Тема 2. Происхождение денежного товара и его особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Происхождение денежного товара и его особенности



План лекции:

2.1. Происхождение и сущность денежного товара.

2.2. Виды денег.

2.3. Функции денег.

 

 

2.1. Происхождение и сущность денежного товара

 

Вопрос о том, как возникли деньги, долгие годы занимал умы многих ученых. Высказывались самые разнообразные догадки, вплоть до тех, что деньги выдуманы Адамом или являются даром природы. Широко была распространена так называемая номиналистическая (государственная) теория денег: деньги – результат сознательной воли государства, что любая форма денег, даже золотая монета, обладает силой лишь постольку, поскольку она отмечена государственным знаком, определяющим номинал.

Важным открытием в исследовании природы денег явилась теория их товарного происхождения, значительный вклад в развитие которой внес Карл Маркс.

Деньги – результат длительного исторического развития, их появление неразрывно связано с процессом обмена. Именно в развитии товарного производства, в смене форм стоимости товара – тайна происхождения денег.

Первоначальный обмен товаров осуществлялся без денег. Первой формой меновых отношений являлась простая (отдельная) или случайная форма стоимости. Она характерна для того периода, когда обмен носил случайный характер и не имел решающего значения для жизни владельцев обмениваемых товаров. Продукты производились не для обмена, а обмен мог состояться при случайных обстоятельствах: излишки того или иного продукта, случайная встреча общин.

Даже случайный характер обмена уже свидетельствует о превращении продукта труда в товар, продукты труда обмениваются как эквивалентные, равноценные вещи. В меновом отношении каждый из обмениваемых товаров выполняет различную роль. Если товар Х обменивается на товар У, то товар Х выражает свою стоимость (ценность) в товаре У. Так как он выражает свою стоимость через отношение к другому товару, это означает, что он находится в относительной форме стоимости. Товар У служит материалом для выражения стоимости другого товара (Х), как бы оценивает его, служит эквивалентом его стоимости. Таким образом, товар У находится в эквивалентной форме стоимости,

Любая форма стоимости не может существовать одна без другой: товар Х не может находиться в относительной форме, если он не обменивается на товар У, с другой стороны товар У не может быть эквивалентом, если ему не противостоит другой товар Х. В то же время оба эти товара противостоят друг другу: товар может выразить свою стоимость через другой товар, если тот обладает другой потребительной стоимостью.

Тот или иной товар находится в относительной или эквивалентной форме стоимости не в силу своих природных качеств. Товар У служит эквивалентом не потому, что он обладает определенными естественными свойствами, он может выполнять и роль относительной формы стоимости, если его обменивать на товар Х.

С возникновением первого крупного общественного разделения труда (отделение земледелия от скотоводства) обмен товаров начинает приобретать регулярный характер. Этой стадии развития товарных отношений соответствует полная или развернутая форма стоимости. В процессе обмена участвуют множество товаров, причем один и тот же товар чаще всего обменивается на другие товары. Этот товар, находящийся в относительной форме стоимости (Х), получает выражение своей стоимости в целом ряде других товаров (У, Z, К):

ву

ах = сz

mk

 

Но данная форма меновых отношений имеет серьезные недостатки, усугубляющиеся с развитием производства и увеличением количества продуктов для обмена. Обмен мог состоятся в том случае, если, например: владельцу товара Х нужен товар У, а владельцу товара У – товар Х. Но обмен не мог состояться если владелец товара У не нуждался в товаре Х.

Но постепенно среди множества товаров выделяются такие, которые чаще обменивались на другие, и становятся мерилом стоимости всех иных товаров. С превращением одного товара во всеобщий эквивалент (К) на смену полной (развернутой) форме стоимости приходит более развитая всеобщая форма стоимости.

а х

в у = e K

m

 

 
 


В качестве товара – всеобщего эквивалента - мог выделиться товар, который наиболее наглядно выражает стоимость других товаров и чаще других обменивается. Но когда всеобщим эквивалентом становится только один товар, на смену всеобщей форме стоимости приходит наивысшая форма стоимости – денежная. Она отличается от всеобщей тем, что, во-первых, роль всеобщего эквивалента монопольно принадлежит одному товару и, во-вторых, товар выполняет эту роль не в узких рамках местного рынка, а на значительно более широкой территории.

