Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность и действенность журналистики

Поиск

Эффективность журналистской практики. Основные виды результатов работы СМИ. Эффективность и действенность. Масштаб действенности. Результативность деятельности журналиста. Эффект синонимичности понятий. Эффекты СМИ.

Типы социальных задач. Формы подготовки решений в прессе. Референдум, экспертиза, моделирование и рекомендации. Контроль за действенностью. Факторы действенности.

Журналист как субъект журналистской деятельности

Профессиональные качества журналиста. Гражданская ответственность журналиста. Профессиональный долг. Журналистская этика. Регламентирование профессиональных отношений. Права и обязанности журналиста. Принципы поведения журналиста: уровни выработки. Саморегулирование. Авторское право.

 

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

 

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999. Т.1.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. Казань, 2006.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. СПб., 2002.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ. М.; СПб.; Киев, 2004.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики // Союз журналистов России. М., 1998. Т.1., 2.

Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. М., 1999.

Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

От кремня до кремния: Пер. с итал. / Под ред. Дж. Джованини. М., 1991.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2000.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Система средств массовой информации России. М., 2001.

Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М., 2001.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М.,2006.

 

 

Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики»

(для подготовки к экзамену)

 

1.Современное состояние теории журналистики: предмет и задачи курса, его структура. Понятие «журнализма».

2. Предпосылки и исторические условия возникновения журналистики. Пражурналистские явления.

3.Гутенберг: история и легенды.

4.Основные этапы распространения масс-медиа.

5.Понятие информации. Виды и свойства, формы существования информации.

6.Журналистская информация как один из видов информации: специфика и закономерности существования.

7. Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации.

8.Условия информативности журналистского произведения.

9.Журналистика как институт гражданского общества.

10. Тенденции развития современных медиасистем.

11.Прагматическая адекватность в журналистском произведении.

12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности.

13.Виды и типы информации в журналистском тексте.

14.Информационный процесс в журналистике: общая характеристика.

15. Журналистика в системе социальных институтов.

16.Журналистика как фактор социального управления.

17.Функции журналистики: общая характеристика.

18.Идеологические функции журналистики.

19.Культурно-образовательные функции журналистики.

20.Рекламно-справочные функции журналистики.

21.Рекреативные функции журналистики.

22.Экономические условия и факторы свободы СМИ.

23. Свобода и ответственность в журналистской деятельности.

24. Обеспечение свободы журналистской деятельности: правовой и политико-социальный аспекты.

25. Понятие «четвертая власть».

26. Политическая культура журналиста.

27. Политический анализ в журналистике.

28. Исторические типы журналистики: общая характеристика.

29. Социальная позиция журналиста.

30. Система принципов журналистики.

31. Журналист как субъект творческой деятельности

32. Структура системы СМИ: общая характеристика.

33. Инфраструктура системы СМИ.

34. Печать, как составляющая системы СМИ.

35. Радиовещание, как составляющая системы СМИ.

36. Телевидение, как составляющая системы СМИ.

37. Электронные средства МИ: общая характеристика.

38. Новые компьютерные технологии в системе СМИ.

39. Мобильная журналистика в современной медиасистеме.

40. Виды журналистской деятельности.

41. Информационная политика издания и особенности ее формирования.

42. Закон о СМИ РФ: правовое положение журналиста.

43. Формы реализации информационной политики.

44. Результативность журналистики: виды и формы.

45. Эффективность и действенность журналистики. Общая характеристика.

46. Творческие факторы эффективности.

47. Гражданская ответственность журналиста.

48. Информационное общество и правовое государство.

49. Массовое сознание, его структура и особенности воздействия на него СМИ.

50. Типологический и функциональный анализ журналистской деятельности.

51. Свойства журналистских произведений, влияющие на их эффективность.

52. Особенности восприятия журналистских текстов аудиторией. Установка восприятия.

53. Формы и виды взаимодействия средств массовой информации.

54. Информационное агентство как структурная единица современной медиасистемы.

55. Процессы монополизации, концентрации, глобализации, глокализации и их влияние на развитие современных медиасистем.

56. Профессиональные качества журналиста.

57. Мировые организации и международные объединения журналистов в борьбе за свободу творчества в журналистике.

58. Мировой информационный порядок и закономерности его развития.

59. Стороны реализации информационной политики средства массовой информации.

60. Эффекты журналистики.

