Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование современной российской медиасистемыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Глокализация как тенденция развития информационных систем Глокализация на современном этапе занимает важное место в развитии информационных систем. Впервые этот термин появился как необходимость обозначения двоякого процесса локализации и глобализации. Этот процесс связывают с именем английского социолога Роланда Робертсона, который подчеркивал, что глобальные и локальные тенденции можно рассматривать как взаимодополняемые и взаимопроникающие процессы, выделяя при этом возможность столкновения между ними, если возникнут специальные обстоятельства. Таким образом, локальное становится одним из аспектов глобального. В этом контексте у Юргена Хабермаса упоминается понятие «новая обозримость», а у Зигмунта Баумана – «конец однозначности». Современные исследователи упоминают о столкновении локальностей – «clash of localities», в основе которого лежит столкновение локальных культур. Это приводит к замене центрального понятия культурной глобализации понятием «глокализация». С социологической точки зрения глокализация – это своего рода явление, определяемое социологией глобализации. Рассматривая «глобальную культуру» как процесс диалектический, можно расшифровать противоречивые элементы глобального и локального в их единстве – это и есть новое явление глокализации. Широко распространен термин «глокальная культура» и теория «глокальных культур», в основе которой лежит совокупность конкретных мелких проявлений на местах, символов собственной жизни и культуры, находящихся под влиянием глобальных внешних форм воздействия. Теория «глокальной культуры» получила развитие в работах А. Аппадураи, который теоретически обосновал относительную автономию, самостоятельность и внутреннюю логику новой глокальной культурной экономики. Особо выделяются в данной теории А. Аппадураи ethnoscapes или «ландшафты личностей», определяющие характер неспокойного, меняющегося мира - это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей, воздействующие на политику внутри наций и между ними в силу физико-географической неуспокоенности. Также А. Аппадаруи описывает technoscapes - не признающее государственных границ движение технологий – развитых и устаревших, механических и информационных; financescapes - движение громадных денежных сумм через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки с огромной скоростью, минуя национальные преграды; mediascapes - распределение возможностей производства и передачи информации в форме электронных картинок; ideoscapes - образование цепи образов (картинок), часто в связи с государственными или оппозиционными идеологиями и идеями, коренящимися в эпохе Просвещения. Как показывает Аппадураи, эти потоки и ландшафты электронных образов ставят под вопрос и традиционное различение между центром и периферией. Они являются строительными блоками «воображаемых миров», которым люди и группы людей повсюду придают разное значение, обмениваются ими и живут в них. Экономисты определяют глокализацию на основе идеи локализации. Концепция глокализации в этом случае опирается на взаимосвязанный процесс глобализации и локализации. Одним из ее выразителей стал президент Гамбургского института экономических исследований Т. Штраубхаар: Он определял глокализацию как мир, в котором естественные контуры государственных границ определяются через локальные экономические пространства. Еще одно экономическое исследование процессов глокализации принадлежит перу японского экономиста Кеничи Омаэ. Он дает характеристику становления и развития особых экономических зон, объединяющих регионы, юридически принадлежащих к разным государствам, но имеющих тесные связи между собой, что и позволяет говорить о глубокой интеграции этих пространств. В основе их объединения лежат не географический и политический принципы, а система производственных отношений, определяющая силу и прочность связей, возникающих между различными элементами данных зон. Всем широко известны уже сформированные подобные пространства в Юго-Восточной Азии и нарождающиеся их формы, с тенденцией к доминированию в Европе[26]. Таким образом, глокализация – это важный аспект глобализации, повсеместно распространённая способность основных тенденций в сфере производства и потребления универсальных товаров перевоплотиться в региональные формы, подстроиться к специфике локального рынка. Глокализация может быть определена и как стратегия создания новых производств в региональных экономических зонах с учетом тактики подстраивания под потребности и вкусы потребителей, что является компромиссом при формировании планетарного рынка производства и потребления универсальных товаров. В контексте теории глокализации становится привычным выражение, что на смену «Европе национальных государств» приходит «Европа регионов». Благодаря процессу общеевропейской интеграции – формированию и развитию Европейского Союза и всех экономических и политических атрибутов этого образования – «Европа регионов» становится реальностью: макро- и микро региональный