Итак, в результате длительного развития товарного производства возникли деньги. Деньги – это товар, который по мере развития товарного обмена выделился в качестве всеобщего эквивалента.

Деньги становятся деньгами в силу того, что они обмениваются на все товары, служат как бы средством для удовлетворения всех потребностей, т. е. приобретают всеобщую потребительную стоимость. Деньги, как и стоимость товара, выражают общественные отношения между людьми в процессе воспроизводства.

У отдельных народов в разные времена роль денег выполняли различные товары. Но постепенно роль денежного товара закрепилась за золотом. Это объясняется тем, что золото обладает рядом свойств, благодаря которым оно наиболее приспособлено к выполнению роли денег. Во-первых, это – портативность золота: большая стоимость в небольшом объеме; во-вторых, – экономическая делимость: 1/n часть золотого слитка по весу равна 1/n части стоимости всего слитка, в-третьих – инертность золота ….

 

2.2. Виды денег

В своей эволюции деньги выступали в виде металлических, бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег – электронных денег.

В свое время деньги выпускались в виде золотых и серебряных монет. В дофеодальный период названия монет чаще всего обозначали их вес. Но в условиях все более расширяющегося товарного производства металлические монеты утратили непосредственное значение весовой меры золота и серебра. Это объяснялось, в частности, тем, что в процессе обращения монеты постепенно снашивались, теряли свой первоначальный вес, но продолжали обращаться как полноценные деньги, и их принимали по обозначенному на них номиналу. В связи с этим начали чеканить и выпускать неполноценные (фальшивые) деньги, в которых содержание золота перестало соответствовать номиналу. Кроме этого, обращение неполноценных денег вело к расстройству хозяйственной жизни, развитие торговли столкнулось с произволом, царящим в монетной системе, а это ограничивало возможности расширения товарообмена. Все это привело к идее и практике замены металлических денег их знаками – бумажными деньгами.

Бумажные деньги – являются знаками, представителями полноценных металлических денег. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились как заместители ранее находившихся в обращении серебряных или золотых монет.

Возможность обращения заместителей действительных денег возникла из особенностей функции денег как средства обращения, где деньги являются посредником в обмене товаров. Этот процесс охватил следующие этапы:

- стирание монет, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости;

- сознательная порча монет государственной властью, т.е. снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну;

- выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом с целью получения эмиссионного дохода.

Бумажные деньги появились в Китае в ХVII в. н.э., Европе и Америке – в ХVII – ХVIII вв. В России бумажные деньги (ассигнации) появились в 1769 году. В настоящее время бумажные деньги в виде казначейских билетов сохранились только в 10 странах: США, Италия, Индия…

Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия дефицита государственного бюджета, не размениваются на металл, но наделяются государством принудительным курсом. Особенность бумажных денег в том, что они лишены самостоятельной стоимости, но снабжены государством принудительным курсом и поэтому приобретают представительную стоимость в обращении, выполняя роль государственного платежного средства.

Экономическая природа денег такова, что практически исключается возможность устойчивого бумажно-денежного обращения, т.к. выпуск бумажных денег не регулируется потребностями товарооборота в деньгах, а также – отсутствует механизм автоматического изъятия излишков бумажных денег из обращения.

Как отмечалось ранее, особенностью бумажных денег является их неустойчивость и обращение, что может быть вызвано следующими причинами: избыточная эмиссия, упадок доверия к правительству, выпустившему деньги, неблагоприятный платежный баланс.

Кредитные деньги возникают тогда, когда капитал овладевает самим производством, они возникают не из обращения как товар – деньги в капиталистических формациях, а из производства, из кругооборота капитала.

Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель – письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводной вексель – тратта) об уплате обозначенной суммы в определенный срок. Вышеназванные векселя относятся к разряду коммерческих, т.е. обслуживающих коммерческие сделки. Существуют также финансовые векселя, т.е. долговые обязательства, возникающие из представления в долг определенной суммы денег, их разновидность – казначейские векселя, где должником выступает государство. Особенностями векселя являются: абстрактность – на векселя не указан конкретный вид сделки, бесспорность – обязательна уплата долгов вплоть до принятия принудительных мер, обращаемость - возможность передачи векселя как платежного средства другим лицом с передаточной надписью (возможность взаимного зачета вексельных обязательств).

Но использование векселя имеет свои границы:

- вексель обслуживает только оптовую торговлю, а сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами.

- в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг людей, уверенных в платежеспособности векселедателя.

Банкноты в настоящее время выпускаются центральным банком путем переучета векселей. Они отличаются от векселей тем, что, во-первых, банкнота – бессрочное долговое обязательство, а вексель – срочное; во-вторых, банкнота выпускается центральным банком и имеет государственную гарантию, а вексель – отдельным предпринимателем и имеет индивидуальную гарантию.

Классическая (т.е. разменная на металл) банкнота отличается от бумажных денег, во-первых - по методу эмиссии, т.к. банкноты выпускает в обращение центральный банк, а бумажные деньги – министерство финансов (казначейство); во-вторых - по разменности, т.к. классическая банкнота разменивалась на золото и серебро, а бумажные деньги всегда были неразменные.

Сам механизм свободного обмена классических банкнот на золото и серебро исключал их избыточное количество в обращении, а следовательно – обесценивание. С прекращением размена банкнот на золото отпало золотое обеспечение и современные банкноты попадают под закономерности бумажно-денежного обращения.

Чеки появились позже, чем вексель и банкноты, это связано с созданием коммерческих банков и сосредоточением свободных денежных средств на текущих счетах. Чеки представляют собой разновидность переводного векселя, который вкладчик выписывает на банк. Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате определенной суммы денег чекодержателю или о пересчете ее на другой текущий счет.

По своей экономической природе, чек, во-первых, служит средством получения наличных денег в банке, во-вторых, – выступает средством обращения и платежа; в-третьих, является орудием безналичных расчетов. На основе чеков возникла система безналичных расчетов, при которой взаимные претензии погашаются и платеж производится по сальдо, без участия наличных денег.

Широкое использование ЭВМ в банковских операциях способствовало возникновению новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег – это переход на качественно новую ступень эволюции денежного хозяйства.

На базе внедрения ЭВМ в банковской сфере возникает возможность замены денег кредитными карточками, они представляют собой средство расчета, замещающее наличные деньги и чеки, а также – позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. В настоящее время в основном используются 4 вида кредитных карточек: банковские, торговые (наиболее распространенные), для приобретения бензина и для оплаты туризма.

 

2.3. Функции денег

 

Сущность товарных денег как всеобщего эквивалента проявляется в их функциях.

Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. с их помощью можно выразить стоимость других товаров. Эту функцию они выполняют идеально, т.е. нет необходимости иметь реальные деньги, чтобы выразить стоимость другого товара в денежной форме. Достаточно знать золотое содержание, т.е. весовое количество чистого золота, установленное законом государства в качестве национальной денежной единицы. Например, в США за 1 доллар в 1900 г. было принято 1,5 0463 г золота, при дальнейших девальвацияхдоллара содержание золота в нем снижалось 3 раза: 1934 г. – 0,889 г; 1971 г. – 0,818 г; 1973 г. – 0,737 г.

Ямайская валютная система (1976-1978 гг.) отменила официальную цену на золото и золотые паритеты, в связи с чем потерял свое значение официальный масштаб цен, который заменен фактическим, т.е. тем, который складывается стихийно в процессе рыночного обмена. При обращении неразменных кредитных денег механизм действия функции меры – стоимости изменяется (см. разделы, характеризующие природу современных денег и современные денежные системы).