 

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА

Модуль / тема занятия Форма занятий Часы ауд/сам
Аудиторные Самостоятельные
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Введение: Основы журналистики как отрасль теории журналистики Лекция; Семинар   2/1 2/1
Тема 2. Возникновение журналистики: Пражурналистские явления Лекция; деловая игра   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
МОДУЛЬ 2. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум:     2/1 2/1
Тема 4. Информационный процесс в журналистике   Лабораторный практикум: 0/2
МОДУЛЬ 3. ЖУРНАЛИСТИКА И ПОЛИТИКА
Тема 5. Функции журналистики   Лекция; Лабораторный практикум   2/1 2/1
Тема 6. Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум   2/2
Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция;   Виртуальное практическое занятие 2/4
Тема 8. Социальная позиция журналиста   Лекция; Лабораторный практикум:   2/2 2/2
Тема 9. Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы СМИ Лекция; Семинар   2/2 2/2
МОДУЛЬ 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 10. Факторы и тенденции развития современной журналистики России Лекция; Семинар:   2/1 2/1
Тема 11. Системный характер журналистики: средства массовой информации как система Лекция;     Лабораторный практикум: 2/2
Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России   Лабораторный практикум   0/2
МОДУЛЬ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
Тема 13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации Лабораторный практикум   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
Тема 14. Результативность журналистской практики   Лабораторный практикум 0/2
Тема 15. Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция;   Лабораторный практикум   2/2
ИТОГО:     36/36

 

 

РАЗДЕЛ 3.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

МОДУЛЬ 1.

Введение в основы теории журналистики

 

Тема 1. Основы журналистики как отрасль теории журналистики

Лекция; Семинар

 

Цель занятий – определить проблемное поле и ключевые понятия курса «Основы журналистики: Введение в теорию журналистики» как науки и как учебной дисциплины.

 

Общие теоретические положения

 

В современной журналистской науке основы теории журналистики представлены как одно из основных направлений исследования и изучения практической и теоретико-методологической основ профессиональной деятельности будущих журналистов.

Условия информационного общества, изменяющие социально-экономическое и политическое поле профессиональной деятельности журналиста, влияют и на процессы определения роли и места журналистики в социальной системе, интеграции различных форм и методов оценки журналистской практики в контексте глобальных проблем и явлений глокализации.

Правомерность выделения введения в теорию журналистики как основной теоретико-методологической и практической основы изучения будущей профессии предполагает определение ее места в классификации отраслей журналистской науки.

В 80-ые гг. ХХ столетия Е.П. Прохоров предложил и исследовал структуру теории журналистики, обосновав классификацию ее отраслей историческими и социально-политическими аспектами развития журналистики в современном мире. Он выделил несколько групп отраслей теории журналистики:

- изучение журналистики как сферы массовой информационной деятельности: пражурналистские явления; журналистика в контексте теории информации; массовость информационной природы журналистики; журналистика как фактор социального управления;

- изучение журналистики как социального института: функциональные особенности деятельности журналистики; социальная позиция и принципы деятельности журналиста; политическая культура журналиста; журналистика и свобода прессы, факторный анализ свободы средств массовой информации (СМИ); журналистика как «четвертая власть»; информационный порядок и журналистика; информационная безопасность в сфере журналистики;

- изучение журналистики как системы средств массовой информации; массовая коммуникация и массовая информация, и ее средства; структура и инфраструктура системы средств массовой информации; взаимодействие средств массовой информации;

- изучение журналистики как области творческой деятельности: виды и формы журналистской деятельности; информационная политика и формы ее реализации; типы и методология творчества в журналистике; журналист как субъект деятельности в СМИ;

- изучение действенности и эффективности журналистики: результативность журналистики и ее формы; проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией, факторы эффективности.

К основным понятиям теории журналистики следует отнести: массовая информация; массовая аудитория; журналистика как социальный институт; журналисты; функции и принципы журналистики; система средств массовой информации; свобода журналистики; журналистская деонтология; профессиональные качества журналиста; информационная политика; типы творчества; методологическая культура журналиста.

Приведенные понятия определяют проблемное пространство изучаемого курса и служат предпосылками выделения основ теории журналистики как важной отрасли журналистского знания.

Проблемы теории журналистики в начале нового тысячелетия волнуют и теоретиков, и практиков. Осознание достигнутого в прошлом и настоящем, прогнозирование будущего – эти процессы протекают в период рождения новых парадигм и концепций, обосновывающих, но не объясняющих развитие журналистики как науки и практики. Объяснение и выявление новых контекстов научных знаний, великий синтез теории и практики, планетаризм и ноосферизм, проникновение которых в сферу научных интересов журналистики объективно и бесспорно, - вот те вехи, которые выделяются в перспективе развития журналистской науки.

Историческая ретроспектива позволяет провести сопоставление проблем журналистики века двадцатого и начала двадцать первого, обозначив их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, конфликтов, бытовавших и бытующих в науке и практике журналистской отрасли. Разрешение этих проблем целесообразно начинать с поиска источников, понимания ситуаций.

