ТЕМА 11. СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 11. СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ



 

План лекции:

11.1. Понятие инфраструктуры рынка. Классификация рыночной инфраструктуры.

11.2. Товарные биржи. Виды операций на товарной бирже.

11.3. Биржи труда и их функции.

11.4. Банковская система. Разделение функций центрального и других банковских учреждений. Риск и виды рисков. Рынок заемного капитала.

11.5. Фондовая биржа. Операции на фондовой бирже. Виды ценных бумаг.

11.6. Рынок информационных услуг.

 

11.1. Понятие инфраструктуры рынка.

Классификация рыночной инфраструктуры

 

Термин «инфраструктура» был впервые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Это было в начале нынешнего столетия. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. В нашей литературе изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.

Между тем инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Вообще слово «инфраструктура» означает основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, действующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга.

Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяются особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы (рис.9).

 
 

 

 


Рис. 8. Инфраструктура рынка

11.2. Товарные биржи. Виды операций

На товарной бирже

 

Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д. Инфраструктура рынка товаров и услуг обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Товарная биржа - это форма функционирования регулярно действующего оптового рынка сырья и предметов потребления.

Функция товарной биржи в рыночной экономике заключается: в оказании посреднических услуг при заключении торговых сделок; упорядочении товарной торговли и улаживании торговых споров; сборе и публикации информации о ценах и состоянии рыночной конъюнктуры.

Товарная биржа - это, как правило, предприятие, организованное в форме акционерного общества, с правами юридического лица, членами которого могут выступать отдельные предприятия и организации, органы управления и отдельные физические лица, если это оговорено в уставе. Биржа обычно является организацией закрытого типа, т.е. непосредственное участие в ее работе имеют право принимать лишь члены биржи или их представители.

Работа на товарной бирже осуществляется по следующим секциям: торговля наличным (реальным) товаром; торговля будущим товаром или договорами поставки; торговля типовыми контрактами; секции бартерных операций, аукционная продажа и торговля ценными бумагами. Работа секций может быть организована по группам товаров, например, сырьевая, текстильная, химическая, лесная и т.д.

Наиболее крупными из ныне действующих товарных бирж являются Московская товарная биржа (МТБ) и Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ).

Функции реализации выполняет оптовая и розничная торговля.

Оптовая торговля - деятельность по перемещению товара от производителя к потребителю, который использует его в производительных целях, или к предприятию, приобретающему его в целях перепродажи. В оптовой торговле действуют предприятия трех категорий участников: оптовые предприятия производителей, коммерческие оптовые организации (оптовики-купцы), агенты и брокеры.

Предприятия оптовой торговли производителей могут быть двух видов: сбытовые отделения и сбытовые конторы. Сбытовые отделения (филиалы) не только реализуют товары, но и хранят их. Сбытовые конторы в отличие от отделений не занимаются хранением продукции и поэтому располагаются в производственных помещениях или вблизи рынка.

Коммерческие оптовые организации - независимые торговые предприятия, которые приобретают вместе с продукцией право собственности на нее. Это самая многочисленная группа оптовиков, которая осуществляет основную долю операций.

Агенты и брокеры в отличие от коммерческих оптовых организаций не получают вместе с товаром право собственности на него. Они выполняют посреднические функции по купле-продаже за комиссионное вознаграждение (обычно от 2 до 6% от суммы товара). Агенты используются на постоянной основе, брокеры - на временной.

Коммерческие оптовики, агенты и брокеры специализируются по типу предлагаемого товара или типу обслуживаемых клиентов.

Розничная торговля - деятельность, связанная с продажей товаров и услуг конечным потребителям для их личного использования. Розничная торговля осуществляется через магазины или минуя магазины. Последняя форма представлена торговыми автоматами, торговлей вразнос с непосредственным контактом продавца и покупателя и прямым сбытом (на основе заказа по почте или телефону и доставке товара по почте).

Как правило, биржи организуются в форме акционерных обществ, которые действуют на принципах хозяйственной самостоятельности.

Биржи могут быть универсальные и специализированные.

Различают биржевые сделки на реальный товар и так называемые срочные (или фьючерсные ) сделки.

Сделки с наличным товаром совершаются на основе предварительного осмотра, по данным биржевой экспертизы, или без предварительного осмотра по образцам и стандартам, или по обусловленному среднему и минимальному качеству товара.

