Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онлайновые сообщества. Сетевые организации. Сетевые инфраструктуры.

Поиск

Онлайновые сообщества

Как уже выше упоминалось, развитие Интернета сопровождается массовым переносом людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий друг с другом, из среды, создаваемой традиционными информационно-коммуникационными технологиями в виртуальную среду сети Интернет, т.е. в онлайн.

Хотя темпы этого процесса продолжают оставаться достаточно высокими, однако можно заметить, что проявились некоторые серьезные проблемы и естественные ограничения на извлечение выгоды от перехода в онлайн. Природа данных ограничений только на первый взгляд имеет чисто технический характер.

Перенос информационной активности в сеть Интернет в настоящее время состоит не только в обмене электронными сообщениями, но и проявляется в виде массового создания сайтов, публикации на них различных материалов и т.п. Этот процесс создания и распространения электронной информации может проходить в активной (обмен сообщениями) или пассивной форме (поддержка веб сайтов) и опосредует взаимодействия между членами онлайновых сообществ. От того, на сколько хорошо данная среда обеспечивает людей возможностями для взаимодействия зависит эффективность функционирования онлайновых сообществ. Современные Интернет технологии и основанные на них поведенческие модели людей таковы, что они не позволяют поддерживать информационных взаимодействий для достаточно больших онлайновых сообществ в реальном времени. Главные проблемы, которые здесь возникают: а)проблема информированности; и б)информационного переполнения.

Лавинообразный характер появления новых сайтов порождает ситуацию, когда пользователи сети Интернет не могут извлечь из этого всю потенциально возможную выгоду. Например, если человек является членом достаточно большого профессионального сообщества, все члены которого поддерживают свои сайты и регулярно публикуют на них важную информацию, то объем технической работы, которую необходимо проделать этому человеку, чтобы регулярно контролировать изменение содержания большего количества сайтов своих коллег, может оказаться слишком большим и превысить его физические возможности.

С расширением Интернета типичной становится ситуация, когда важная для пользователей информация в принципе доступна на сайтах в Интернете, но технически они не могут ее получить, т.к. это требует слишком больших затрат времени и/или денег на "обход" нужных сайтов. Необходимо отметить, что глобальные онлайновые каталоги и поисковые системы (Google, Яндекс и др.) в том виде, как они сейчас существуют, эту проблему решить не могут, т.к. не гарантируют пользователю, что вовремя проиндексировали требуемый ему набор сайтов. Фактически, первое поколение Интернет технологий подошло к своему пределу роста, т.к. не обеспечивают пользователя своевременной и надежной информацией о появлении в сети важной для него информации. Это означает, что виртуальная среда сети Интернет не обеспечивает пользователей надежными возможностями для взаимодействий в реальном времени, т.к. она не гарантирует, что сигналы, посланные одним членом сообщества, будут в реальном времени доставлены всем остальным членам сообщества. Таким образом, модели переноса информационной активности в онлайн, основанные на Интернет технологиях первого поколения, порождают проблему информированности членов онлайновых сообществ, что естественным образом ограничивает увеличение размеров сообществ.

Определенное решение этой проблемы уже в принципе существует. Оно заключается в "профессиональной" сегментации информационного пространства Интернет. Главная идея сегментации заключается в том, что члены одного профессионального сообщества используют общий формат для представления в онлайн своих ресурсов. Это позволяет им запустить определенную компьютерную программу, постоянно работающую в сети Интернет, которая с заданной регулярностью собирает стандартно оформленные добавления/обновления с частных сайтов в единую общедоступную базу данных. Если в эту систему сбора данных включены все сайты и ресурсы профессионального сообщества, то информация о ресурсах данного профессионального сообщества автоматически собирается и обновляется на одном сайте, который и нужно теперь контролировать пользователю. Наличие в профессиональном сообществе такого сетевого сервиса позволяет его членам отказаться от контроля за содержанием исходного множества сайтов и уменьшить, таким образом, потери времени на техническую работу.

Один из первых примеров такого рода системы профессиональной сегментации создан в международном проекте RePEc (http://repec.org/) для профессионального сообщества исследователей по экономике. В России данный подход получил развитие в виде "коллективного информационного пространства Соционет" (http://socionet.ru/) для специалистов по общественным наукам.