Вот уже на протяжении более чем двадцати лет российская журналистика как профессиональная деятельность подвергается реформированию. Это и понятно – ситуация со средствами массовой информации не удовлетворяет общество – ни процесс, ни результат. Подвергаются критике со стороны общественных институтов как личностные, так и системные слагаемые журналистской деятельности. Журналистская наука откликается на такое положение вещей комплексным и системным подходами к исследованию и применением специфических, синтезированных методов, что демонстрирует необходимость междисциплинарного подхода как обеспечивающего расширение границ науки и профессии.

Именно журналистика, наряду с информационными, выполняет функции расширения границ знаний, воспитания нового потребителя этих знаний, развития способностей цивилизованных отношений с природой. В сознание аудитории закладываются идеи об экологической целесообразности поведения человека, особенности духа жителя Земли, уровне разумности в отношениях с природой. Но это только с одной стороны. С другой – уже сложившаяся атмосфера общественного сознания, специфическое информационное поле, рождаемое непрерывно средствами массовой информации, деформирует сложившиеся идеальные модели мира, усвоенные в результате образования, самообразования.

Особо важной становится проблема отчуждения информации и формирования виртуального пространства, в котором информация сама определяет законы создания и передачи.

Категории журналистики будущего, обеспечивающей процессы ускоряющегося развития общественных систем, связаны с понятиями общественного интеллекта, определяющегося как механизм социальной эволюции. Структура общественного интеллекта включает в себя триединство культуры, науки и образования. Образование, как механизм воспроизводства знаний, нуждается в системе, обеспечивающей социальный кругооборот знаний, что и является пространством общественного интеллекта. Этой системой может быть определена и журналистика в ее триединстве - как отрасль науки, знаний и практической деятельности.

В грамотно организованной системе реализуется взаимосвязанная структурная цепь элементов: цели, содержания и методов. Для журналистской системы обеспечения общественного интеллекта цель является регулятором потребностей, формирует устойчивый интерес к информации, упражняет в самоопределении, принятии решений и ответственности на себя. Содержание для журналистики – результат преобразования внешнего во внутреннее, не является только лишь набором сведений, фактов, перечнем событий, оно является строго выстроенной системой знаний – журналистских знаний, позволяющей добыть новые, поддерживать компетентность потребителя. В этом – суть процесса журналистского воздействия с точки зрения общественного интеллекта. Основной тезис здесь – мир, окружающий нас, не тоннель, он пространство вокруг, и поэтому структура журналистских знаний, информационных систем должна быть планетарной – подобной миру. Для реализации таких моделей журналистики разрабатывается технология модульного структурирования информации.

Методы журналистики представлены как способы действия и усваиваются в процессе научного исследования как технологическая организация взаимодействия участников процесса формирования и обеспечения общественного интеллекта. Уважение к технологиям, привычка действовать технологично, в соответствии с освоенными культурными профессиональными правилами, складывается в журналистике путем овладения технологией решения проблем.

Вхождение России в демократическое европейское пространство означает для журналистики решение глобальной задачи формирования нового мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, пониманию, осознанию своих действий. Гуманизм как очеловечивание информации предполагает изменение профессиональной позиции по отношению ко всем слагаемым процесса обеспечения общественного интеллекта.

 

Задачи для самостоятельного решения

 

После знакомства с научными и практическими особенностями журналистики студенты самостоятельно заполняют таблицы 1.1. – 1.3. Результаты этой самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

 

Таблица 1.1

Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности

Цепочка категорий как взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности Понятия, составляющие цепочку Социально обусловленные массово-информационные проблемы
Категории, раскрывающие социальную роль журналистики    
Категории, дающие представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике    
Категории, описывающие субъективную сторону функционирования журналистики    
Категории, характеризующие средства доставки информации    
Категории, дающие характеристику творческих форм массово-информационной деятельности    

 

Таблица 1.2

Основные понятия теории журналистики

Основное понятие теории журналистики Содержание понятия
Массовая информация  
Массовая аудитория  
Журналистика как социальный институт  
Журналисты  
Функции и принципы журналистики  
Система средств массовой информации  
Свобода журналистики  
Журналистская деонтология  
Профессиональные качества журналиста  
Информационная политика  
Типы творчества в журналистике  
Методологическая культура журналиста  

 

Таблица 1.3

 

Особенности введения в теорию журналистики

Системообразующие факторы Введение в теорию журналистики как наука Введение в теорию журналистики как учебная дисциплина
Цель    
Объект    
Предмет    
Методы    
Задачи    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.014 с.)