Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,



книготорговца из Гагенау [11].

Появляется фигура книгоиздателя. Это позволило книгопроизводству стать частью книгоделательной промышленности, основанной на предпринимательстве. Книге нужно было такое открытие, которое позволило бы ей стать товаром массового спроса. И такое открытие произошло – в середине XV века, в Европе был изобретен печатный станок.

В разных странах это открытие приписывается разным людям. Бельгийцы говорят о Жане Брито; французы – о Прокопе Вальдфогеле, голландцы – о Лоуренсе (или Лаврентии) Костере. Именно Л. Костер изобрел для книгопечатания деревянные подвижные буквы, которыми можно было пользоваться не один раз. Но эти передвижные буквы были неудобны: они набухали от краски и быстро портились. Их требовалось очень много для того, чтобы процесс книгопечатания был завершен. Но весь мир заслуженно считает первооткрывателем Иоганнеса Генфлейте цум Гуттенберга. Это имя в сокращенном варианте – Иоганн Гуттенберг – широко известно не только в Германии, но и каждому просвещенному человеку современности, так как с этим именем изменился и сам человек, и мир, который его окружает.

Изобретение книгопечатания датируется приблизительно 1440-1450 гг. В Майнце в это время, когда брожение, напряженность, характерные для переломных периодов истории человечества, захватили Европу, рождались новые взгляды на мир и на человека. В свою очередь подобные мысли порождали потребности в новом времени и его контекстах, для которых требовались новые средства коммуникации.

Огромный интерес к гуманистическим концепциям античности был следствием того, что перемены в культурных интересах и запросах людей достигли апогея. Нет застывшим формам старого мира! Да здравствует новое время и новые взгляды на мир! Это было время жажды. И утолить эту жажду знаний, новых идей, новых концепций и нового человека могла только передовая коммуникация, призванная обеспечить новые потребности нового человека.

По значению открытие Гуттенберга приравнивается к изобретению фонетического алфавита и письма, которые начали переход западной цивилизации от аудиального способа восприятия мира к визуальному.

Новое время, рушившее феодальные барьеры, создавало и нового человека – человека индустриальной эры, привычного к серийному производству и автоматизму движений. Типографского человека, по выражению М. Маклюэна, сформировал именно станок для печатания книг, изобретенный Иоганном Гуттенбергом. Тот же Маклюэн описывает процесс становления книгопечатания в Европе, как процесс становления «галактики Гуттенберга», определяя ее как универсум, в котором печатный станок стал формирующим фактором культуры индустриального общества. «Типографский человек» уже видит мир сквозь черно-белую призму печатной продукции. «Уникальность «аудитории», возникшей с появлением печатного слова, заключалась в насыщенном, визуально ориентированном самосознании образовывающих ее отдельных индивидов и групп».[12]

Иоганнес Генфлейте цум Гуттенберг родился в Майнце в 1395 (или 1399) году в патрицианской семье. Его отец был из гильдии чеканщиков, куда допускались только лица, способные доказать свою принадлежность к благородному сословию в течение четырех поколений. В Страсбурге Гуттенберг из-за тяжбы между цехами и патрициатом проживал на положении изгнанника. Эти два города – Майнц и Страсбург – стали для Гуттенберга и его открытия знаковыми. Для того, чтобы создать печатный станок, Гуттенбергу необходимо было решить три задачи: 1). Осуществить набор текстовой полосы из подвижных и заменяемых литер с учетом того, что этот процесс также делится на стадии; 2). Создать типографскую краску, которая хорошо бы держалась на металлической поверхности и давала хорошие оттиски; 3). Разработать конструкцию пресса для получения качественных оттисков. Используя существующие технические открытия в разных областях знаний, Гуттенберг, синтезировав их, создал усовершенствованную технологию книгопечатания, объединив разные стадии в один производственный процесс. В этом заключалось его главное открытие. Гуттенберг сделал из твердого металла модель выпуклой буквы – пунсон. Ее он вдавливал в мягкий металл и получал углубленную форму буквы – матрицу. Матрица вставлялась в дно словолитного прибора, куда заливался расплавленный металл. После охлаждения получались металлические буквы – литеры. Из них складывались строки и страницы. Страницы можно было рассыпать и буквы использовать снова для складывания иных строк и страниц. Металлические буквы отливались преимущественно из свинца. Именно это породило такое высказывание: «Свинцовая страница», отражавшее новый технологический процесс создания текста. Матрицы были приспособлены для отливания большого количества букв. Для литер придумали специальные шкафчики с гнездами – там располагались буквы одного порядка и оттуда их брали для составления слов и строк. Ручной станок имел несколько плоскостей, на одной из которых устанавливалась печатная форма, а другой прижимали к ней бумагу при помощи специального винта. Перед печатанием набор покрывали специальной краской.

