Методика проведения информационного обзора СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения информационного обзора СМИ



 

О бозрение событий, отраженных в средствах массовой информации, требует определенного навыка. Прежде всего, вам необходимо сформировать и совершенствовать навык определения качества фактов и событий. Когда вы читаете, слушаете или смотрите новости по самым различным каналам (а именно их мы называем средствами массовой информации), те первое, на что следует обратить внимание – это соответствие новостей потребностям и интересам аудитории. Конечно, выделить и тем более представить в виде системы эти потребности и интересы на первых порах не очень просто. Однако определяя качество самих новостей, вы сможете определить и то, насколько эти новости интересны и важны для аудитории. Здесь пригодится и ваш опыт зрителя, слушателя, читателя. Для этого он должен быть постоянным, то есть читать газеты и журналы, слушать радиопрограммы и смотреть телевизионные каналы необходимо регулярно. Это должно стать привычкой. Тогда и оценка информационной картины будет более органичной. Есть несколько ориентиров, которые могут помочь вам в этом.

Д ля начала вам необходимо привыкнуть к тому, что потом будет называться ежедневным знакомством с информацией. Эта информация поступает к вам из газет, радио и телепрограмм, журналов и Интернет-изданий. Вы, по возможности, каждодневно эту информацию ищете (ищете сами), для того, чтобы сформировать представление (сначала свое собственное) о событиях сегодняшнего, а также и завтрашнего дня. Это будет определять для вас первую задачу: чтобы понять, какая информация наиболее важная, необходимо отследить как можно большее число информационных блоков (выпусков новостей, страничек новостей).

Д алее. Есть такой принцип – принцип повторяемости сообщений. Это значит, что наиболее важные сообщения (рассказы о событиях, фактах, интересных людях и конфликтах) повторяются в разных средствах массовой информации. Именно поэтому можно судить о том, что представляет по важности для общества та или иная информация. Повторы могут быть одновременными (когда информация об одном и том же событии повторяется в разных СМИ в одно и то же время – за сутки, вечер, за два-три часа и т.д.). Повторы могут быть тематическими (когда информация об одном и том же событии приобретает в разных изданиях разные тематические оттенки – это может быть разность взглядов на одно и то же событие и представленные разные мнения об этом событии). Итак, чем чаще повторяется информация о том или ином событии в разных по направленности СМИ, тем более вероятно, что эта информация наиболее важна и ценность ее высока.

И нформация может считаться наиболее ценной и важной, когда отклики на нее встречаются нас самом высоком уровне. Чем разнообразнее уровень участвующих в оценке событий людей, тем более вероятности, что эта информация важна. Есть еще критерий актуальности, который затрагивает наибольшую значимость информации для наибольшего числа представителей населения страны или региона. Этот критерий также поможет вам определить, какая информация на сегодняшний день заслуживает внимания.

О пределив важность информации, вы можете двигаться далее по пути исследования журналистской информации, опубликованной в конкретных СМИ. Теперь ваша задача в том, чтобы, опираясь на модель конкретного издания (радио и телепрограммы), определить, что наиболее характерно для этого издания, как оно представляет читателям, слушателям, зрителям то или иное информационное сообщение. Здесь также существует множество критериев оценки информации. Это может быть критерий разнообразия информации, когда издание предоставляет потребителю наибольшую по объему и оценкам информацию. Это может быть критерий объективности информации, когда издание предоставляет разные по направленности картины события и рисует тем самым его объективно. Это может быть критерий оперативности, когда издание предоставляет информацию о событиях, которые произошли или происходят в ближайшее время. В газетах это сопровождается такими временными характеристиками, как слова «вчера», «сегодня», «завтра». Это особенно важно по отношению к позициям «сегодня» и «завтра». Используя эти обозначения времени совершения события, можно управлять вниманием и корректировать его. Знание этих возможностей – необходимое условие деятельности специалиста по связям с общественностью.

