зрения Центрального и коммерческих банков, крупных фирм, маклеров-посредников. Обмен информацией о динамике валютных курсов ныне происходит непрерывно, благодаря спутниковой связи. Мониторы установлены во всех банках, участвующих в мировой торговле иностранной валютой.

Движение валютного курса имеет важное макроэкономическое значение, поэтому является объектом постоянного внимания и регулируется со стороны государства. Что обусловливает необходимость этого вмешательства в сферу валютных курсов? Дело в том, что изменения обменного курса по-разному воздействуют на разные секторы и отрасли экономики. Важное значение они имеют для предприятий, которые включены в систему экспортно-импортных операций. Здесь существует правило: при падении курса национальной валюты по отношению к валютам других стран в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса выигрывают импортеры. Развитые страны, осуществляющие экспортно-импортные процессы в широких масштабах, очень чувствительны даже к небольшим колебаниям валютного курса. Но в ситуации с растущим курсом валюты проигрывают не все. Так, отрасли, работающие на импортном сырье, обнаружат, что их производственные затраты сократились, т.к. за то же количество сырья платят меньшиесуммы в национальнойвалюте.Выигрывают и потребители, т.к. импортных товаров станет больше, а цены ниже.

Итак, при любых колебаниях валютного курса одни всегда будут в выигрыше, другие – проигрыше. Отсюда, производители крайне заинтересованы в стабильном и предсказуемом изменении валютного курса, которое может быть основой планирования их коммерческой деятельности.

Государственное регулирование обменного курса включают меры «косвенного» и «прямого» регулирования. Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны.

Быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулированиявалютного курса:

1. Политика учетной ставки ЦБ. Повышая учетную ставку, т.е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит, ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. При высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. Снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

2. Валютная интервенция. Проводя ее, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка – повышению. Такие меры прямого регулирования Федеральная резервная система (ЦБ СЩА) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х – начале 80-х годов. Меры включали в себя повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этих мер позволила вначале приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс начал расти, достигнув пика в 1985г. На это повлияла не только реализация этих мероприятий, но и жесткая денежно-кредитная политика – всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов привело к снижению курса доллара.

3. «Девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация – снижение курса валюты, ревальвация – его повышение. Это зависит от экономической ситуации в стране, и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный курс за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

В сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между полной экономической свободой и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы. Валютные ограничения определяют степень обратимости валюты.

Режим обратимости определяет три разновидности валют: «полностью конвертируемую валюту», «частично конвертируемую», «неконвертируемую».

Полностью обратимыми называются валюты стран, в законодательстве которых практически отсутствуют валютные ограничения. Эти валюты обмениваются на любые другие валюты без специальных на то разрешений. К ним относятся доллар США и Канады, японская иена, немецкая марка, швейцарский франк, фунт стерлингов. Свободно конвертируемые валюты опосредствуют международные расчеты, т.е. выполняют функции мировых денег.

Частично обратимыми являются валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны), в отношении определенного круга валютных операций.

К необратимым относятся валюты стран, применяющих жесткие запреты и ограничения по ввозу и вывозу, обмену, продажам и покупкам национальной и иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия, многие государства СНГ имеют неконвертируемую валюту.

Конвертируемость – способность национальной валюты свободно без ограничений обмениваться на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государств в процесс обмена. Конвертируемость национальной валюты провозглашается государством после оформления ее соответствующими законодательными актами. Законом определяется: а) на какие иностранные валюты может обмениваться национальная валюта; б) может ли она быть объектом купли-продажи на валютных рынках; в) каким физическим и юридическим лицам (своим гражданам – «резидентам» или иностранным гражданам – «нерезидентам», либо тем и другим, предприятиям, банкам, корпорациям, международным организациям) в неограниченном или ограниченном размере разрешаются те или иные операции, связанные с обменом национальной валюты на иностранную (внешнеторговые сделки, купля-продажа валюты на валютных рынках, открытие валютных счетов, продажа – покупка капитальных активов).

Конвертируемость валюты находится в прямой зависимости: от экономического потенциала страны; масштабов ее внешнеэкономической деятельности; устойчивости внутреннего денежного обращения; степени развития национальных товарных, денежных рынков и рынков капиталов.

Страны-члены МВФ обязаны вводить у себя тот или иной режим обратимости своей валюты только по согласованию с МВФ. Они принимают на себя обязательства поддерживать установленный режим конвертируемости и изменять его с согласия Фонда. Последний становится своего рода гарантом обратимости конкретной валюты перед всем миром, а также принимает на себя обязательство помогать стране поддерживать конвертируемость в случае резкого ухудшения ее платежного баланса.