С появлением денег обмен товаров существенно изменился, раньше один товар непосредственно обменивался на другой (Т – Т), теперь же сначала происходит продажа товаров за деньги, а затем на вырученные деньги покупается другой товар (Т1 - Д - Т2). Обмен, в котором опосредствующим звеном служат деньги, называется обращением товаров, деньги при этом выполняют функцию средства обращения. Если функцию меры стоимости должны выполнять идеальные и полноценные деньги, то функцию средства обращения могут выполнять только реальные деньги, причем как полноценные, так и неполноценные (бумажные).

С развитием товарного производства возникает функция денег как средства накопления (сбережений и образования сокровищ).

У товаропроизводителя могут возникнуть трудности со сбытом товаров, а производство новой партии товаров требует сырья, материалов, если нет на это определенной накопленной суммы денег, возникают простои в производстве. Кроме того, для расширения производства необходимо накапливать определенные суммы денег.

Деньги способствуют развитию товарного производства, выполняя функцию средства платежа. Эту функцию они выполняют в том случае, когда нет одновременного встречного движения товаров и денег (как в функции средства обращения); продажа товаров в кредит, выплата заработной платы, внесение налогов, предоставление кредита …

С развитием международных связей деньги приобретают функцию мировых денег.

 

 

Тема 3. РЫНОК КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

План

3.1. Рынок и условия его возникновения.

3.2. Сущность рынка и рыночных отношений.

3.3. Рыночная организация экономики.

3.4. Функции и проблемы рынка.

3.5. Условия формирования и развития рынка. Структура рынка.

 

 

3.1. Рынок и условия его возникновения

Исторически первой формой организации хозяйства было натуральное хозяйство. Под натуральным хозяйством понимается такая организация, при которой все товары производятся внутри хозяйства для собственного потребления. Оно не связано с другими производителями, не участвует в процессе обмена. Последующее развитие общественного производства, разделение труда привело к развитию обмена и господству товарного хозяйства.

Для возникновения товарного производства необходимо выполнение двух условий. Первое условие - это общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы в виде бартера. Но интересы «продавца» и «покупателя» не всегда совпадали. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Общественное разделение труда обязательно, но недостаточно для возникновения товарных отношений. Только когда возникает второе условие - экономическое обособление производителей, продукт труда принимает товарную форму. Экономическое обособление позволяет производителям быть собственниками продукции. Следовательно, экономическое обособление неразрывно связано с отношениями собственности на средства производства и готовую продукцию. Там, где есть различные собственники, связь между ними осуществляется в товарной форме. Именно поэтому возникновение частной собственности, приведшее к экономической обособленности производителей, и послужило решающим условием возникновения товарного производства. Данное условие сохраняет свою силу и значимость и в современных условиях, особенно в связи с проблемой частной собственности.

Два условия, породившие товарное производство, в настоящее время существуют как его характерные признаки. Кроме того, важнейшей чертой товарного производства становится обмен товарами как форма экономических связей между производителями. Два основных признака играют прямо противоположную роль: общественное разделение труда объединяет людей, а экономическое обособление и частная собственность разъединяют. В этих условиях экономические связи между людьми могут осуществляется только через рынок, посредством обмена произведенными товарами.

 

3.2. Сущность рынка и рыночных отношений

Рынок - это определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный на добровольном обмене.

В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Чтобы уяснить суть рынка и рыночных отношений, пронизывающих всю социально-экономическую систему, надо, прежде всего, уяснить принципы рыночной экономики:

1. Принцип экономической свободы в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности по собственному выбору. Таким образом, экономические субъекты имеют свободу выбора. Это выражается в том, что продавцы самостоятельно определяют, что, как и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную работу, а любой покупатель имеет свободу выбора на рынке товаров и услуг.

2. Принцип свободного ценообразования. Как известно, цена формируется в результате торга продавца и покупателя. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: покупатель стремится получить максимум полезности от купленного товара, продавец – максимум выручки от продажи товаров. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному равновесию: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.

3. Принцип конкуренции. Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

4. Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется и на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Не менее важно и то, что иностранным фирмам предоставляется возможность на равных началах с отечественными предприятиями выступать на внутреннем рынке страны в роли не только товаропроизводителей, но и владельцев собственности. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей.