О пределив новость дня, сопоставив ее с другими новостями, вам можно приступить к оценке подходов, которые используют в подаче этой новости разные журналисты и разные издания. Для того, чтобы оценить качества подачи новости, необходимо проследить за разными подачами одной и той же новости в разных изданиях. Это тоже тесно связано с критериями, о которых мы уже говорили выше: актуальности, оперативности, объективности, своевременности (в случаях событий, несущих конфликтную информацию и оценивающих ущерб от стихийных бедствий и их последствия).

Д алее. Вам следует определить тематику выступлений журналистов того или иного издания, радио и телепрограммы, которые вы обозреваете, и попытаться ответить на вопрос: Почему в этой программе (издании) собраны именно такие материалы, а не иные? Определено ли это личными интересами журналистов или это связано с какими-то другими причинами?

О дной из заключительных задач может быть задача по определению наиболее яркого журналиста, как автора наиболее яркого материала данного издания за обозреваемый период. Вы проследите за этим именем и сможете ответить на вопрос: Какие особенности изложения или подачи новости выделяют этого журналиста из его собратьев по перу? А также и на другой вопрос: Какие характеристики присущи его новости? Тогда станет понятен ваш интерес к его персоне и можно будет приоткрыть завесу над его личностью.

О бзор прессы имеет определенный объем – это 2-3 страницы компьютерного текста через один интервал, кегль 12, поля: верхнее и нижнее – 2; левое – 2,5; правое – 1,5. Объем обозреваемой информации не должен быть менее недельного. Требуется точность изложения. Это значит, что необходимо избегать повторов и пересказов газетных и иных публикаций, а анализировать новостные материалы только исходя из тех критериев, которые выделены вами на основании вышеизложенного.

П римерная структура обзора такова:

1.За какой период вы просмотрели (прочитали, прослушали) то или иное СМИ?

2.Какова модель новостей данного СМИ. Что предпочитает СМИ, что можно ожидать от него, а чего в нем не хватает?

3.Сколько новостной информации (и какой) за обозреваемый период было опубликовано?

4.Какие центральные события были вам наиболее интересны? Какие не очень? Какие не заинтересовали совсем? Почему?

5.Как вы определяете главную новость недели? Как вы определяете главные новости дней? С чем связаны эти новости?

6.Какие авторы наиболее отличились в этом издании за обозреваемых период времени? Какие имена стали для вас узнаваемы и интересны?

7.Какой информации больше в данном издании: оценочной, описательной, управляющей или предписывающей? Почему?

8.Каково место данного издания в новостной картине мира (республики, страны, региона)?

Т итульный лист информационного обзора СМИ оформляется согласно требованиям, предъявляемым такого рода работам, на нем должны присутствовать данные об авторе – исполнителе обзора, обозреваемом СМИ и временных рамках обозрения (Образец 2.1.).

Н адеемся, что первый опыт обзоров средств массовой информации поможет вам ориентироваться в информационном мире страны.

 

Образец 2.1.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР

НАЗВАНИЕ СМИ

ЗА ПЕРИОД С «______» ПО «_______» 20 г.

 

Выполнил(а) студент(ка) гр. _________

ФИО (в Именительном падеже).

Дата _________________ Подпись _______________

 

 

КАЗАНЬ

ГОД ИСПОЛНЕНИЯ

Приложение № 3

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ

МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП

 

Фокус-группа – это социологический метод качественного анализа, в результате которого проводится групповое полустандартизированное интервью. Основная форма – групповая дискуссия. Оно проводится для того, чтобы получить субъективную информацию о восприятии участниками дискуссии различных предметов и явлений действительности. Чаще всего – это продукты деятельности человека и сама деятельность.

В контексте теории журналистики метод фокус-групп используется для изучения деятельности средств массовой информации и их продукции, к которой относятся печатные, теле и радиоматериалы, Интернет-тексты и иная публикаторская продукция.

Существует общепринятая процедура фокус –группы. Она включает в себя восемь основных этапов, придерживаясь которых, вы наиболее полно используете потенциальные возможности данного метода.

