Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы докладов на семинарском занятии

Поиск

1. Актуальные проблемы теории журналистики в условиях информационного общества.

2. Актуальные проблемы изучения журналистики как социальной деятельности.

3. Структура теоретического знания о предмете курса «Введение в теорию журналистики».

4. Историзм подхода к теоретическому анализу функционирования журналистики.

5. Научное знание о журналистике и его слагаемые.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Что такое «журнализм»? Где и когда появился этот термин и в чем его своеобразие?
  2. Каковы особенности теоретического постижения журналистской деятельности?
  3. В чем специфика современного состояния журналистики как теории?
  4. Что такое теоретическое знание журналистики? Из чего оно состоит?
  5. Какое место занимают основы журналистики в системе теории журналистики?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – М., 2006.

 

 

Тема 2. Возникновение журналистики. Пражурналистские явления

Лекция;

Виртуальный семинар

Цель занятий – определить особенности процессов возникновения журналистики, выделив предпосылки и обозначив формы пражурналистских явлений.

 

Общие теоретические положения

Основные понятия и категории: праписьмо; носитель информации; папирус и пергамент; алфавит; печатный станок; информационные потребности; массовая журналистика; устная и письменная культуры; печатная культура; бумага как носитель информации; пространство публичных коммуникаций.

Вопросы:

1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости.

2. Роль древних культур и цивилизаций в историческом процессе развития журналистики.

3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности.

 

1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости

Для человечества всегда было важно понять, как открытия в области коммуникаций влияют на жизнь каждого члена общества. Это можно проследить на примере развития коммуникационных систем человека и человеческого общества. Мы остановимся только на наиболее ярких открытиях в области коммуникаций, которые человечество сделало под влиянием обстоятельств и отчасти борьбы за существование.

Начало системной коммуникации положило открытие шумерами примерно 5300 лет назад знаменитой шумерской клинописи – праписьма, которое перевернуло представления человека о возможностях знаков и знаковых систем в выражении и передаче мыслей. По историческим документам видно, что привело к изобретению письма развитие религиозно-политических отношений, требующих регулирования и учета. Тогда же и была использована в качестве носителя информации глина, на первый взгляд, совершенно немыслимый для коммуникации материал, но, однако, очень быстро распространившийся по междуречью и удовлетворявший первые информационные потребности общества.

А началось все в период Верхнего Палеолита (от 30 до 10 тыс. лет назад), когда и возник человек разумный – Нomo sapiens. Вот цепь событий, послуживших ускорению развития человека и его мозга. Отход ледников – вымирание крупных млекопитающих (мамонтов) – перемена в характере хозяйственной деятельности человека (возникновение земледелия и скотоводства) – появление необходимости совместной трудовой деятельности, что требовало продолжительного пребывания на одном и том же месте – первые оседлые поселения. К таким оседлым поселениям, ставшим основой для оседлых культур, относят и шумер – народ, поселившийся примерно 5-4 тысячи лет до н.э., в районе современного Ирана, в двуречье (или междуречье) – долине рек Тигр и Евфрат. Шумерам приписывают изобретение письма, или, точнее, того, что мы назвали праписьмом.

Если до появления шумерской клинописи культура коммуникации была преимущественно устной, то с возможностью фиксации сообщений в письменном виде появилась и возможность передавать послания на разные расстояния, в том числе и временные. Из личного дела «отправителя» и «получателя» послание становится достоянием любого, кто желает познакомиться с его содержанием. И в таком письменном послании информация проявляет свои универсальные свойства: возможность быть сохраненной (послание можно сохранить и перечитать в любой момент); интерпретация (послание можно проанализировать и дополнить смыслами); возможность изменяться и вносить коррективы в поведение людей (послание можно обдумать и принять по нему иное решение). Написанный текст отличался от устного своей долговечностью, глубиной и ясностью.

Исследователи подчеркивают, что письменность не возникла сама собой. Она является прямым следствием развития человечества. Это продукт существовавшей тогда цивилизации городского типа. Свидетельством тому является наличие письменности у городов-цивилизаций Двуречья, Египта, долин Инда и Хуанхэ, легендарного и далекого народа майя. Великие майя тоже были горожанами: их необычные города являлись средоточием власти - здесь жили знатные граждане и жрецы - центрами культуры, этических отношений и духовной жизни.