 

15.3. Межгосударственные структуры

В валютно-финансовой сфере

 

Для современных международных валютных отношений характерно сочетание нестабильности, высокой степени неопределенности процессов и одновременно углубление координации экономической политики государств в этой области. Эту координацию осуществляют ежегодные экономические совещания «семерки» ведущих стран Запада, а также межгосударственные организации. Среди последних особую роль играют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая организация (МФК), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банк международных расчетов (БМР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

МВФ – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г., начал функционировать с марта 1947г. Правление фонда находится в Вашингтоне (отделение – в Париже) и состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Азии, Европы, Среднего Востока и Западного полушария. Согласно Уставу, официальными целями МВФ являются: 1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; 2)предоставление государствам – членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств–членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле.

Руководящие органы МВФ – Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих – высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих Центральными банками государств-членов. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Директорат – исполнительный орган, регулирующий повседневную деятельность фонда. В его состав входят 22 директора: 5 директоров от США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии, как стран с наибольшими квотами, 1 директор от Саудовской Аравии, как наиболее крупного вкладчика капитала, 16 директоров избираются на двухлетний срок остальными странами с учетом принципа географического представительства (из них только директор от Китая представляет одну страну). Директорат назначает директора-распорядителя, который выступает в качестве председателя. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот.

В соответствии с Соглашением о МВФ для выравнивания платежных балансов государств-членов фонд представляет им кредиты в иностранной валюте. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов МВФ – казначействами. Кредиты предоставляются в форме продажи иностранной валюты на национальную валюту страны-заемщика и погашаются путем выкупа у МВФ национальной валюты на иностранную валюту. Причем МВФ связываетпредоставление кредитов странам-членам с условием проведения ими определенных изменений в экономической политике. Такие изменения в виде программ финансово-экономической стабилизации сроком от 1-го года до 3-х лет согласовываются с фондом и рассматриваются как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов в зависимости от причины, вызывающей несбалансированность внешних платежей. В пределах разницы между величиной квоты и наличием данной национальной валюты в распоряжении МВФ (так называемая резервная доля МВФ) иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений. Иностранную валюту сверх предусмотренных Уставом ограничений члены МВФ могут получить, заключив так называемое соглашение «стэнд-бай». Такой кредит предоставляется долями (траншами), что дает фонду возможность контролировать выполнение страной-должником условий кредита.

Членство страны в МВФ является обязательным условием при вступлении ее в МБРР и для получения льготных кредитов МАР.

МБРР – межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его Уставом, официально вступило в силу в 1945г., а банк начал действовать с 1946г. Официальная цель МБРР – содействие странам-участницам в развитии экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Местонахождение органов управления МБРР – Вашингтон. Высшим органом банка являются Совет управляющих и Директорат. Во главе банка стоит президент. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих Центральных банков стран-членов, проводятся раз в год (МБРР совместно с МВФ). Право голоса в органах МБРР определяется паем в его капитале. Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции.

При решении вопроса о предоставлении кредита банк требует подробную информацию об экономическом и финансовом положении страны, направляет туда экономические миссии. Последние проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных планов экономического развития. В рекомендациях миссий приоритет отдается развитию в государствах-заемщиках частного сектора экономики, направлению туда иностранных инвестиций. МБРР стал центром выработки стратегии развития для развивающихся стран.

МБРР имеет два филиала – МФК и МАР. МФК создана в 1956г. как филиал МБРР для инвестиций в частный сектор развивающихся стран-участниц МВФ. Финансирует только высокорентабельные предприятия в этих странах. Сроки займов не превышают 15 лет. С 1961 года МФК получила право не только предоставлять займы, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. Органы МФ находятся в Вашингтоне.

МАР создана в 1956г. как филиал МБРР. Официальная цель деятельности – содействие экономическому развитию наименее развитых стран путем представления им льготных кредитов. МАР предоставляет этим странам беспроцентные кредиты на 50лет (с них взимается только комиссия в размере 0,75% годовых).

ОЭСР – межгосударственная экономическая организация стран, которые активно сотрудничают в валютно-финансовой сфере. В нее входят все промышленно развитые страны. Она заменила с сентября 1961г. организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную после второй мировой войны в связи с осуществлением плана Маршалла. Высший орган ОЭСР – Совет, в состав которого входят главы делегаций стран-членов, председатель Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Исполнительный орган – Секретариат. Действует более 10 комитетов по разным проблемам (Комитет содействия развитию, Комитет по проблемам платежных балансов и др.) штаб-квартира ОЭСР – в Париже. ОЭСР призвана: а) содействовать экономическому развитию стран-членов, добиваясь полной занятости и повышения жизненного уровня при поддержании финансовой устойчивости; б) способствовать подъему экономики развивающихся стран, расширению международной торговли на многосторонней недискриминационной основе: в) выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономики на платежные балансы других стран.