Первый этап: целепостановочный, на котором проводится постановка цели исследования. Здесь уместно ответить на три главных вопроса: зачем проводится данное исследование; какая информация необходима для получения и для кого предназначена данная информация.

Второй этап: организационный, в результате которого осуществляется подбор участников групп. Число участников колеблется от 6 до 12 человек и предпочтительно, чтобы это были не знакомые друг с другом люди. Здесь действует правило – чем больше выборка, тем более достоверными и надежными могут быть результаты дискуссии. Чтобы пригласить человека для участия в фокус-группе можно использовать различные способы. К ним относятся методы экспресс-интервью, позволяющие выявить степень годности кандидатуры для участия в дискуссии; методы телефонного опроса, а также метод «снежного кома», когда поиск кандидатов осуществляется через знакомых своих знакомых.

Третий этап – сценарно-плановый, включает в себя составление сценария работы и списка вопросов, которые будут обсуждаться. Оптимальное количество вопросов – не более 10. Это разные по форме вопросы - открытые и закрытые. Начинать целесообразно с открытых вопросов, а затем в конце дискуссии переходить к закрытым вопросам.

Четвертый этап – методический, включающий работу с дополнительными методиками, которые предполагается использовать в данном интервью. Чаще всего в фокус-группе используются проективные методики, которые позволяют стимулировать участников дискуссии, путем ряда ассоциаций, рисунков, психологических тестовых изображений.

Пятый этап – модерирующий, связанный с работой руководителя фокус-группы. Руководитель должен быть активным и грамотным менеджером процесса дискуссии, позволять высказываться и уметь слушать, а главное – создавать доброжелательную психологическую обстановку, что способствует активности участников процесса.

Шестой этап – организационно-процессуальный, в рамках которого определяются место и время проведения данного исследования.

Седьмой этап связан с анализом и обработкой полученных результатов.

Восьмой этап – результативный, способствующий выбору формы представления результатов и окончательному их оформлению. В основном, результаты фокус-группы представляются в виде качественных оценок с примерами высказываний, так как это позволяет достаточно наглядно представить разброс высказываний и выявить особенности отношения к предмету дискуссии.

Работа в форме дискуссии продолжительна. В среднем, она может протекать в течение 2-3 часов. Но ее продолжительность зависит от целей, стоящих перед организаторами данного вида исследования.

 

 

 

Приложение № 4

 

 

Информационное проектирование в системе массовой коммуникации

 

Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»

 

Резюме

Информационное проектирование представляет собой форму индивидуальной работы студента, целью которой является создание и презентация информационной программы кампании по проектированию информационных поводов и их распространению в соответствующей аудитории.

В основе информационного проекта лежит процесс реализации идеи, содержащий программу осведомления об идее соответствующей аудитории, стимулирование интереса к этой идее на информационном уровне и с использованием информационных методов и средств, поддержание интереса к этой идее, путем создания системы информационных приоритетов и их превалирования на протяжении заданного времени.

 

Базис информационного проекта

Информационный проект – это особый жанр самостоятельной практико-исследовательской работы студента, осуществляемый в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой информации». Эта работа предполагает вариативность тем, свободный выбор и формулирование темы проекта, а также свободную форму изложения материала в проекте. Данная индивидуальная работа отличается от всех других работ, выполняемых студентами, спецификой, которая отражает ее практико-исследовательский характер.

Информационный проект – это форма индивидуального программного проектирования, которое предполагает самостоятельную разработку студентом программы информационной поддержки события или кампании, четкое ее изложение, включение основной идеи, выбор адекватных средств ее осуществления, а также планы или этапы ее реализации.

Информационный проект представляет из себя документ, содержащий основные представления об информационной структуре той или иной кампании: либо общее ее состояние (обобщенный проект), либо более конкретный план (тематический или конкретизированный проект); характеристику политических направлений, которым необходимо следовать, перечень ценностей, на которые опирается информационная кампания; планирование кампании на основе маркетинговых операций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.036 с.)