Таким образом, коммуникация в то время развивалась в условиях городской цивилизации, использовавшей для передачи и фиксации информации письмо, в отличие от деревенской, не имевшей письменности.[2] Это относительное определение городской цивилизации, не претендующее на теоретическую точность, необходимо для того, чтобы определить значение письменности в прогрессивном развитии человечества и его коммуникационных систем.

Шумеры были городской цивилизацией, организованной по принципу малых городов-государств. Такие города имели строго централизованную власть, и население в них занималось земледелием и скотоводством – это была основа экономики государств. В этих городах существовала в качестве идеологической основы управления религия, формировавшая и мировоззрение населения, служившая объединению и воспитанию членов городского общества.

К первым образцам письма относят знаменитые таблички из города Урук (примерно 3000 г до н.э.), представлявшие собой прямоугольные глиняные бруски, на выпуклой поверхности которых нацарапаны изображения животных, растений, орудий труда. Но больше всего здесь изображений знаков абстрактной формы, которые как раз и были главным открытием их авторов – это обозначения, содержащие информацию о количественном и качественном составе изображений.

Клинопись вошла в историю развития коммуникаций человечества как одна из наиболее ранних форм взаимодействия на разных уровнях. Это цивилизованная форма, которую использовали жители сирийского города Эбла, распространившего свое владычество на всю Северную Сирию вплоть до реки Тигр. Сохранились свидетельства того, что жители Эблы говорили на собственном языке, переводили с шумерского, имели первые попытки составления прасловарей, помогавших в использовании разных языков в государственной жизни общества.

При раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены таблички из царского хранилища, которые содержали словари и грамматики шумерского, вавилонского и ассирийского языков. На них была размещена расшифровка значений клинописных знаков в их отношении к буквенному письму. «Значение этой находки трудно было переоценить. Ведь это были настоящие словари! Они были необходимы школьникам, изучавшим основы клинописи в те времена, когда старая силлабическая письменность и письмо-рисунок начали постепенно заменяться более простым алфавитным письмом».[3] На барельефах знаменитых ниневийских дворцов рядом с изображением помещался текст – словесный комментарий. Вот, например, как описывает одну из таких находок известный журналист К. Керам: «На каменном парапете стоят фигуры; они не прикасаются к скале. В знойном мареве высоко над дорогой возвышается недостижимая ни для чьей дерзновенной руки фигура великого правителя. Он опирается на свой лук; его правая нога покоится на поверженном Гаумате, волшебнике и маге, восставшем против Дария и оспаривавшем у него царство. Позади царя – два знатных перса, они вооружены луками и копьями, за плечами у них колчаны. Перед ним со связанными руками и веревкой вокруг шеи стоят девять покоренных и наказанных «царей-самозванцев». По сторонам этого памятника и под ним – четырнадцать колонок текста: сообщения о царе и его деяниях, составленные на трех разных языках».[4] Этот текст можно считать попыткой объединения в одной форме слова и изображения.

Еще одним шагом к современным системам коммуникации стало распространение папируса как более совершенного носителя информации. Произошло это в 332 г. до н.э. после завоевания Александром Македонским Египта. Египетская культура принесла человечеству очень много открытий, которые легли в основу современных представлений об устройстве мира и взглядов на природу человека. Впервые в Египте была продемонстрирована власть знаний, принадлежащих касте жрецов и способность к удержанию этой власти. Там же появился и класс писцов – элитных носителей знаний письма, которые впоследствии стали опорой централизованной власти, столь сильной в Египте. Как правило, это были священнослужители и мудрецы, хранившие и передававшие знания. Они же обучали учеников – мальчиков-писцов с целью сохранения культуры, главенствующей тогда. Так формировалась египетская система коммуникаций, основанная на интеллектуальном труде, что являлось предпосылками рождения высокоразвитой культуры.

Следующий шаг – это появление письменного знака, соответствовавшего звуку речи. Данное открытие послужило модернизации письма – теперь появилась возможность передавать не только слова, но и их речевые соотношения. Однако к созданию алфавита человечество подошло только спустя два тысячелетия. Появление алфавита связывают с процессами демократизации знаний, так как именно создание буквенной системы – алфавита – сделало возможным распространение знаний среди всех слоев населения.

Алфавит – это совокупность графических знаков, соответствующих элементарным звукам, на которые может быть разложен какой-либо язык, позволяющих фиксировать данный язык на письме.