Есть основания считать, что созданию больших онлайновых сообществ должна обязательно предшествовать массовая "профессиональная" сегментация ресурсов сети Интернет. Этого следует ожидать в первую очередь в тех сферах общества, где есть достаточно большие профессиональные группы (или группы по интересам), члены которых уже ведут свою информационную активность в онлайн и ощутили наличие проблемы информированности. Очевидно, что благоприятная среда для профессиональной сегментации существует не только в научно-образовательной среде, но также в первую очередь в бизнесе, где этот процесс уже тоже начал реализовываться. Можно ожидать, что скоро аналогичная ситуация возникнет в сфере обслуживания, в местных сообществах, в политической сфере, в системе государственной власти и т.п. Эти тенденции, фактически, означают, что на смену существующим сетевым средствам приходят Интернет технологии второго поколения, которые создадут лучшие условия для формирования онлайновых сообществ во всех сферах совместной деятельности людей.

Если эти ожидания верны, то в ближайшие годы должны появиться общепринятые стандарты, соблюдение которых гарантирует "контент-провайдеру" автоматическое включение его ресурсов в информационные пространства заданных профессиональных сообществ. Кроме этого, должны появиться интегрирующие сетевые системы и интерфейсы для навигации по информационным пространствам такого рода. Упомянутые выше сайты проектов RePEc и Соционет достаточно хорошо иллюстрируют возможные контуры этих ожидаемых инноваций в Интернет технологиях.

Профессиональная сегментация Интернета, хотя и решает проблему информированности, но создает другую проблему: проблему информационного переполнения. В виду интеграции информационной активности большего количества людей в рамках одного профессионально сегментированного информационного пространства в существенной степени возрастает опасность "информационного переполнения" каждого отдельного участника пространства. Интеграция неизбежно создает интенсивные информационные потоки в данной системе и тогда возникает ситуация, что, хотя технологии коллективного информационного пространства гарантируют пользователям, что нужная им информация находится где-то на экране их компьютера, но выделить ее вручную среди большого количества свежих данных становится все сложнее.

Профессиональная сегментация Интернета не будет в достаточной мере эффективной, если не будут созданы настраиваемые (в соответствие с профилем интересов пользователя) "помощники", которые в какой-то степени возьмут на себя и автоматизируют процесс анализа входных информационных потоков. Такого рода сервис в уже существующих на данный момент системах, как правило, состоит из средств персонализации содержания информационного пространства (исключение из него мало интересных объектов) и средств фильтрации входных информационных потоков. Эти средства берут на себя техническую работу по контролю за появлением важных данных и как следствие помогают снизить информационную нагрузку на пользователя. Одним из примеров - набор онлайновых сервисов "личной зоны" системы Соционет.

Ожидаемая широкая профессиональная сегментация Интернета в сочетании с развитием средств персонализации и фильтрации уже определила, на наш взгляд, контуры Интернет технологий второго поколения. Переход на новые технологии позволит повысить эффективность онлайновых информационных взаимодействий между людьми. Это создаст условия для массового формирования онлайновых сообществ во всех сферах человеческой деятельности.

Сетевые организации

Создание сетевой организации в принципе возможно, если ее участники уже являются членами онлайнового сообщества. Главное отличие сетевых организаций от онлайновых сообществ – наличие между членами организации достаточно жесткого согласования их совместной деятельности. Необходимость согласования и управления совместной деятельностью группы людей, находящихся в определенной системе разделения труда, предъявляет дополнительные более высокие требования, как к интенсивности информационных обменов, так и к разнообразию форм взаимодействий.

С технической точки зрения информационное пространство сетевой организации может быть реализовано по примеру описанной выше профессиональной сегментации. Однако средств персонализации и фильтрации в данных условиях уже не достаточно. Внутри группы людей, ведущих совместную деятельность, возникают специфические информационные потоки, которые предназначены для взаимного информирования друг друга о текущем состоянии их коллективной деятельности и о возможностях/необходимостях ее корректировки ради достижения поставленных целей. Интенсивные информационные обмены необходимы для поддержания определенного уровня непрерывности в процессе согласовании совместной деятельности членов организации. Кроме этого информационные взаимодействия должны иметь достаточно высокую скорость, чтобы организация успевала в режиме реального времени реагировать на возможные внезапные изменения в условиях ее функционирования и продолжать действовать согласованно.