5. Принцип экономической выгоды. В рыночной экономике всегда происходит свободный перелив материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов, но данное движение не хаотично, а имеет определенное направление: ресурсы из отраслей менее эффективных перемещаются в отрасли более эффективные, с рынков уменьшающегося спроса на рынки увеличивающегося спроса и т.п. Иначе говоря, поток различного рода ресурсов будет стремится в те отрасли, где средняя норма прибыли будет выше, чем в других.

Рыночные отношения существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. Административное вмешательство в экономическую сферу угнетает рыночные связи.

В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объемы и структура производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь созданный объем и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как их доходы изменились. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объема проданных товаров и услуг.

Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводства: производстве, распределении и потреблении. Продукт, не нашедший покупателя, перестает производиться, а тот, который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготовляться в большем объеме. Это означает, что экономика, меняющая параметры в зависимости от результатов товарно-денежного обмена, постоянно корректирует свои пропорции, осуществляя тем самым саморегуляцию.

Очень часто под рынком понимается более широкое понятие - рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.

В рыночной экономике объем производства, цены и уровень доходов устанавливаются на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Потребительский выбор тех или иных товаров становится индикатором основных пропорций производства и определяет специфику новой структуры производства.

Для более полного понимания сущности рынка и его механизмов в экономической теории вводится понятие совершенно конкурентного рынка. Это идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена (с рынком совершенной конкуренции вы ознакомитесь в теме 4).

Хотелось бы только отметить, что на практике такой идеальной модели рынка не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию. Так, например, для начала собственного предпринимательства необходим первоначальный капитал, который в некоторых отраслях экономики очень незначителен. Это затрудняет свободный вход новых производителей в отрасль. Существуют также и другие ограничения - это могут быть трудности официального оформления вновь созданного предприятия, сложности в получении лицензии и т.п. В реальной действительности не всегда можно рассчитывать на объективную и полную коммерческую информацию, так как быстрота и точность получаемой информации во многом зависит от развития инфраструктуры рынка, а также существующей правовой базы рыночных отношений. Но, несмотря на все препятствия, ограничивающие конкуренцию, можно отметить, что современное рыночное хозяйство стремится к экономике свободного рынка, по всем признакам, кроме однородности предлагаемой продукции и отсутствия товарных марок на них. В настоящее время товарные марки служат определенным знаком качества товара и охраняются законом от подделок, гарантируя потребителю надежность товара, а производителю - защиту от подделок.

Анализ совершенно конкурентного рынка позволяет провести сравнение идеальной модели с реально существующим рынком и выявить, какие ограничения конкуренции существуют и степень монополизации этого рынка.

Основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. такая потребность, которую потребитель может оплатить.

Предложение - это то количество товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать по определенной цене.

Рынок формирует такие понятия, как " цена спроса " и " цена предложения ". Цена спроса - это максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. В пределах между ценой спроса и ценой предложения формируется рыночная цена.

Каждый продавец стремится продать товар подороже, а покупатель купить подешевле. Такое противоречие разрешается поиском цены, устраивающей тех и других, т.е. цены равновесия.

Равновесная цена - это цена, при которой совпадают интересы, как покупателей, так и продавцов, т.е. именно по этой цене покупатели готовы продать его за данную цену.

Повышение цены выше равновесного уровня приведет к перенасыщению рынка товарами, к росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Такая ситуация заставляет продавцов снижать цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приведет к увеличению количества покупателей. Возникнут дефицит товаров, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цены и увеличить свой доход.

Таким образом, рыночный механизм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции.

 

3.3. Рыночная организация экономики

Рыночной системе постоянно приходиться решать три главных проблемы организации производства:

1. ЧТО? Что следует производить (какой товар и в каком количестве)?

2. КАК? Как производить (какие ресурсы необходимо привлечь и с применением какой технологии)?

3. ДЛЯ КОГО? Для кого предназначаются товары и услуги? Как они будут распределятся?

