Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поискаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание: составить модель процесса информационного журналистского поиска на тему: «ВУЗ: информационные портреты». Цель работы: сформировать умения поиска информации в локализованном информационное поле (пространстве информации). Задачи: а) собрать наибольшее число информационных поводов за оговоренный ранее временной период в локальном поле – вузовские события за неделю; б) классифицировать собранные поводы и перевести их в форму информации, охарактеризовав ее по обозначенным критериям; в) отобрать наиболее успешные в информационном отношении информационные материалы и распределить их по степени значимости и географии влияния; г) смоделировать систему поиска информации для локального информационного поля.
Алгоритм лабораторной работы 1. Подготовительный период. Разбиться на производственно-эвристические группы – не более пяти человек каждая и в течение недели заранее собрать все информационные поводы в пространстве информации ВУЗа. Отразить эти поводы в письменной форме. 2. Работа в группах в аудитории. Каждая группа составляет свою классификацию информационных поводов, разграничивая их по: масштабу воздействия; степени объективности; актуальности; соответствию аудиторным интересам. Классификации необходимо занести в таблицу-матрицу. Образец таблицы прилагается. Вы можете предложить оригинальный вариант таблицы-матрицы информационных поводов.
Образец таблицы-матрицы 1
3. Нарисуйте в группе «Дерево информации», в котором отразите процесс распределения информационных поводов по изданиям, в зависимости от признаков классификации. Издания выбирайте произвольно (это могут быть как печатные, так и электронные СМИ). 4. Постройте графическую модель системы поиска информации для локального информационного поля, в которой отразите особенности поиска информации в условиях ограниченного пространства ВУЗа. 5. Защитите (презентуйте) данную модель и выведите формулу сбора информации в условиях локальных информационных полей.
Желаем успехов! Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое информационный процесс?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Киричек П.Н. Информационный процесс в системно-целевом измерении. М., 2008. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М., 2006. МОДУЛЬ 3. Журналистика и политика
Тема 5. Функции журналистики Лекция; Лабораторный практикум: Реализация основных функций в практической деятельности СМИ
Цель занятий – изучить особенности реализации основных функций СМИ в их практической деятельности.
Основные теоретические положения Основные понятия и категории: функция; исходная функция; пространство функций; идеология; идеологизация; переидеологизация; реидеологизация; массовое сознание; общественное мнение.
Вопросы: 1. Понятие «функция». Общая характеристика функций журналистики. Комплексный характер функций журналистики. 2. Функциональный анализ. 3. Идеологическое воздействие журналистики. Структура массового сознания.
1. Понятие «функция». Общая характеристика функций журналистики. Комплексный характер функций журналистики
В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и выработке мировоззрения и мироотношения рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями, которые провозглашаются или проявляются скрыто в той или иной степени. Потребность рождает задачу, цель, которую осуществляет, материализует путь их достижения – функция, то есть способность, возможность того или иного «органа» воплотить действие в результат с помощью набора определенных приемов, направленных на достижение цели. Функция – от лат. functio – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Функция или функции в журналистике определяются как совокупность обязанностей и выполняемых ею задач, как способ жизнедеятельности в обществе. Это задача в процессе достижения цели – обязанности, созданные потребности и предопределенные ею. Соотношение между тем, что надо выполнить и собственно самим процессом выполнения. В работе журналиста функция лежит в основе всей его творческой работы, незримо руководит ею. Задачи и способы жизнедеятельности в обществе для журналистики определяются при помощи ответов на вопросы: кому? (предназначены продукты деятельности журналистики) и зачем? (осуществляется процесс массового информирования). При ответе на вопрос «кому?» имеются в виду потоки информации, направленные на массовую аудиторию и социальные институты. При ответе на вопрос «зачем?» необходимо учитывать характер социальной позиции СМИ и их сотрудников. В обществе, где реализуется принцип политического плюрализма, функции журналистики носят разнонаправленный характер, так как есть возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения. Итак, объективна необходимость в информационном обеспечении полнокровного функционирования и прогрессивного развития потребителей информации, поэтому наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет социальное предназначение журналистики как социального института общества. И далее. Для того чтобы наиболее полно реализовать социальное предназначение журналистики, необходимо рассмотреть все пространство функций журналистики во всем разнообразии и взаимодействии. Это пространство функций широко и имеет тенденцию к постоянному расширению в силу того, что оно подвержено основным влияниям информационных потоков, характеризующихся быстрым ростом. В пространстве функций журналистики выделяются несколько слоев, определяющих функциональные особенности деятельности журналистики. Один из этих слоев отражает процессы установления контакта с контрагентом – тем, на кого направлено воздействие журналистики, то есть с массовой аудиторией и социальными институтами. Исходной функцией здесь служит коммуникативная или функция общения, налаживания контакта. Особенность выполнения этой функции в том, что она эффективно реализуется только при ясном содержательном наполнении. Только тогда аудитория имеет возможность познакомиться с позицией журналистов и СМИ в целом и информационной политикой всего института журналистики. Выполнение этого слоя функций отражается в закономерности: в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо – отличаются характером своей модели мира, удовлетворяя потребности своих контрагентов в информации. Второй слой функций определяется ролью журналистики в выполнении важных потребностей ее контрагентов: со стороны социальных институтов – выдвижение суждений и оценок относительно характера и уровня выполнения социальными институтами их обязанностей перед обществом; со стороны массовой аудитории – информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения Последовательность выполнения журналистикой своих основных задач, что находит отражение в информационной политике издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций. А это, в свою очередь, требует взаимодействия функций. Специфика журналистики обусловливает характер использования в обществе ее продуктов. Основной из них – журналистская информация – выполняет в обществе несколько функций: I.