уровни формируют единую, но многообразную регионально-континентальную сеть, где прямые контакты между регионами, открытые благодаря общей европейской валюте, изменяют значение государства в привычном его понимании. Таким образом, можно выделить несколько характерных признаков глокализации в контексте современного информационного общества: 1. Социально-экономические: создание регионально-континентальных зон экономического сотрудничества, определяющих новые формы взаимодействия между регионами, минуя централизованные системы географических государств; финансовая децентрализация; сетевая геоэкономическая конкуренция. Основные принципы организации таких зон – регионализация экономических отношений, прямые контакты между регионами; открытость контактов и связей в едином валютном пространстве. Европейский Союз и СНГ в части экономического сотрудничества становятся яркими примерами такого рода хозяйствования. 2. Общественно-политические: изменение роли и значения национального государства как политического образования; регионализация парламентской деятельности (наличие парламентов у региональных государственных структур – Шотландия и Уэльс и пр.); широкое распространение транснациональных движений, выходящих из под лидерского влияния государств; трансрегиональные политические проекты, изменяющие географию и политическую карту мира; трансформация политики из межгосударственной во внутриглобальную. 3. Информационно-технологические: формирование нового информационного пространства с выделением в нем регионального информационного поля; устойчивый интерес к региональной информации; высокая степень самостоятельности региональной информации и значимости для экономического и политического развития региона; высокая степень интеграции региональной информации в глобальное информационное пространство; информационная децентрализация. 4. Социально-культурные: формирование нового потребителя региональной продукции; политика «образования без границ» и «образования через всю жизнь»; расцвет национальных культур с одновременными процессами глубокой культурной интеграции; создание межкультурных коммуникационных связей; «провинциализация» культурного централизма (централизм становится глубоко провинциальным явлением); прямой геокультурный обмен между регионами. 5. Социально-психологические: новый человек с новой психологической установкой, который может возникать как виртуальный проект; уникальность и индивидуализация личности; личностные потребности как основа социального сотрудничества; виртуальные проекты «человек как бренд»; социальное партнерство; удовольствие от жизни. Задачи для самостоятельного решения Проанализируйте процесс развития какого-либо (на выбор) средства массовой информации региона по критериям, самостоятельно выделенным по результатам изучения темы. Постройте модель развития данного СМИ и обозначьте перспективы его дальнейшей модернизации. Обсудите данные модели на семинаре. Темы докладов на семинарском занятии: 1.Глобализация и ее влияние на деятельность средств массовой информации. 2. Проблемы формирования новых средств массовой информации в условиях глокализации. 3. Глокализация: границы влияния в журналистике. 4. Предмет инноваций в журналистике. 5. Инновационные технологии в развитии средств массовой информации России.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы тенденции развития современной системы средств массовой информации? 2. Что такое глокализация? 3. Что такое глобализация и концентрация? 4. Каковы инновационные процессы, протекающие в журналистике и влияющие на весь ход ее дальнейшего развития? 5. Как формируется современное медиа пространство? 6. Каковы основы моделей, действующих в современной системе СМИ России? 7. В чем особенность исторических этапов развития системы СМИ постсоветской России? 8. Как влияет на развитие системы СМИ мировой информационный порядок? 9. Как изменились предпочтения аудитории СМИ и с чем это связано? 10. В чем проявляется тенденция к разделению функций медиа?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008. Система средств массовой информации современной России. М., 2001.
Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система Лекция; Лабораторный практикум: Структурные элементы системы средств массовой информации Цель занятий – освоить принципы построения журналистики как системы средств массовой информации и изучить системный подход к СМИ в контексте развития информационной системы России.
Основные теоретические положения
Основные понятия и категории: медийные структуры; рынок информации; рынок СМИ; рекламный рынок; инфотейнмент; медиакратичность современного общества; вектор развития СМИ – глобальный мейнстрим; медиаполитическая система; уровни российской информационной системы.
Вопросы: 1. Системный подход в изучении типологической структуры СМИ: основные характеристики и понятия. 2. Общая характеристика российской медиадействительности. Понятие глобального «мейнстрима». 3. Современный рынок СМИ России: рынок информации, рекламы и медийных услуг.
1. Системный подход в изучении типологической структуры СМИ: основные характеристики и понятия.
