Сущность и особенности функционирования денежного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности функционирования денежного рынка



Денежный рынок – специфический сегмент рынка, на котором осуществляется купля-продажа денег как товара, формируется спрос, предложение и цена этого товара.

Специфика денежного рынка определяется спецификой денег как абсолютно ликвидного товара.

Специфика этого товара определяет:

a.специфику его перемещения на рынке;

b.специфику финансовых инструментов;

c.специфику механизма функционирования денежного рынка.

Совершаемые операции купли- продажи денег как рыночного товара существенно отличаются от аналогичных операций в отношении обычных товаров. Это обусловлено следующим:

1. передача денег от одного субъекта рынка к другому требует особых условий. Такими условиями являются следующие:

наличие на рынке субъектов, которые располагают свободными средствами и не испытывающими потребностей в их использовании для приобретения определенных материальных благ, а также субъектов, которые нуждаются в дополнительных средствах и не располагают материальными и другими ценностями, продажа которых позволила бы удовлетворить потребность в деньгах.

Передача денег от одних субъектов другим обеспечивается либо в форме займа под обязательство, либо в форме покупки особых финансовых инструментов (облигаций, векселей, казначейских обязательств, депозитных сертификатов)

2. Однако такая передача денег может рассматриваться как купля-продажа только условно, так как:

- продавец не утрачивает права владения на свои деньги и не получает в обмен на них эквивалентную стоимость;

- для покупателя приобретение денег не означает получения права собственности на них. Он получает только право пользования этими деньгами.

Принципиально меняется и статус денег, и цели купли - продажи денег на рынке:

На денежном рынке деньги становятся обыкновенным товаром, в отношении. которого заключаются сделки купли - продажи., в отличие от товарного рынка, где они выступают в качестве вспомогательного. средства, опосредующего движение товара от продавца к покупателю.

Целями купли-продажи денег на рынке являются:

- для продавца: получение дохода в виде % или другой формы приращения стоимости (например, дисконт, дивиденды); Д+∆Д

- для покупателя: возможность получить доход от производственной и коммерческой деятельности, для которой были приобретены эти деньги.

Благодаря указанным особенностям денежного рынка – продажа денег здесь выступает в форме передачи их во временное пользование в обмен на определенные финансовые инструменты.

Эти финансовые инструменты удостоверяют право продавца оставаться собственником этих денег.

По своему характеру финансовые инструменты являются определенным обязательством покупателя перед продавцом денег.

В зависимости от вида этих обязательств финансовые инструменты делятся на:

1) Депозитные обязательства, по которым продавец передает деньги в полное распоряжение покупателя при условии их возврата в установленный срок или по требованию продавца;

2) Кредитные обязательства, по которым продавцы, передавая деньги покупателям, вносят определенные ограничения в права покупателей распоряжаться этими деньгами. Продавцы определяют цели, на которые покупатель может использовать эти деньги, требуют определенных гарантий возврата, определяют степень эффективности затрат или проектов, финансируемых за счёт этих денег.

Такие обязательства имеют форму кредитного договора, облигаций, векселей, казначейских обязательств.

Эти финансовые инструменты становятся самостоятельными объектами купли-продажи, и на этой основе формируется рынок ценных бумаг.

Все виды финансовых инструментов денежного рынка можно разделить на следующие группы:

1) Кредитные и депозитные договоры, на основе которых складываются отношения между банками и клиентами по поводу формирования и размещения кредитных ресурсов.

2) Ценные бумаги, с помощью которых организуются преимущественно прямые отношения между продавцами и покупателями денег.

3) Иностранная валюта, которая используется во взаимоотношениях между субъектами рынка, располагающими разными валютами.

Все субъекты денежного рынка делятся на 3 группы:

a. Продавцы, в роли которых могут выступать физические и юридические лица

b. покупатели -//-

c. различные финансовые посредники – банки, кредитные союзы, ломбарды, страховые компании, пенсиолнные фонды, инвестиционные, трастовые компании и т.д.