Сделки на реальный товар могут быть с немедленной поставкой, когда он передается покупателю в срок от 1 до 15 дней после заключения сделки. А могут быть сделки на реальный товар с поставкой в будущем, когда поставка товара производится по цене, зафиксированной в контракте на день его заключения, и в срок, обусловленный контрактом.

Срочные (или фьючерсные) сделки не предусматривают обязательств сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают лишь куплю и продажу прав на товар.

Срочные (фьючерсные) сделки заключаются в основном в целях страхования (хеджирования) сделок с наличным товаром или получения разницы от изменения цен при перепродаже или ликвидации сделки.

Биржевыми товарами являются цветные металлы, сырьевые и производственные товары сельскохозяйственного происхождения (натуральный шелк, хлопок, натуральный каучук, зерно, сахар, кофе).

Важнейшие центры международной биржевой торговли товарами сосредоточены в США и Англии, в последние годы все большее значение приобретают биржи Японии. На долю этих стран приходится около 98 % международного биржевого оборота товаров.

Международные товарные биржи в основном специализированы: по цветным металлам (Лондон, Нью-Йорк); по зерну (Лондон, Чикаго, Вашингтон); по хлопку (Нью-Йорк, Чикаго); по каучуку (Лондон, Нью-Йорк, Сингапур); по сахару (Лондон, Нью-Йорк, Гамбург); по кофе (Лондон, Нью-Йорк, Ливерпуль), по шелку (Йокогама, Кобе) и т.д.

Цены международных товарных бирж по ряду товаров применяются в качестве мировых цен. Например, на цветные металлы - цены Лондонской биржи металлов; на каучук - цены биржи в Сингапуре; на зерно - цены крупнейших зерноторговых бирж в Чикаго, Нью-Йорке и Лондоне.

 

11.3. Биржи труда и их функции

 

Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда. Необходимость рынка или биржи труда объясняется тем, что среди всех экономических ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг, наиболее важным является труд, и поэтому практически каждый работоспособный член общества является субъектом рынка труда, вознаграждение (заработная плата) составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны, и наконец, вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерны следующие черты:

1. На рынке взаимодействуют столько продавцов и покупателей трудовых услуг, что никто из них не оказывает давления на ставки заработной платы.

2. Все рабочие имеют одинаковый уровень квалификации.

3. Рабочие мобильны, нет никаких препятствий для перехода с одного места работы на другое.

Рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Когда на рынке труда действует единственный наниматель труда, то, несмотря на значительное количество квалифицированных рабочих, одна крупная фирма - монополист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда, сами устанавливают ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за определенных социальных условий, географической разобщенности, необходимости переучиваться по новой специальности и т.п.).

Рынок труда с элементами монополии очень распространен. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда.

Спрос на труд со стороны отдельной фирмы прежде всего зависит от спроса на продукцию, производимую с помощью данного вида труда. Важным фактором, определяющим спрос на труд, выступает предложение других производственных ресурсов, прежде всего капитала. На спрос существенное воздействие оказывает производительность труда в отрасли.

Для содействия безработным гражданам в поиске работы и существуют во всем мире биржи труда.

Служба занятости населения, или центры занятости, создаются для реализации государственной политики занятости населения. В России государственная служба занятости включает Госкомитет по занятости населения и региональные центры занятости. Эти центры (именно их называют биржами труда) представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест.

Государственная служба занятости выполняет следующие функции:

- анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу и информирует о состоянии рынка труда;

- ведет учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- информирует граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспечении рабочей силой;

- оказывает помощь людям в выборе подходящей работы;

- оказывает услуги в профессиональной ориентации, организует профессиональную подготовку и переподготовку граждан в специальных учебных центрах;

- обеспечивает регистрацию безработных и выдает пособия по безработице;

- разрабатывает программы занятости;

- распоряжается фондом занятости.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости, в стране создается государственный фонд занятости, который образуется за счет:

- обязательных страховых взносов с заработков работников в пределах общей суммы взимаемых налогов;

- обязательных отчислений предпринимателей;

- средств бюджета.

 

11.4. Банковская система. Разделение функций

центрального и других банковских учреждений. Риск



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.01 с.)