Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы шествия греческого алфавитаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Истоком для многих открытий стали демократические достижения Древней Греции, создавшей поистине творческие науки, благодаря распространению знаний. Одной из них была риторика. Это своеобразная концепция коммуникации, включающая в себя правила и нормы взаимодействия, методы влияния на аудиторию, формы воздействия на умы людей. Именно ей посвятил свои исследования великий Аристотель. Ей и поэтике - прекрасному миру слова, владеющему которым, достается истинное богатство. Концепция философа Аристотеля рассматривала творчество художника в самом широком смысле этого понятия. Его взгляды легли в основу так называемой здравомыслящей эстетики.[5] Философия Аристотеля подразделялась на три основных части: теоретическую – так называемую умозрительную, где вся система познания строилась исходя из цели: получить знание ради знания; практическую, цель которой - деятельностное знание, то есть знание ради практической деятельности и пойетическую – или иначе творческую. Эта третья часть философии как раз и отвечает на вопрос о цели знания в творческом процессе.[6] Согласно Аристотелю, в творческом процессе главным, безусловно, будет талант, гений, без которого сам характер творчества ставится под сомнение. Однако для свободной творческой личности необходимы и внешние условия, такие как собственно свобода, общественное положение, здоровье, состоятельность и т.д. Свободная и талантливая личность – залог эффективной коммуникации, ее условие и важная составляющая. Проблема талантливой личности всегда волновала человечество: как становятся талантливым и можно ли им стать? Можно ли воспитать талант и гениальность? Аристотель в своей здравомыслящей эстетике говорил о том, что внутренняя одаренность, талант – это природный дар, естественная потребность и способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Она дает возможность становиться тем самым творцом, на которого направлены все системы вдохновения, присущие миру: и внутренняя система, порожденная одаренностью, талантом, даже некой озаренностью; и внешняя система, оказывающая своеобразное сопутствующее воздействие. Аристотель в своих трактатах «Поэтика» и «Риторика» создает и развивает основы своей эстетической концепции творчества. В частности, в риторике Аристотеля, представленной как самостоятельный творческий процесс, сочетаются разные по характеру процессы, но все они направлены на передачу всего многообразия жизненной и творческой практики человека.[7] Риторика у Аристотеля – это то же творчество, которое строится по законам логики и опирается на закономерности бытия (в отличие от техники оратора, которая определяется как техника красноречия). «По большей части приятно также учиться и изумляться, потому что в изумлении уже заключается желание … а познавать, значит следовать закону природы».[8] Впервые Аристотель применил медицинский термин катарсис, который обозначал очищающие выделения организма к психическим процессам человека. Он обозначил им очищение, возникающее посредством идентификации с действующим лицом. Это происходит в момент взаимодействия (коммуникации) между актером и зрителем или героем литературного (публицистического) произведения и читателем. Как зритель, человек переживает страдания такие же по силе, что и герой, но герой погибает, а зритель остается жить.[9] Очень важным в этой концепции Аристотеля является то, что он подчеркивает эффект воздействия театральной коммуникации на зрителя как эффект, возникающий от использования специального средства информирования или коммуникации. Несколько иная концепция коммуникации и творчества представлена в сочинениях учителя Аристотеля - Платона. Особый акцент Платон делает на проблему вдохновения, что в принципе у Аристотеля практически не изучено. Платона же интересуют трудные вопросы творчества, в отличие от Аристотеля, который почти не касается вопросов «странностей», сложностей таланта и творчества в целом. Вдохновение, его сущностная характеристика рассматривается Платоном с позиций субъективизма, что позволяет отнести философа к представителям субъективистской концепции творчества. Отмечается необычность акта вдохновения с точки зрения нормального человеческого рассудка. Платон ставит проблему интуиции в художественном творческом процессе, рассуждая о роли интуиции, делает попытку объяснить ее генезис в духе мистического идеализма. По Платону интуиция, вдохновение, талант – дар божественного Эроса. В IV веке н.э. пергамент полностью вытеснил папирус. Это стало одной из предпосылок появления в Европе производства книг (рим. «либер»- libber и греч. «библос» - bibles) в широком масштабе. Римляне преуспели в этом. Первые книги представляли собой рукописные варианты скрепленных между собой дощечек, позднее получивших название диптихов - две дощечки и полиптихов – более двух. В Риме же широкое распространение получила цензура книг – попытка воспрепятствовать распространению этого средства коммуникации среди широких масс. При публичных библиотеках открылись должности префектов, которые были уполномочены изымать подозрительные и опасные книги и поощрять чтение полезных книг, поддерживающих политику официальных властей, пропагандирующих ценности существующего строя. Из новых форм коммуникации необходимо назвать «аудиториумы» - залы для чтения, в которых проводились и публичные читки документов, публицистических и литературных произведений, в распространении которых, чаще всего, власти были заинтересованы. Это позволяло управлять вниманием и потребностями аудитории в интересах государства. К этому же периоду относят и изменение формы книги. Свитки, неудобные для чтения – «волумены» были заменены «кодексами» - сложенными пополам и сшитыми в виде тетрадей листами. Это и была окончательная форма книги, так хорошо знакомая современному читателю. По мнению многих ученых, данное новшество было также важно, как и изобретение книгопечатания, несколькими веками позже. Как считает Д. Джованини, на рубеже между поздней античностью и зрелым средневековьем происходит трансформация книги, а с ней и письма, из орудия распространения знания, каким она была в период классики, в сакральный символ, который не предназначен для понимания[10]. Чтение становится своего рода ритуалом, перешедшим из светской культуры в монастырскую, которая определялась как культура массового отчуждения. Замкнутость этой культуры привела к тому, что повсеместно наблюдался рост неграмотности, уничтожение библиотек, недостаток книг, отсутствие связей между главными культурными центрами. Книготорговля как профессиональная деятельность и книгопроизводство находилось в руках христианской части населения, что вносило свои коррективы в развитие системы коммуникации. В Средние века существенные достижения в области понимания коммуникативных актов и принципов взаимодействия были сделаны итальянскими гуманистами. Они формировали классический канон, на основе которого должно было развиваться образование. Образовательный порыв, пришедший в Европу вместе с книгопечатанием, был доступен более всего обеспеченным слоям горожан, которые и становились носителями, как духовной, так и письменной культуры. Культура, и в частности, письменность в свете гуманизма была предметом самоформирования. Понятие классического текста включало в себя понятие искусственной фигуры, объединяющей содержание и форму. Особо важным открытием для развития коммуникаций стало изобретение и распространение бумаги как основного носителя информации в условиях Европы того времени. Открытие бумаги связано с именем китайца Цай Луня (II в н.э.). После битвы при реке Талес (751 год) технология изготовления бумаги перешла к арабам вместе с пленными китайцами – бумагоделателями, которые были вынуждены в плену заниматься своим ремеслом. Таким образом, в Самарканде появились первые бумагоделательные артели. Затем бумага распространилась по Европе.
3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности В Европу к XV веку пришла городская культура, что привело к повышенному интересу к книге, как одному из важнейших средств коммуникации. Уже тогда стал проявляться ее массовый характер воздействия, послуживший основой коммерциализации книжного дела. Вот пример одного из рекламных объявлений, которое приводит в своей книге Д. Джованини: Книги в любом роде,
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.009 с.) |