Ограниченность, свойственная всем разновидностям ресурсов, вынуждает людей делать экономический выбор: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

Прежде чем обратиться к схеме рыночной организации экономики, необходимо назвать основные экономические субъекты рыночной экономики. В западной экономической литературе выделяют три основные хозяйственные субъекта:

Домохозяйство - это экономическая единица, в составе одного или нескольких лиц, которая во-первых, самостоятельно принимает решения, во-вторых, является собственником какого-либо фактора производства, в-третьих, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев факторов производства.

Фирма - это экономическая единица, которая, во-первых, самостоятельно принимает решения, во-вторых, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству, в-третьих, стремится к максимизации прибыли.

Государство - это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над рынком для достижения целей всего общества.

Итак, в рыночной экономике функционируют три сектора: домохозяйства, фирмы, государство, которые связаны между собой рынком потребительских товаров, рынком ресурсов и факторов производства, финансовым рынком.

На рис. 1 наглядно представлены основные связи:

- Домохозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (хлеб, одежду, бытовая техника и т.д.) и услуги (бытовые, транспортные и др.). Они оплачивают потребительские товары и услуги за счет доходов, которые получают их, предоставляя в распоряжение фирм факторов производства (рабочая сила, капитал, природные ресурсы и т.д.).

- Фирмы включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домохозяйствам. Потребительские товары и услуги, потребляемые домохозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.

- Государство собирает налоги с домохозяйств и фирм, формируя тем самым доходную часть бюджета. Данные доходы направляются на покупку товаров и услуг (для нужд обороны и строительства дорог и прочее), на выплаты домохозяйствам трансфертов в форме пособий, стипендий, пенсий и т.д.

- Домохозяйства тратят на потребление не всю сумму дохода, часть ее они откладывают в форме сбережений. Те сбережения, которые вкладывают в хозяйственную жизнь, называются инвестициями. Их существование означает, что эту долю сбережений фирмы могут производить не в виде потребительских, а в качестве инвестиционных товаров (стройматериалов, оборудования и т.д.). Перераспределение сбережений происходит при участии финансового рынка, выполняющего роль посредника.

 

 

 

 

 

 

ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

 

 

 

Рис. 1. Рыночная организация экономики: поток товаров и доходов

 

 

3.4. Функции и проблемы рынка

Рыночный механизм выполняет ряд функций:

1. Рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, т.к. в этом случае возможно увеличение массы прибыли.

2. Функция адаптации производства к меняющемуся спросу. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции.

3. Санирующая функция рынка. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкурентной борьбе и разоряются. Это улучшает производственную структуру, делая способной к выполнению более сложных задач.

4. Рынок выполняет информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов (цены, ставки за кредит) принимать эффективные хозяйственные решения.

Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. В связи с этим следует указать несовершенства рынка:

1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.

2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества (расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону и т.д.). Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом и только оно может обеспечить их удовлетворение.

3. Рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в будущем. В финансировании фундаментальной науки дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.

4. Частные интересы отдельных товаропроизводителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к социально незащищенным слоям населения (инвалиды, дети и т.д.), приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство.

 

3.5. Условия формирования и развития рынка.

Структура рынка

 

Необходимым условием развития рыночного хозяйства является наличие конкурентной среды. Ее признаки выражаются в том, что рынок:

- не монополизирован государством или частной компанией;

- обеспечен правовой базой, охраняющей права частной собственности и устанавливающий "правила игры" для субъектов рынка;

- предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия;

- основывается на свободном ценообразовании.

Для того, чтобы рыночная система беспрепятственно развивалась, необходимы дополнительные условия:

- Наличие резервов роста экономики. Если экономика лишена свободных, еще не занятых в производстве накоплений, она не способна к инвестиционному процессу, за счет которого осуществляется экономический рост. Рыночная система должна обладать определенным запасом трудовых ресурсов для привлечения дополнительных работников в развивающиеся отрасли, т.е. необходим определенный уровень безработицы, используемый как резерв развития экономики.

- Обеспечение подвижности ресурсов, т.е. возможности беспрепятственного перелива ресурсов из одной отрасли экономики в другую. Только в этом случае предложение способно адаптироваться к меняющемуся спросу и рыночные механизмы работают эффективно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.4 с.)