 

 

Институциональная модель денежного рынка

Она отражает взаимосвязь между субъектами денежного рынка, которая реализуется через потоки денег и инструментов. Её можно представить как модель движения денежных потоков между тремя группами участников денежного рынка, в т.ч.:

- между теми, кто накапливает деньги;

- между теми, кто берёт деньги взаймы;

- между посредниками.

Классификация финансовых посредников:

Такой подход позволяет классифицировать денежный рынок по институциональному признаку:

1. Сектор прямого финансирования (1)

2. Сектор опосредованного финансирования (2)

 

В (1) - отношения между продавцами и покупателями организуются непосредственно. В основной своей части этот сектор денежного рынка связан с использованием долговых ценных бумаг как финансовых инструментов, в которых оформляются долговые обязательства покупателя перед продавцом денег. В секторе (1) могут предоставлять свои услуги брокеры и дилеры. Здесь они выполняют чисто техническую роль в отношениях между продавцом и покупателем денег.

Наличие сектора (1) имеет большое значение:

- для покупателей: появляется возможность выбора наиболее выгодных условий покупки денег;

- для продавца: сектор (1) позволяет выбирать наиболее надёжных заёмщиков, персонально знать их и избегать неоправданных рисков при продаже денег на денежном рынке.

Благодаря этим «+» сектор (1) оказывает конкурентное воздействие на сектор опосредованного финансирования (2).

В секторе опосредованного финансирования (2) взаимосвязи между продавцами и покупателями осуществляются не прямо, а через финансовых посредников. Эти посредники сначала аккумулируют свободные средства, а затем предлагают их конечным покупателям от своего имени. На этой основе образуются собственные требования и обязательства финансовых посредников. Наиболее ярким примером опосредованного финансирования на денежном рынке является деятельность банков как финансовых посредников.

При формировании своей ресурсной базы возникают обязательства банков как финансовых посредников перед их кредиторами и вкладчиками, эти средства в банке размещаются в виде кредитов или инвестиций в ценные бумаги, в результате чего возникают их требования к заёмщикам или эмитентам ценных бумаг.

Сектор опосредованного финансирования дополняет сектор прямого финансирования, создавая условия для реализации тех связей между кредиторами и заёмщиками, которые не могут быть осуществлены через сектор прямого финансирования. Наряду с этим, сектор опосредованного финансирования обеспечивает возможность наиболее полной реализации всех преимуществ и возможностей, присущих денежному рынку.

Финансовые посредники по их месту в денежном рынке делятся на:

- банки;

- небанковские финансово-кредитные учреждения.

В зависимости от характера посреднических операций финансовые посредники делятся на: центральные банки, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компании, трастовые компании, лизинговые компании, ломбарды и т.д.

 

Структура денежного рынка

Характеристика денежного рынка как сложного экономического явления может быть дана на основе его сегментации по следующим критериям:

1. По видам инструментов, используемых для перемещения денег от покупателя к продавцу денежный рынок делится на:

- рынок ссудных капиталов,

- рынок ценных бумаг;

- валютный рынок.

2. По институциональным признакам денежных потоков:

- фондовый рынок, где обращаются ценные бумаги;

- рынок банковских услуг (кредитных и депозитных);

- рынок услуг небанковских финансово- кредитных учреждений.

3. По экономическому назначению покупки-продажи денег:

- рынок денег;

- рынок капиталов.

На рынке денег имеет место движение денег, высвободившихся из оборота на краткосрочной основе (до 1 года), поэтому эти деньги могут передаваться в пользование другим субъектам денежного рынка только на непродолжительный период.

Этот сегмент денежного рынка представлен:

- рынком межбанковских кредитов;

- рынком вложений в краткосрочные ценные бумаги;

- рынком краткосрочных депозитов;

- рынком краткосрочных кредитов предприятиям, организациям и населению.

Рынок денег характеризуется высокой чувствительностью к любым изменениям в экономике и финансовой сфере, а поэтому весьма изменчивы на нём спрос и предложение, а, следовательно, и цена денег. По этой причине рынок денег является наиболее реальным индикатором конъюнктуры денежного рынка в целом и служит базой формирования процентной политики в стране.