В рамках ОЭСР на основе вырабатываемых его весьма авторитетных в мире прогнозов даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующей взаимному приспособлению национальных экономик с учетом тенденций развития мирового хозяйства.

БМР является одним из важнейших международных валютно-финансовых институтов, играющих ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. Создан в 1930г. в Базеле (Швейцария). Он объединяет Центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков в США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью в 1992 г. стали обязательными для всех коммерческих банков стран-членов ОЭСР. Все перечисленные международные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990г. был создан ЕБРР, чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессами реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хозяйство.

Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, показали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее механизмов постоянно стоит на повестке дня.

Так, финансовые потрясения 1997-1998 годов были подготовлены спекулятивными операциями на рынках ценных бумаг. Международный рынок банковских операций с ценными бумагами увеличился с 1,3 трлн. долл. в 1980г. до 6,2 трлн. долл. в 1992г., т.е. более чем в 4 раза. Международный рынок ценных бумаг не ограничивается США, Японией, ЕС. Растет азиатский рынок долговых обязательств, откуда и пришел финансовый кризис. Сначала он подкосил Южную Азию. Теперь добрался до Латинской Америки. Как было заявлено на 53-й ежегодной сессии МВФ (1998г.), а также лидеры семи ведущих стран мира признали: кризис этот не азиатский, не российский, не латиноамериканский – он глобальный, мировой. Уровень уже равен тому, как если бы с карты мира вдруг исчезло государство, равное Канаде. Выправлять курс придется всем миром. Что же делать? Определились три возможные стратегии. Первая: ликвидировать МВФ и все прочие институты Бреттон-Вудской системы, с которыми мир прожил полвека, разрегулировать до конца мировую экономику, дать полную волю «невидимой руке». Вторая: не только сохранить, но еще и увеличить государственный и всемирный контроль за финансовыми потоками, а для этого учредить Центральный всемирный банк и с каждой операции взимать, как предлагал американский экономист лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин, от 0,1 до 0,5% ворочаемых сумм для создания фонда международной помощи. Третья: реформировать МВФ вплоть до того, что придать ему статус мирового экономического правительства. Отсюда, во втором случае по «невидимой руке» могут дать, а в третьем предполагается, что ею будут водить.

Что скажет на это США? По размеру взноса в МВФ ей в этой организации принадлежит 17% веса – голос блокирующий. «Великолепной семерки» – более 40%. Остальные 175 государств в любом случае вынуждены будут принять решение этого сильного меньшинства. Одернуть «невидимую руку» глобального рынка, где тон задают не мануфактуры, а ТНК, не смог бы теперь и сам А.Смит. Но кризис не пощадит никого. Появился первый знак: Франция объявила о намерении учредить у себя налог Дж.Тобина.

Переход к единой европейской валюте – евро дает шанс построить новый мировой денежный порядок. Сделать прозрачной международную систему расчетов. Исключить хаос и произвол в формировании и динамике курсов на глобальных финансовых рынках. Покончить с односторонними преимуществами и выгодами для США. Так, в 90-х годах в мире в долларах США формировалось 50-60% валютных резервов государств, 60-70% экспорта и импорта, 70% банковских кредитов, примерно 50% облигационных займов, 80% операций на валютных рынках, 100% оборота рынков евродолларов и нефтедолларов.

С введением евро многое изменится. Уже в переходный период 1999-2000 годы евро будет обслуживать до 30% международной торговли, до 95% расчетов внутри ЕС (против 48% в 1998г.). В среднесрочной перспективе, по самым скромным оценкам, во всем мире (включая Россию) в евро переведут до 800 млрд. долл. активов частных вкладчиков (средства на банковских счетах, госбумагах) до 500млрд. долл. резервов центральных и национальных банков, то есть прямые потери США могут составить 1,3 трлн. долл., что весьма ощутимо, учитывая, что их госдолг превысил в 1998г. 5,5 трлн.долл.

Появление в обороте евро изменит расстановку сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в 3 раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит евро и то, что в 1999г. свыше половины внешней госзадолжности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будут номинироваться в единой валюте.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.013 с.)