Таким образом, И. Гуттенберг заимствовал принципы литейной технологии у золотых дел мастеров, создал типографскую краску, используя секреты художников фламандской школы, гениально разработал единый и совершенный по тем временам типографский процесс.

Типография Фуста и Шёффера – компаньонов Гуттенберга стала выпускать первые полнообъемные книги, подготовленные методом механической печати с подвижных литер. Но перед этим Гуттенберг осуществил несколько пробных и малых изданий, так как техника типографского исполнения дошедших до нас книг достаточно высока. Это были знаменитые «Астрономический календарь» и «Турецкий календарь», «Кровопускательный и слабительный календарь», индульгенции. Так называемая малая печатная продукция, сохранившаяся в крайне немногочисленных экземплярах. Известен тот факт, что в типографии Гуттенберга более 20 раз издавался учебник латинской грамматики. В 1450 году И. Гуттенберг на деньги богатого бюргера и компаньона Иоганна Фуста, взятые у него в долг, начал печатать «Библию». Иоганн Фуст вложил в это предприятие 2000 гульденов. Через пять лет появились два тома книги книг. Это стоило кропотливой работы шести мастеров на трех печатных станках. Тираж книги составлял 150 экземпляров на бумаге и 35 на пергаменте. В общей сложности «Библия» содержала 1282 страницы в двух томах при расположении текста в две колонки, т.н. 42-строчным способом. Но весь тираж «Библии» Гуттенберга был конфискован по решению суда за долги, что подтверждается документами, освещающими тяжбу Гуттенберга с майнцким бюргером и компаньоном Иоганном Фустом (Хельмаспергеровский нотариальный акт от 6 ноября 1455 года). Сейчас в мире сохранилось около 50 экземпляров этой книги, представляющей собой безусловную историческую ценность и считающейся самой дорогой книгой в мире.

Книгопечатание привело к расцвету книжного рынка и усилению этого средства коммуникации в системе взаимодействия человечества. Книга и книгопечатание ускоренными темпами распространяется по Европе.

Появление печати произвело в умах человечества колоссальный переворот. Сама технология производства книги, дающая возможность производить книгу серийно и с низкой себестоимостью, создала предпосылки для становления иного мышления, иной культуры. Человек этой новой культуры способен был преодолеть культурные и исторические границы, совершенствовать свой интеллектуальный уровень, изменяя способы мышления и восприятия действительности.

Существующая сейчас глобальная сеть, казалось бы, приводит неизбежно к закату «галактики Гуттенберга». Его открытие на фоне Интернет не играет той роли, которая ему была уготована на протяжении почти пяти веков. Но многие исследователи коммуникаций говорят о связи гуттенберговского печатного станка и современной системы глобальных коммуникаций. В частности известный культуролог и семиолог Умберто Эко выдвинул тезис о том, что Интернет возвращает человечество к Гуттенбергу. Он объясняет это тем, что посредством Интернет осуществляется обратный переход от имиджевого к вербальному восприятию информации. Если телевидение ведет к всеобщему снижению грамотности, то Интернет предполагает работу с текстами (чтение с экрана, ввод текстовых форм, общение в чатах и т.д.) и поэтому требование умения работы с текстом, базирующееся на элементарной грамотности, весьма актуально. Интернет может быть представлен как книга Гуттенберга – те же страницы, те же слова для выражения мыслей, та же многочастная форма представления текстов и т.д. Это заключение позволило У.Эко сформулировать гипотезу о том, что в будущем потребители информации будут поделены на две большие группы. В первую войдут те, кто способен только воспринимать готовые образы – поклонники телевидения; во вторую войдут те, кто отдает предпочтение экрану дисплея и предпочитает отбирать и критически оценивать подаваемую информацию, а также участвовать в процессе ее создания.[13]

Печатный текст до первой трети ХХ столетия оставался одной из ведущих форм коммуникации человечества. Только когда радио, а вслед за ним и телевидение, вторглись в систему коммуникаций, он был потеснен до момента триумфа Интернет с его гипертекстом. Конкуренция между тремя формами восприятия и воздействия в системе коммуникаций велика. Особенно это ярко проявляется теперь, когда на первый план выходит борьба за рекламодателей. Но как предсказывают многие исследователи массовых коммуникаций, этим формам предстоит еще большее сближение в рамках будущей единой полиинформационной системы.

Задачи для самостоятельного решения

На основе ознакомления с особенностями возникновения журналистики студенты самостоятельно заполняют таблицу 1.5. Затем готовят эссе по одной из проблем темы и размещают его на учебно-методической странице курса на сайте.

Эссе представляет собой самостоятельное рассуждение по поводу исторических предпосылок возникновения журналистики, снабженное конкретным историческим примером, который студенты выделили в результате теоретического исследования вопроса. Эссе имеет объем не более 1 страницы форматом А4. Срок исполнения оговаривается особо в соответствии с расписанием курса.

Таблица 1.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.007 с.)