Очевидно, что с ростом размеров сетевой организации, информационные потоки внутри нее, направленные на согласование деятельности также могут превысить физические возможности человека по их обработке и анализу, что вызовет у него информационное переполнение. Поэтому в данной ситуации функции, описанного ранее, информационного "помощника" должны быть несколько шире. Кроме персонализации содержания информационного пространства сетевой организации, и фильтрации входных для пользователя информационных потоков, данный сервис должен взять на себя техническую работу по поддержанию обмена информацией с другими членами организации. Необходимо подчеркнуть, что этот обмен информации должен иметь регулярный характер, поскольку это является обычным требованием для организации.

В этих условиях персональный онлайновый сервис, который настраивается человеком уже не просто на обработку информации, а на выполнение ряда информационных взаимодействий с другими членами организации, можно назвать "персональным информационным роботом", выполняющим инструкции своего хозяина в достаточно автономном режиме.

Кажется целесообразным, чтобы каждый участник сетевой организации имел своего собственного персонального информационного робота (и-робота). Таким образом, определенная часть задач по согласованию деятельности между членами сетевой организации, на которые приходится основная часть информационных обменов в организации, может решаться уже между их и-роботами без прямого участия людей в этом процессе. И-робот отдельного участника организации, выполняя за своего хозяина техническую часть работы по обмену информацией с остальными членами организации, тем самым уменьшает информационную нагрузку на человека, оставляя его время и силы на решение "творческой" части работы.

В условиях, когда в информационном пространстве организации в автономном режиме действуют достаточно много и-роботов можно говорить, что параллельно профессиональному сообществу людей возникает искусственное сообщество их и-роботов. Эффективность функционирования и-роботов во многом зависит не только от их собственной конструкции, но и от особенностей конструкции самого искусственного сообщества, которое является средой их взаимодействий. Именно инфраструктура сообщества обеспечивает и-роботов возможностями и правилами взаимодействий друг с другом. Следовательно, проблема эффективности функционирования сетевых организаций при определенных условиях начинает зависеть от удачного программно-технического решения конструкции и-роботов и сетевой инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействия между и-роботами с нужной интенсивностью и в нужных формах.

Нам представляется, что феномен сообщества и-роботов имеет достаточно комплексный характер. С одной стороны проблема построения "хорошего" сообщества и-роботов имеет явный технический аспект, т.к. его инфраструктура создается функционированием определенного сетевого программного обеспечения и соответствующих телекоммуникационных средств. С другой стороны, и-роботы являются посредниками во взаимодействиях между людьми и поэтому их "поведение" может быть в существенной степени связано с поведением человека, наследовать поведение своих хозяев. Следовательно, при конструировании сообщества и-роботов целесообразно учитывать комплексную природу взаимодействий между людьми (включая экономический, социальный, психологический и др. аспекты).

Персональные и-роботы уже начинают создаваться. Можно предвидеть, что повышение интереса к ним и их массовое использование будет зависеть от темпов профессиональной сегментации Интернета, которое, безусловно, вызовет интенсификацию онлайновых информационных взаимодействия между людьми, и, следовательно, тем самым создаст необходимость автоматизации обработки соответствующих информационных потоков в реальном времени с помощью и-роботов.

В ближайшие годы можно ожидать также активизацию работ по созданию единых стандартов на конструкцию и-роботов. Такая стандартизация необходима, чтобы и-роботы, созданные в разных организациях, могли встраиваться в различные профессиональные информационные пространства и взаимодействовать друг с другом. Кроме этого, необходима проработка деталей инфраструктуры сообщества и-роботов, включая принципы организации среды их взаимодействия, правила "поведения", "обучения" и т.п.