Всегда для человека были важны мысль и слово, они являются неотделимыми друг от друга. Мышление начинается с освоения так называемых «пустых» слов через логосферу, окружающую человека. К ней относят, в основном, тексты массовой коммуникации, которыми так богат наш современный мир. Воспринятые из логосферы слова начинают обрастать смыслом. При помощи смысла слова связываются между собой, обогащаются признаками, составляющими сущность любого знания. Так человек учится строить из слов высказывания самостоятельно, вплетать их в свое мышление и оперировать ими в процессе умственной деятельности. Строительным материалом для дискурсивного мышления человека становится словарь – те слова и их значения, которыми пользуется личность. Любой словарь предназначен для того, чтобы дать перечень слов, организованных в определенную систему. Различают три вида таких систем:

1. Алфавитная система, представляющая собой традиционную форму организации, обеспечивающая быстрый поиск и основанная на формальной структуре отыскиваемого слова. Эта система носит неоднозначный характер, опирается на соответствие между последовательностью звуков, составляющих слово и последовательностью знаков, передающих эти звуки на письме. Основа для этой системы – структура письменного знака.

2. Ассоциативная система, группирующая слова вокруг тематических центров интересов. То есть объединяющая слова, которые входят в смысловое окружение обозначаемых ими предметов и действий. Для использования этой системы важно представление о некой нормализованной картине жизни, в которой допускается, чтобы какое-либо значение употреблялось только в связи в определенным действием. Главным принципом этой системы является принцип соотнесенности с повседневной жизнью.

3. Частотный словарь располагает слова по рангам, т.е. в зависимости от большей или меньшей частоты их встречаемости в речи. Эта система неопределенна в силу неопределенности самого понятия «частота слова». Но она непосредственно связана с информационным содержанием речи.

С момента появления алфавита до наших дней слова прошли большой путь от конкретного значения к абстракции. Они накопили отвлеченность обозначаемых ими понятий, что привело к воздвижению барьера понимания не только перед непросвещенным, но и перед образованным человеком. В результате возросло не только число понятий, но и запутанность построений речи, что позволяет назвать современную культуру и коммуникацию сложной. Поэтому движение человечества к упрощению культурных коммуникаций становится одной из тенденций, определяющих современное состояние системы взаимодействия человечества.

Алфавит – одна из попыток упрощения системы коммуникаций. В середине второго тысячелетия до н.э. в сиро-палестинском регионе существовало две формы алфавита – угаритская (применяющая клинообразные штрихи) и финикийская (линейная). Именно линейному письму было отдано предпочтение человечеством и созданная финикийцами (территория современного Ливана) линейная алфавитная система получила великую будущность. Первоначально финикийский алфавит включал в себя 22 согласных знака, позднее греки добавили гласные буквы. Впервые об этом упоминается в год первых известных нам Олимпийских игр – 775 г. до н.э. Многое в этом вопросе прояснил знаменитый «фестский диск», принадлежащий к критским находкам, среди которых и многочисленные клинописные таблички. Фестский диск содержал значки, выдавленные на сырой глине, что позволяло получать штамповое изображение. Это было предтече книгопечатания. И хотя до первой напечатанной книги было еще очень далеко, идея, продемонстрированная тогда, захватила умы человечества и стимулировала развитие новых форм коммуникаций.

2. Роль древних культур и цивилизаций в историческом процессе развития журналистики

Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации. Греки с их устной культурой, существовавшей и развившейся в серии ярких памятников, были готовы к восприятию открытия финикийцев. В V веке до н.э. Геродот после посещения Тира утверждал, что письменность в Грецию проникла вместе с финикийцами. Устная культура, породившая гомеровские поэмы, не торопилась переходить на письменную форму, поэтому сам период перехода был достаточно долог. Первоначально грамотность (как это было и в Египте, и в Месопотамии) – следствие распространения алфавитного письма – была достоянием узкого класса специально подготовленных лиц – профессионалов. И только позднее она переросла эти рамки, распространившись среди широкого населения, оказывая влияние на интеллектуальную жизнь общества. Этому немало способствовало введение в алфавит обозначения гласных звуков, сделавшее восприятие текстов общедоступным. Грамотность населения, последовавшая за этим, стала фундаментальной предпосылкой для знаменитой афинской демократии. А греческий алфавит вошел в основы большинства языков мира.

Основные этапы шествия греческого алфавита в культуре и политической жизни страны отражены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.009 с.)