Коммуникативные: а) информирование о событиях и условиях жизни общества, мира, индивида; б) поиск информации, необходимой для принятия решений на разного рода уровнях; в) реализация социальных ролей и претензий; г) удовлетворение потребности в общении; д) интеграция; II.Познавательные: а) удовлетворение личной любознательности; б) самообразование; в) обучение и самообучение; г) социальное общение; III.Ценностно-ориентирующие: а) самовыражение; б) социализация; в) рефлексия; г) эмпатия; д) самопознание; е) самоидентификация; IV.Социально-организаторские: а) формирование общности масс; б) управление массами; в) стимулирование принятия решений; г) реклама; V.Развлекательные: а) занятие в свободное время; б) отдых; в) эскейпизм или эскапизм (уход от собственных проблем), теория которого активно развивалась в 60-ые годы на западе и представляла из себя постулат необходимости психологической разгрузки человека путем ухода в мир мифов и сказок, созданный массовой культурой, транслируемый средствами массовой информации и коммуникации, что способствовало снижению социальной напряженности; г) эстетическое наслаждение; д) удовольствие и эмоциональная разрядка. Они ложатся в основу функциональной - комплексной – модели журналистики как области общественной деятельности. Основой для данной модели служит теория соотношений функций человеческой деятельности и профессиональных функций. Стержнем всей системы является коммуникативная функция, формирующая комплекс задач, стоящих перед журналистами и профессиональным полем в целом, отражающих основное предназначение профессиональной деятельности в обществе. Коммуникативная функция как отражающая основные цели и задачи профессии, работает в подсистемах: познавательной (информационной); ценностно-ориентирующей; социально-организаторской; культуротворческой, что обеспечивает непрерывный характер взаимодействия функциональных полей журналистики и делает профессиональную деятельность журналиста многофункциональной. Многофункциональность определяется как такое качество профессиональной деятельности, в котором отражается комплексный характер воздействия продукта профессии – информации, объединяющей различные характеристики и выполняющей комплекс задач по обеспечению информационных потребностей общества. Одновременное выполнение различных задач в одном системном тексте дает возможность журналистике функционировать как социальный институт, включенный в систему социального управления. 2. Функциональный анализ Функциональный подход – это ключ для понимания многих организационных и творческих методов работы журналиста. В основе функционального подхода лежит функциональный анализ. Для более точного определения специфики масс медиа как современных социально-коммуникационных систем используется функциональный анализ. Этот такой научно-исследовательский подход к изучению массовых коммуникаций, при котором на основе интегративных характеристик акцентируется общественный уровень исследования явлений масс медиа, как социальной системы, выявляются последствия изучаемой социальной системы и ее влияние на изменения социальных структур. Функциональный анализ включает три ступени: I ступень. Определение основных повторяющихся особенностей коммуникационных систем. II ступень. Выявление функциональных проявлений особенностей коммуникационных систем в зависимости от типологии общественных условий. III ступень. Оценка результатов использования тех или иных форм, структур и звеньев информационных процессов. На основе функционального анализа выделяются четыре основных типа функций, присущих массмедиа как современным социально-коммуникационным системам массового вида: 1) наблюдение за окружающей средой; 2) коррелирование и интерпретация наблюдаемых явлений и рекомендации для реакции на них; 3) социализация или передача культуры и ценностей новым членам общества; 4) развлечения. Все эти функции рассматриваются в их конкретных связях с адаптивными свойствами коммуникативных и общественных систем, сохраняющими их выживаемость и необходимую модернизацию. 3. Идеологическое воздействие журналистики. Структура массового сознания Идеология – это учение об идеях (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение). Понятие идея приобрело значение, соединяющее воедино и социальное значение и стремление руководить поведением человека. Поэтому в условиях существования различных интересов групп людей идеология неизбежно становится полем острой борьбы и столкновений. Идеи могут быть верными и неверными или частично верными и частично неверными. Выделяют несколько явлений, характеризующих состояние идеологии на том или ином этапе развития государственных отношений. Деидеологизация – когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться. Реидеологизация – когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется вернуть идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме. Переидеологизация – в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие. Таким образом, идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблем и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию статус кво или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеологические представления лежат в основе массового сознания, на которое оказывает воздействие журналистика. Рассмотрим механизм этого воздействия. Условия массовой коммуникации определяют особенности процесса передачи информации в обществе и механизмы и