Сетевые инфраструктуры

Действующие лица социально-экономических систем, включая рассмотренные выше сетевые организации и членов онлайновых сообществ, ведут свою деятельность в рамках горизонтальных социально-экономических инфраструктур. Эти инфраструктуры, к которым относятся такие системы, как финансовая, транспортная, судебно-правовая и др., в общем случае обслуживают определенные виды взаимодействий между людьми и организациями в рамках всего общества в целом. В той степени, в которой эти взаимодействия носят информационный характер, к ним применимы инновации, связанные с Интернет технологиями. Перевод функционирования таких инфраструктур в Интернет, скорее всего, не должен существенно менять их функций и основное содержание. Главное, что можно ожидать от этого - информационные взаимодействия в рамках этих инфраструктур будут осуществляться с меньшими затратами, с большей интенсивностью и в более широких масштабах. Как результат это приведет к общему повышению эффективности функционирования данных инфраструктур. Об этом в какой-то степени свидетельствуют уже упоминавшиеся примеры таких трансформаций как: "работа" à "телеработа", "коммерция" à "электронная коммерция", "деньги" à "цифровая наличность" и т.п.

Существует, однако, еще один вид глобальных инфраструктур, которые могут претерпеть в результате внедрения в них Интернет технологий более серьезные изменения. Это – инфраструктуры, обслуживающие систему общественного разделения труда, а среди них главным образом те, которые играют роль социально-экономических механизмов координации и регулирования в обществе. Такого рода инфраструктуры задают общие рамки и формы социально-экономических взаимодействий для всех действующих лиц общества (индивидов и организаций). Поэтому изменения в них могут иметь достаточно радикальный характер и выглядеть, в том числе, как изменение доминирующей формы общественного порядка. Притом, что взаимодействия между людьми, опосредуемые данными инфраструктурами, носят исключительно информационную природу, то внедрение в них Интернет технологий может быть комплексным и глубоким.

Самыми известными примерами данных инфраструктур являются рыночный механизм ценовой координации ("невидимая рука" рынка), а также командный механизм, используемый в иерархических организациях ("видимая рука" менеджера). Менее известна третья форма механизма координации, реализуемая людьми через прямые равноправные согласования совместной деятельности по типу "все со всеми", которая используется главным образом в небольших коллективах.

Подробнее особенности влияния Интернет технологий на данные механизмы координации рассматриваются в следующих главах. Поэтому рассмотрим здесь лишь общие перспективы их превращения в сетевые инфраструктуры.

Хорошо известны предельные масштабы каждого из механизмов координации. Рыночный механизм позволяет координировать деятельность участников общественного разделения труда по всему пространству социально-экономической системы. Командный механизм работает в масштабах гигантских международных корпораций, но при этом, как показал опыт СССР, он не может заменить рыночный механизм на всем пространстве больших систем. Третья форма, как уже упоминалось выше, может работать только для координации совсем небольшого количества участников совместной деятельности.

Замечено, что разные механизмы координации адаптированы к разным возможностям для информационных взаимодействий, которые встречаются в социально-экономических системах. Поэтому каждый из них имеет свою нишу и все они вместе, где-то дополняя друг друга, а где-то и конкурируя, обеспечивают координацию участников общественного разделения труда на всем пространстве системы. Однако при изменениях в возможностях для информационных взаимодействий, например, при появлении Интернет технологий, сложившийся "баланс сил" между разными механизмами может измениться.

В современном обществе рыночный и командный механизмы имеют уже достаточно развитые инфраструктуры, которые долгие годы обеспечивают их нормальное функционирование. Можно предсказать, что общее развитие Интернет технологий, а также формирование онлайновых сообществ и сетевых организаций создают условия для расширения рамок применимости третьей формы координации, т.к. она лучше других соответствует их сетевой природе и использует новые возможности для информационных взаимодействий. Превращение третьей формы координации в сетевую инфраструктуру приведет к ее расширенному использованию в социально-экономических системах. Фактически, это означает появление (дополнительно к уже действующим рыночному и командному механизмам) нового "сетевого механизма координации".

Развитие Интернет технологий будет постепенно способствовать формированию сетевого механизма координации и укреплять его позиции в по отношению к рыночному и командному механизмами. Можно ожидать, что через какое-то время (например, 10-15 лет) сетевой механизм координации станет доминирующим инструментом согласования совместной деятельности людей в экономике и в других сферах общественной деятельности человека. Если вспомнить, что в истории нашей цивилизации образ социально-экономического порядка, как правило, отождествляется с доминирующей формой механизма координации, то говорить о начале эры сетевой экономики можно будет лишь тогда, когда будет создана инфраструктура сетевой экономики и запущен ее сетевой механизма координации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.009 с.)