Рынок. капитала – это та часть денежного рынка, где сделки купли-продажи денег совершаются на срок более 1 года. Эти средства используются для финансирования затрат в основные фонды или вложения в долгосрочные долговые ценные бумаги. Он включает:

1. рынок долгосрочных кредитов;

2. рынок ценных бумаг, на котором обращаются среднесрочные, долгосрочные и бессрочные ценные бумаги.

 

Спрос на деньги

Он выступает как запас денег, который стремятся иметь в своём распоряжении экономические субъекты в определенный момент. Спрос на деньги во многом определяется скоростью их обращения. Чем больше скорость обращения денег, тем меньше спрос на них.

Поскольку спрос на деньги постоянно изменяется, меняется и скорость их обращения и наоборот.

При увеличении скорости обращения денег вследствие уменьшения спроса на них возможно уменьшения размеров платежа между участниками денежного рынка.

Замедление скорости обращения денег в связи с увеличением спроса на них сдерживает влияние возрастания денежной массы в обращении на конъюнктуру рынка тормозит инфляцию в стране.

В соотношении спрос и скорость денег определяющим является спрос, именно он влияет на скорость обращения денег.

В вопросе формирования спроса на деньги существенное значение имеет:

- для каких целей экономические субъекты накапливают деньги;

- какие факторы побуждают их к накоплению денег.

Цели накопления должны определяться во взаимосвязи с выполнением деньгами функций платежного средства, покупательного средства и средства накопления стоимости. В связи с этим спрос на деньги можно объединить в 3 группы:

- спрос на текущий запас денег как платёжных средств;

- спрос на постоянный запас денег как форму богатства, предназначенного давать доход их собственнику;

- спрос на длительный запас денег для совершения будущих платежей или получения будущих доходов.

В связи с этим можно выделить следующие мотивы формирования спроса на деньги:

1) операционный мотив, когда накопление денег осуществляется для совершения текущих платежей;

2) предусмотрительный. мотив – мотив, когда субъекты денежного рынка могут создать запас денег, чтобы в любой момент удовлетворять возникающую потребность в товарах и услугах;

3) спекулятивный мотив – состоит в том, что экономические субъекты хотят иметь в своём распоряжении определенный запас денег, чтобы в будущем можно было вложить их выгодно или перепродать по выгодной цене.

Наряду с фактором скорости обращения денег спрос на них зависит также от:

- объёмов производства;

- изменения цен на товары и услуги;

- на микроуровне спрос на деньги зависит от изменения нормы %. При увеличении процентных ставок по размещаемым под % деньгам снижается спрос на другие виды вложений, и увеличивается спрос на деньги.

- фактор накопления богатства. Для увеличения своего богатства экономические субъекты должны создать запас денег, что увеличит спрос на них.

- инфляция оказывает понижающее влияние на спрос на деньги, т.к. они обесцениваются.

- ожидаемое изменение конъюнктуры рынка.

 

Предложение денег

Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой момент времени имеют в своём распоряжении определенный запас денег, которые они могут направить в оборот.

На микроуровне предложение тесно взаимодействует со спросом на них. Если фактический запас денег у отдельного участника рынка превышает его спрос на деньги, то он предлагает эти деньги для продажи. На этой основе формируется предложение денег индивидуальными участниками денежного рынка.

На макроуровне предложение денег ограничивается всей совокупностью денег, имеющихся в распоряжении субъектов денежного оборота, т.е. совокупная денежная масса является границей предложения денег.

Если спрос на деньги повышается на макроуровне, он может быть удовлетворён только за счёт дополнительной эмиссии денег.

Предложение денег на рынке зависит от множества факторов:

a. от операций центрального банка на открытом рынке;

b. объема рефинансирования центральным банком коммерческих банков;

c. от объема валютных инвестиций центрального банка;

d. изменения и динамики учетной ставки центрального банка;

e. от объема ставки депозитного, вкладного %;

f. объёмов богатства экономических субъектов;

g. уровня тенизации экономики в стране;

h. степени доверия экономических субъектов к банковской системе страны.

 

Тема 4. Денежная система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.043 с.)