За последнее десятилетие в России основательно изменилась типологическая палитра средств массовой информации. Для того чтобы подробно охарактеризовать современное состояние типологии СМИ, необходимо определить само понятие – типология, прежде всего в рамках системного подхода. СМИ представляют собой систему по форме организации и по функциям, которые они выполняют в общественном пространстве. Системность – это тот принцип, опираясь на который и производят основной анализ деятельности журналистских средств и форм воздействия на аудиторию. В основе системного подхода лежит понятие система (system; греческое systema – целое, составленное из частей, соединение) как ключевое понятие теории публичных коммуникаций. Системный подход возник во второй половине ХХ столетия под влиянием системного движения и как результат попыток соединить рационалистический и поведенческий подходы с целью преодоления их ограниченности (Ч.Барнард, Г.Саймон, П.Раккофф, С.Оптнер, Д.Клиланд). Базой системного исследования являются такие понятия, как свойство, отношение, связь, элемент, подсистема, целостность, структура, организация, дифференциация, интеграция, управление (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.Г.Афанасьев). Свойство определяется в философии как то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование; оно может быть определено через качество – специфика, «как» и «что» вещи – первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности. Отношение рассматривает момент взаимосвязи многих видов сущего, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Понятие «связь» имеет психологическую основу, так как определяется тем, что раздражения, воспринимаемые органами чувств, образуют основу восприятия, в которых между частями воспринимаемого существует связь, благодаря чему получается некое целостное образование, а не отдельные восприятия, лежащие рядом друг с другом. Критерием связи считают правило прегнантности. Оно гласит, что объединение множества содержаний в формообразующее целое происходит таким образом, что возникшее целое так или иначе отличается по форме от других возможных объединений, то есть по отношению к другим объединениям оно является непосредственно лаконичным, но содержательным и полным смысла. Структура, образованная в этой связи, является прегнантной или отличной, сущность ее воплощается в необходимой форме, характеризующейся наибольшей чистотой. Элемент, как составная часть чего-либо, которую нельзя разложить на еще более простые вещества, является основой категориального анализа, то есть может быть рассмотрен как категория, элементарное понятие, которое не может быть определено, а лишь объяснено. Понятия «целостности», «структуры» и «организации» близки по своему содержанию. Если целостность характеризует завершенность, тотальность, цельность и собственную закономерность вещи, то структура базируется на связях, обеспечивающих целостность объекта, отличающихся устойчивостью; а организация представлена как внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением. Налицо близость двух понятий, обеспечивающих состояние целого – структуры и организации. Выделим существенные признаки одного и другого, одновременно дифференцируя их. Для структуры важны связи и степень их устойчивости в целом, что делает ее зависящей от этих связей – каков уровень связей, такова и степень устойчивости структурных образований. Однако для организации важным является именно упорядоченность внутренними факторными характеристиками частей целого, которая связана со строением этого целого и может быть во внешней среде представлена как совокупность частей целого, объединенных в подструктуры и структурные образования. Таким образом, мы видим, что для структуры важна характеристика устойчивых связей, тогда как для организации важна упорядоченность частей целого, включающая соподчинение и взаимозависимость. Понятия «дифференциации», «интеграции» и «управления» в контексте системного подхода также могут быть рассмотрены как группа близких понятий. Если дифференциация – это выделение различий (различающих моментов) по единому принципу, то интеграция – прямо противоположный процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства. Управление рассматривается и как форма организации, и как принцип, характеризующий связи структуры. Управление предполагает воздействие на элементы с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Главное в системном подходе – рассмотрение исследуемого объекта как некоей целостности или системы. Целое является определенной детерминантой своих частей, оно подчиняет их и преобразует согласно своей собственной природе. Анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого. Система - это не просто совокупность, а целостный комплекс взаимосвязанных элементов, образующих особое единство со средой, входящий в системы более высокого порядка, состоящий из систем более низкого порядка, имеющих сложившиеся принципы своего функционирования. Целостная система обладает рядом характеристик, главные из которых – наличие структуры, внутренней организации системы, полнота компонентов, создающих целое, наличие системного интегрального качества, отличного от свойств и качеств образующих его компонентов. Термин «система» соотносят с целым, что состоит из отдельных частей. Система может быть определена как совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Каждый элемент системы выполняет свои функции при взаимодействии с другими. Таким образом, наличие элементов – минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы – является первым признаком системы. Элементы в системе соединяются между собой, отражая подструктуры или компоненты, которые также состоят из отдельных элементов. Основой для соединения элементов является целеустремленность, полнота набора компонентов, качество каждого компонента, плотность взаимосвязей, как между компонентом, так и между каждым и целым. Ко второму признаку систем относится интегративность, как результат взаимодействия всех компонентов, входящих в систему, которые зависят от уровня целостности системы. Третьим признаком системы считают теснейшую связь с внешней средой, что характеризует ее открытость. Выделяют шесть основных внешних подсистем: общественно-политическую; производственно-экономическую; социально-бытовую; природно-экологическую; культурную и духовно-нравственную. Существенными признаками системы можно считать целевые характеристики:1) полифункциональность – способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов; 2) развитие – системы рассматриваются с позиций динамичности, открытости и целеустремленности; 3) упорядоченность – все изменения, которые происходят в системе, упорядочены. Таким образом, выделены сущностные положения, в которых запечатлены законы системности: 1. Изучать систему необходимо в ее единстве со средой, учитывая ее целостность по отношению к внешней среде. 2. Изучая систему необходимо расчленение ее как целого, приводящее к выделению элементов, свойства которых «зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы». 3. Необходимо учитывать, что все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействуют друг с другом, поэтому важно выделить наиболее существенную – системообразующую – связь. 4. Представление об упорядоченности системы, взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов дают такие понятия, как совокупность элементов, структура и организация системных объектов. 5. Одним из важных способов регулирования системных связей является управление, которое включает постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию результатов. Исходя из проведенного анализа, система (по отношению к журналистике) может быть охарактеризована как целостное объединение формы и содержания, целей и функций распространяемой в обществе информации. Таблица 4.2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.01 с.) |