средства воздействия, осуществляемого на разных уровнях социальной организации. Массовая коммуникация является одним из важнейших аспектов массового сознания. Развитие массового сознания тесно связано с уровнем производительных сил, достигнутым человечеством, развитием научно-технической базы информационных процессов. Оно, как считают исследователи, существует во всех типах современных обществ. Структуру массового сознания часто представляют в виде модели, напоминающей резерфордову модель атома. Это совокупность четырех основных взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения; миросозерцания; исторического сознания; общественного мнения. Роль ядра отведена двум наиболее устойчивым компонентам – мировоззрению и миросозерцанию. Вокруг ядра концентрируется система развивающихся исторических представлений. Внешнюю оболочку составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Мировоззрение является системой обобщенных представлений о мире и включает представления о концепции жизни разных слоев населения, их взглядах на историю и современность и путях социального прогресса. Миросозерцание – модель действительности, но в отличие от мировоззрения не на рационально-понятийной основе, а на эмоционально-образных картинах. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, ориентирующая людей в личностных воплощениях и раскрывающая типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Историческое сознание – представления об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций – то есть о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим. Общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления жизни. Оно «постоянно в непостоянстве» в силу текучести перемен, происходящих в современном мире. В свое время Э. Дюркгейм писал, что «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены».[16] Представляя общество как развивающуюся систему, мы характеризуем общественное сознание как часть общества, претерпевающую закономерное историческое развитие вместе с обществом, принимая те или иные исторические формы. Общество предстает как единый организм и поэтому необходимо учитывать, что его внешние проявления предопределяются внутренними процессами. А участниками этих внутренних процессов являются члены общества как представители и носители общественного сознания. Антонио Менегетти предлагает анализировать общество как систему и характеризовать его как социальный организм. Он же подчеркивает, что в обществе разумом становится практически то, что «мнение масс навязывает как единственную силу».[17] Фактически общество подчиняется силе мнения. «Мнение, получающее вследствие доступа к власти превосходство над другими группами, - пишет Менегетти, - легализует свое содержание, которое, становясь законом, связывает индивида».[18] Итак, общественное мнение как форма проявления общественного сознания в обществе может выступать как основание закона. Мнение, превалирующее как мнение властной группы, олицетворяющей власть масс или власть большинства. Закон превалирования мнения формально проявляется в превосходстве над другими мнениями. Общественное мнение может быть охарактеризовано с точки зрения субъекта, объекта, предмета, функций, выполняемых в обществе. Субъектом общественного мнения или носителем общественного мнения выступает как общество в целом, так и его социальные группы, страты или классы. Они, в свою очередь, могут иметь градацию на основании национальности, возраста, профессиональных интересов и т.д. В качестве объекта общественного мнения выступают практически все сферы жизнедеятельности общества, что подчеркивает его социальную направленность. Отсюда вытекает и особый характер предмета – факты и события текущей действительности, которые отличаются общезначимостью и сверхактуальностью, злободневны и общеинтересны. Общественное мнение выполняет следующие функции: экспрессивную (формирование эмоционального фона с целью выделения активного отношения к тому или иному событию, что позволяет представить события выпукло); контрольную (инспектирование событий, подвергающее их строгой отчетности и делающее их прозрачными); консультативную (формирование системы консультативных мер по устранению проблем и недостатков); директивную (разработка и прямое указание на необходимость принятия решения по конкретному поводу). Общественное мнение имеет подвижный и универсальный характер, оно целостно и потому более значимо. Однако общественное мнение может иметь с точки зрения общественных институтов истинный или ложный характер, что выражается в перефразировании известной поговорки «И один в поле воин». Мнение меньшинства тоже может быть справедливым (Бенедетто Кроче). Общественное мнение выражается в системе знаний, оценок, представленной средствами массовой информации, культивируемой ими и корректируемой. Там же проводится анализ ситуаций, по которым складывается и отражается общественное мнение, высказываются конструктивные суждения и предлагаются решения. Таким образом, общественное мнение стимулирует все социальные институты к принятию решений и совершению действий, в том числе и управленческого характера. Общественное мнение служит управлению социальными проблемами, социальными институтами и социальной системой в целом. В этом процессе центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. И в этом – функциональные особенности массовой информации, порождаемой и передаваемой обществом и средствами, предназначенными для этого – средствами массовой информации. К наиболее часто выделяющимся функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления. Общество потребителей рождает и особые потребности. Информационный продукт – журналистская массовая информация – становится востребованным тогда, когда он соответствует потребительским интересам. Однако это заведомое сужение функциональных возможностей массовой информации приводит к углублению противоречий, нарастающих в современном киберобществе. Информационное общество вызывает к жизни индивида – он и только он призван спасти себя и общественное сознание, сформировав иную – глубоко индивидуализированную – систему отношений, систему коммуникаций. Лабораторная работа 3.1 Реализация основных функций
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.012 с.) |